ЕВРОценности для армян: каким будет «геополитической вектор» российского форпоста?

Армяне обвиняют Европу в подрыве национальных ценностей?

Законопроект, направленный на предотвращение бытового насилия в Армении, не получил должной поддержки после того, как его противники активно утверждали, что данная инициатива является европейской попыткой подорвать традиционные армянские ценности, — пишет армянская журналистка Гаянэ Абрамян.

Законопроект под названием «Профилактика и борьба с насилием в семье» был опубликован в ноябре на сайте Министерства юстиции Армении. Законопроект был направлен на усиление законов о бытовом насилии, на создание механизмов, направленных на его предотвращение в армянских семьях, а также на предоставление услуг для жертв, которые столкнулись с разными видами бытового насилия. Проект был разработан в рамках программы Европейского Союза, где в случае его принятия предусмотрено право Армении на получение 11 миллионов евро в качестве помощи.

Однако, сразу же после протестов, министерство было вынуждено перенести рассмотрение данного закона на следующий день, пообещав организовать всеобщие обсуждения, и принять во внимание мнения граждан по этому вопросу.

«Если мы думаем, что европейцы проснулись в один прекрасный день и начали внезапно проявлять сильное беспокойство о благосостоянии армянских женщин, то мы серьезно ошибаемся», — заявил Арман Бошян, основатель комитета «Pan-Armenian Parents’ Committee». Бошян утверждает, что законопроект был «крайне опасной» попыткой европейского нападения на армянские семейные ценности.

«Проблема заключается в том, что вопрос о насилии в семье является более выраженным в Европе. Основной целью данного законопроекта является проникновение в армянские семьи и разрушение традиционных корней наших семей. Этот законопроект вводит прямые механизмы для разлучения детей со своими семьями», — заявил он.

Тем временем сторонники этой инициативы утверждают, что многие откровенные противники законопроекта имеют связь с российским правительством, и эти люди, по сути, замешаны в кампании по расширению российского влияния в Евразии.

«Большинство тех, кто открыто выступает против закона, а также большинство СМИ, которые их поддерживают, явно отличаются пророссийскими настроениями, многие из них получают гранты из Москвы», — сказал Даниэль Иоаннисян, председатель НПО «Союза информированных граждан», прозападного мозгового центра в Ереване.

В декабре прошлого года данный Союз подготовил доклад, уличив армянские организации, выступающие против законопроекта о насилии в семье, в том числе комитет «Pan-Armenian Parents’ Committee» в связи с российским правительством. «Это просто служит удобным поводом для повышения уровня анти-европейских настроений в рамках более широкой общественности, ведь всем известно, что семья и дети по-прежнему остаются болевыми и уязвимыми точками нашего общества», — сказал Иоаннисян.

Недавно парламент России проголосовал за смягчение законов, направленных против насилия в семье. Вообще, за последние несколько лет Россия заняла в этом вопросе более консервативную позицию, утверждая, что либеральные общественные движения, такие как движение за права геев и сексуальных меньшинств, в целом, являются часто западными идеями и противоречат евразийскому менталитету. С поддержкой России или нет, но эта идея поддержана на всей территории бывшего советского пространства, включая Армению.

«Тема бытового насилия и гендерного равенства являются инструментами, которые используются определенными группами в обществе, а также некоторыми органами власти для отвлечения внимания общественности от реальных социальных проблем и изображают западные демократические ценности, как вырождение», — сказала Лара Агаронян, правозащитница и руководитель Женского ресурсного центра в Ереване.

Тем не менее, согласно результатам опроса 2011-го года, проведенного Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, около 60 процентов армянских женщин обратились в соответствующие структуры с заявлениями, что они, как минимум раз в жизни, сталкивались с насилием в семье. В соответствии с докладом пропагандистской группы «Коалиции по борьбе с насилием в семье», за последние семь лет 30 женщин были убиты в семье; в семи из этих случаев убийство произошло в присутствии детей.

Однако, правительство Армении оспаривает утверждения, что закон будет разлучать детей с родителями. «Это дезинформация. Данный законопроект не имеет ничего общего с разлучением детей со своими семьями. Наоборот, он предусматривает четкий механизм защиты прав детей и предотвращение насилия в семье. Это то, чего не хватает армянскому обществу сегодня. Очень часто полицейские не имеют возможности осуществлять какие-либо профилактические меры», — отмечает Баграт Казинян, советник министра юстиции.

Это не первый раз, когда армянские социальные вопросы приобрели геополитическую окраску. В 2013 году в Армении вспыхнули нешуточные общественные дебаты вокруг, так называемого, «Закона о гендерном равенстве», так как противники законопроекта называли данную инициативу европейским продвижением нетрадиционных гендерных ролей в семьях. Эти дебаты были втянуты в отдельные дискуссии: нужно ли подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом или вместо этого присоединиться к России под руководством Евразийского экономического союза. В конечном счете, был принят гендерный законопроект, хотя под другим названием, которое исключало слово «гендер», и Армения остановила свой выбор на Евразийском союзе.

В том же году после сильной общественной реакции на повышение цен на транспорт, спикер парламента Армении Галуст Саакян призвал протестующих «вместо выказывания недовольства относительно повышения цен начать бороться против нахождения на повестке дня законопроекта о правах геев».

По словам Степана Сафаряна, политического аналитика и руководителя Армянского института международных отношений и безопасности, в 2013-ом году в Армении «пошла волна искажений и неправильной интерпретации европейских ценностей. «Эти события были намерено использованы определенными группами для того, чтобы уравнять европейские ценности именно с гендерными и проблемами ЛГБТ, а также сорвать подписание соглашения об ассоциации», — сказал Сафарян.

По словам Сафаряна, в те дни в этой пропаганде принимали активное участие пророссийские круги. Они утверждали, что путем подписания Соглашения об ассоциации мы будем вынуждены принять законы о правах геев и сексуальных меньшинств. Организации, занимающиеся вопросами насилия в отношении женщин, были целенаправленно помещены под прицел анти-европейских критиков.

Эта модель повторилась и с текущей дискуссией, — сказала Карине Ачемян, депутат от правящей Республиканской партии. По словам депутата, создается впечатление, которое я составила из дискуссий в армянском парламенте, что многих членов парламента вообще не интересовали вопросы поддержки жертв насилия в семье. Вместо этого, они занимались взаимными обвинениями, когда главный вопрос дискуссии оставался в стороне.

По словам депутата, дискуссия о принятии законопроекта о «Профилактике и борьбе с насилием в семье» превратилась в борьбу между пророссийскими и проевропейскими силами. То же самое произошло в 2013 году во время обсуждения закона о «Гендерном равенстве», когда, вместо того, чтобы сосредоточиться на законе и создании реальных механизмов поддержки семьи, депутаты обсуждали совершенно другие вопросы, а дебаты превратились в противостояние геополитических интересов.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

970