Джейла Сеидова: «В освобожденных Джабраиле и Зангелане вновь прозвучала азербайджанская музыка» — ИНТЕРВЬЮ
Сегодня мой собеседник — Джейла Сеидова, азербайджанская скрипачка, лауреат международных музыкальных конкурсов, первая скрипка Государственного струнного оркестра Азербайджана, чье имя включено в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана» Джейла Сеидова.
Второго февраля 2021 года в День молодежи Джейла Сеидова была удостоена звания «İlin peşəkar gənci» («Молодой профессионал года»). Награду девушке вручила председатель Республиканского комитета профессиональных союзов работников культуры Джамиля Саттарова.
Во время беседы с Информационно-аналитической онлайн газетой «Новая Эпоха» Джейла Сеидова рассказала о проектах, в которых ей удалось принять участие во время пандемии, поделилась впечатлениями от поездки в освобожденные Физули, Джабраил и Зангелан, отметила, что ее стимулирует заниматься творчеством и поделилась планами на будущее.
— Джейла, в первую очередь, хочу поздравить Вас с заслуженной наградой. Во время пандемии Вы оказались одним из самых активных музыкантов, присоединившихся к акции #evdəqal (оставайся дома), призывающей к социальной изоляции для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Вы не только разучивали новые произведения, но записывали свои выступления и делились ими в социальных сетях, выступая как сольно, так и в составе струнного квартета.Как Вам удавалось себя мотивировать в этот непростой период?
-Большое спасибо за поздравление! Минувший год в творческом плане начался великолепно, ведь в феврале мне довелось выступить на гала-концерте в президентском Квиринальском дворце в Риме по случаю открытия «2020-й год – Год азербайджанской культуры в Италии». На концерте присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева, президент Италии Серджо Маттарелла и его дочь Лаура Маттарелла. Мы исполняли произведения азербайджанских и итальянских композиторов.
Были и другие интересные проекты, но потом началась пандемия, охватившая весь мир, и нам пришлось приспосабливаться к новым реалиям жизни. За период строгого карантина, несмотря на сложность и непростой год, появилось гораздо больше времени творить и отбирать новый репертуар. За этот отрезок времени я подготовила немало проектов, приняла участие в онлайн-концертах, выступая как сольно, так и в составе Азербайджанского государственного струнного оркестра, а также снимала семейные видео, подключив к этому процессу родителей. Проще говоря, музицировала в рамках акции #evdəqal и каждый раз мне в голову приходили интересные идея. У нас дома достаточно большая библиотека, и на поиск интересных нот у меня ушло немало времени. Если раньше не было возможности столько часов отбирать интересную музыку, то пандемия предоставила мне этот шанс, которым я воспользовалась сполна, стараясь проводить свое свободное время с пользой и заниматься творчеством.
Как вы знаете, мой репертуар достаточно разнообразен, который включает произведения азербайджанских и зарубежных композиторов. За время карантина я пополнила свой репертуар в большей степени яркими образцами колоритной азербайджанской музыки, так как мне удалось найти ноты замечательных произведений Узеира Гаджибейли, Тофика Кулиева, Фикрета Амирова и других. Примечательно, что эти сочинения написаны нашими композиторами специально для скрипки. Это полноценная красивая скрипичная музыка.
— Наверное, Вы, как и многие музыканты, очень тосковали по сцене?
— Честно говоря, я безумно соскучилась по сцене, зрителям и невероятным эмоциям, которые дает выступление перед публикой. Для человека, привыкшего к постоянным репетициям, выступлениям, гастролям, и главное – выходам на сцену – период пандемии стал проверкой на прочность, когда ритм жизни кардинально изменился особенно в период строгого карантинного режима. Нам музыкантам, конечно, не хватает сцены, но считаю, что даже на карантине не стоит сидеть сложа руки, необходимо заниматься тем, что доставляет тебе удовольствие и позволяет отвлечься от повседневности. Для меня – это музыка, мое любимое занятие, поэтому после игры у меня совершенно нет чувства усталости, наоборот, наблюдается эмоциональный подъем и улучшается настроение. Мне хочется дальше творить и создавать. Поэтому я стала сама себя мотивировать и стараться не расставаться с инструментом.
— Однако онлайн-концерт лишает музыканта контакта со зрителем. Как Вам удавалось приспосабливаться к новой реальности?
— Конечно, в онлайн-концертах нет той взаимной энергетической отдачи, как на концертах, но у нас не было другого выхода, а заниматься творчеством хотелось, поэтому выбор был очевиден. Виртуально у тебя есть возможность что-то переснять, записать произведение несколько раз, если не получается с первого раза, но выход на сцену он неповторим, возможно, именно в этом и кроется его прелесть. У меня всегда присутствует закулисное волнение, несмотря на многолетний опыт. Мой каждый выход всегда сопровождается одной и той же фразой, которую я повторяю, чтобы настроиться перед игрой – «Джейла, ты будешь играть так, словно это твой последний концерт». Знаете, эта мысль помогает мне погрузиться в атмосферу и выступить на одном дыхании, словно это происходит в последний раз. Чуткий зритель всегда замечает твои эмоции и чувствует, вкладываешь ли ты душу в свою игру или нет… И когда после финальных аккордов раздается шквал аплодисментов, тебя переполняет чувство гордости, ты находишься в состоянии эйфории, когда слушатели, получив твою энергию, возвращают ее обратно вдвойне. Это просто потрясающе! Ради этого хочется творить, выступать и заниматься музыкой. Мне нравится затрагивать сердца слушателей своей музыкой.
— Каждый раз Вы удивляли поклонников своего творчества чем-то новым, к примеру, исполняя не только классические произведения, но и мелодии из известных фильмов.
— Знаете, поиск новой мелодии может произойти спонтанно. Во время пандемии наш телевизор работает практически круглосуточно. И вот, проходя рядом, ты невольно останавливаешься и начинаешь прислушиваться к приглянувшейся тебе мелодии, затем открываешь интернет и находишь ноты этого произведения, разучиваешь и исполняешь. Вообще, в фильмах я всегда обращаю внимание на музыку, качество и правильную подборку, которые влияет на восприятие той или иной кинокартины. Понимаете, некоторые музыкальные хиты из кинофильмов исполняются ну очень часто, поэтому мне зачастую хочется сыграть что-то менее популярное, но не менее интересное и заслуживающее внимание меломанов.
— Какой музыке Вы отдавали предпочтение во время пандемии?
— Музыка – это уникальное искусство, способное передавать человеку и пробуждать в нем самые разные эмоции, начиная с грусти и заканчивая радостью. Во время карантина я больше отдавала предпочтение музыке, вдохновляющей человека, стимулирующей его жить дальше, поднимающей дух, ведь пандемия с психологической точки зрения стала моральным испытанием для многих. Поэтому я старалась исполнять больше эмоционально-яркую музыку, дарящую позитив и теплые эмоции.
Будучи классическим музыкантом и исполняя на концертах большие классические произведения, я понимаю, что пользователи социальных сетей зачастую хотят послушать что-то известное, но в то же время небольшое по продолжительности, красивое и яркое произведение. Это может быть фрагмент какого-то сочинения или целое произведение. Записывая новое видео, я стараюсь учитывать эти моменты. Особенность этих видеороликов состоит в том, что они должны длиться буквально одну-две минуты, не более, чтобы не утомить слушателя, который будет в предвкушении следующего видео. Конечно, если говорить о полноценных онлайн — концертах, то там зачастую собирается другая публика, которая целенаправленно заходит и слушает всё от начала до конца, по 15-20 минут и больше. Это могут быть музыканты, музыковеды, любители классической музыки, но если говорить о простых слушателях (обычных пользователях соцсетей, не профессионалах), то им нравится небольшой формат, о котором я рассказала выше.
— Насколько мотивирует Вас реакция друзей и подписчиков на Ваши видео?
— Поддержка людей меня особенно вдохновляла и мотивировала продолжаться заниматься творчеством. Видимо, мне повезло с друзьями и подписчиками в социальных сетях, которые с большой теплотой реагировали на мои видеозаписи, писали комментарии, делились у себя на страницах, пересылали их друг другу. Столь теплая отдача слушателей в период пандемии особенно ценна. Это невероятная поддержка! Многие удивляются, как в столь непростое время я продолжаю заниматься творчеством, но ответ прост – я люблю музыку, поэтому у меня есть желание этим заниматься, получая удовольствие от самого процесса. Эта инициатива исходит изнутри. Я также старалась мотивировать своих друзей и коллег-музыкантов, вместе с которыми мы в период карантина смогли записать несколько интересных видео. Вместе с единомышленниками работается веселее и интереснее.
Надеюсь, что в скором времени мы сможем вернуться к прежней жизни и вновь начнем выступать перед нашими любимыми зрителями. Мы соскучились по ним, а они по нам, в чем я уверена (улыбается). Думаю, 2021 год принесет нам много радостных событий, концертов, мероприятий в культурной жизни.
— Джейла, расскажите про проект «Сары гялин», который был представлен общественности в день независимости Азербайджана – 18 октября.
— Конец сентября ознаменовал начало Отечественной войны. События, происходившие на фронте — продвижение вперед доблестной азербайджанской армии и освобождение оккупированных армянами территорий повысили дух патриотизма в азербайджанском обществе. Каждый из нас искренне радовался этим успехам и хотел внести свою лепту в общую победу. Музыканты в этом плане не стали исключением, стараясь своим творчеством еще больше поднять дух азербайджанского общества. Во время Второй Карабахской войны свои эмоции и переживания я старалась передавать через музыку, позволяющую мне самовыражаться, а слушателям дотронуться до глубин моей души, которые чувствовали эту грусть, переживания, боль потери и радость победы!
На волне победоносного продвижения Азербайджанской армии, освобождения наших земель от оккупации и Дня независимости, который ежегодно отмечается в Азербайджане 18 октября, мы решили представить общественности патриотический проект, реализованный закрытым интеллектуальным клубом и каналом «АЛОВ», — азербайджанскую народную песню «Sarı gəlin» («Сары гялин») в новой балетной версии.
Музыку исполнила я, а танец – азербайджанская балерина Нигяр Алиева. Расскажу предысторию этого проекта. Мне посчастливилось познакомиться с Айдан Мамедовой, основателем закрытого интеллектуального клуба и канала «АЛОВ», который проводит культурные и образовательные мероприятия в Азербайджане. Айдан ханум – это прекрасный человек, который буквально наполнен творческими идеями. Она буквально видела этот клип до каждой мелочи, начиная от балета, который впервые был использован в «Sari gəlin», и заканчивая местом съемки данного проекта. Особое внимание уделили цветам, чтобы наши наряды органично сочетались с живописными осенними пейзажами Габалы. Мне очень понравилась эта идея. В этом мы были единомышленниками. Я поработала над созданием новой музыкальной версии «Sari gəlin», где просто не смогла обойтись без одного из моих самых любимых азербайджанских народных инструментов – балабана, на котором в свое время я хотела научиться играть, но, думаю, в будущем мне удастся воплотить в жизнь свою мечту. Обговорив все детали, мы приступили к съемкам, которые прошли в творческой и дружеской атмосфере. Материал был отснят на одном дыхании. Я думаю, клип получился патриотичным, колоритным и душевным, где мы показали балетно-классическую версию азербайджанской народной песни «Sari gəlin», наш национальный музыкальный инструмент балабан и живописные ландшафты нашей Родины — Азербайджана.
— Я сам был свидетелем бурной реакции на этот клип наших «соседей», принявшихся изливать свою желчь…
— Клип, естественно, не остался без внимания наших многострадальных «соседей», которые не смогли пройти мимо и стали традиционно сочинять всякие небылицы, к которым мы уже привыкли. Дискуссии растянулись на несколько дней. Стоит отдать должное азербайджанским пользователям социальных сетей, ведущим информационную войну, которые дипломатично и тактично отвечали на все нападки наших «соседей», чем их обезоруживали, и виртуальным «героям» оставалось только захлебываться своей злостью. Главное – мы показали нашу культуру. Как говорится, собака лает – караван идет.Наши «соседи» любят присваивать то, что им не принадлежит, поэтому их реакция не стала для меня чем-то новым. Таким образом, клип стал нашим своевременным вкладом в информационную войну, обескуражив наших «соседей».
Думаю, этот номер международного уровня можно в будущем показать зарубежной публике, например, европейской, ведь в нем оригинально сочетаются элементы культуры Востока и Запада. С одной стороны, это азербайджанская народная песня и наш музыкальный инструмент балабан, а с другой – балет и скрипка. Данный проект, несомненно, найдет отклик и иностранного зрителя.
— В День национального флага Вы исполнили гимн Азербайджана и поместили видеозапись у себя на странице в Фейсбуке, которая вызвала много теплых отзывов. Как Вам удалось реализовать свою задумку?
— Это интересная история. Съемки прошли на крыше нашего дома. Пришлось бороться с сильным февральским ветром (смеется). На съемку этого полтора минутного видео ушло несколько часов, ведь необходимо было подобрать костюм, выбрать правильный ракурс, место съемки и сделать несколько записей, чтобы затем выбрать наиболее удачный вариант. Здесь я сама себе режиссер, поэтому, целиком и полностью опираюсь на свою фантазию. В качестве оператора выступила мама. Я не умею делать монтаж, поэтому видео получаются естественными без какого-либо редактирования, поэтому слегка проскальзывает шум ветра, ведь это не студийная запись. Зато видео получается реальным и без обработки, что многим и нравится.
Представляете, я записала это видео в день Флага, а на следующий день ночью объявили о Победе Азербайджана в Отечественной войне. Я словно предчувствовала на подсознательном уровне, что буквально на днях должно произойти что-то хорошее. В итоге, так и получилось. Меня настолько переполняли эмоции, что я не могла находиться дома, от радости хотелось кричать, поэтому весь день 10 ноября я находилась в центре города, который в тот день исходила вдоль и поперек, вместе с азербайджанским флагом.
Помню, как 8 ноября мы праздновали день освобождения города Шуша, который называют «Консерваторией Востока» и «Колыбелью азербайджанской музыки», подарившей нам такой величины музыкантов, композиторов и деятелей культуры. Для каждого музыканта Шуша имеет символическое значение, поэтому новость о ее освобождении вызвала фантастические эмоции, а на глазах выступили слезы радости.
— Вы стали первым музыкантом, выступившим в освобожденном Физули. Расскажите про эту историческую поездку…
— Мне сообщили о поездке буквально накануне, попросив подготовить несколько произведений. Я согласилась, не задумываясь, и сразу начала работать над программой, куда вошли произведения азербайджанских и западно-европейских композиторов: композиция из кинофильма «Список Шиндлера», Ноктюрн Шопена из кинофильма «Пианист», сочинение «Bulaq başında» Фикрета Амирова и «Времена года. Лето» Антонио Вивальди.
Каждое из этих произведений имеет свои особенности – здесь и лирика, и меланхолия, и эмоциональный подъем. Одним словом, по эмоциональному разнообразию данная программа практически охватывает весь спектр человеческих чувств. Ведь с одной стороны невыносимо больно видеть эти разрушения, но с другой — тебя переполняет чувство радости и гордости, что наши земли освобождены. В итоге я стала репетировать и успела вовремя подготовиться.
— С кем Вы отправились на освобождённые территории?
— Мы поехали в Физулинский район вместе с аккредитованными в Азербайджане послами зарубежных стран, дипломатами, военными атташе и руководителями международных организаций. Нашу делегацию сопровождали помощник Президента Азербайджана, заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев, помощник первого вице-президента Эльчин Амирбеков и другие официальные лица. Цель поездки – показать международной общественности последствия ущерба, причиненного армянскими оккупантами Физулинскому району.
— Что Вы испытали, оказавшись на месте назначения?
— Я испытала смешанные чувства. Эмоции были от самых грустных, до самых счастливых. Я смотрела на ужасные развалины, которые устроили оккупанты на наших землях, превратив некогда благоухающие цветущие сады в выжженную землю, усеянную минами, о чем свидетельствовало огромное количество красных флажков, установленных возле обнаруженных мин, а ведь еще осталось много устройств, которые только предстоит обезвредить нашим саперам, у меня сердце сжималось от боли. Нас четко проинструктировали, что передвигаться нужно по заранее обозначенному маршруту и ни в коем случае не ходить по необследованной территории. Очень грустно и тяжело было смотреть по сторонам, ведь повсюду следы войны: перевёрнутые танки, сгоревшие машины, следы от разорвавшихся снарядов, гильзы, солдатские каски,окопы и многое другое. Меня ужаснуло, что в столь большом городе и районе, как Физули, не осталось ни одного целого здания, одни развалины. Одно дело смотреть фотографии или кадры по телевизору, а другое видеть это своими глазами…Раньше нечто подобное я видела только в фильмах про войну, а теперь лицезрела это в реальности на наших освобожденных территориях.
— Где именно Вы исполнили заранее подготовленный репертуар?
— В качестве места для исполнения был выбран заросший сорняками и всевозможной растительностью пустырь возле развалин здания Культурного центра Физулинского района, где я исполнила все четыре произведения.
Иностранные дипломаты пришли в ужас, вживую увидев акты армянского вандализма. Они прочувствовали всю боль, передаваемую мной посредством музыки. Многие не могли сдержать слез, ведь искусство посреди разрушений — это само по себе символично. Мое выступление стало своеобразным посылом к миру и добру, что в скором времени наши районы и города, разрушенные захватчиками, будут восстановлены, жизнь вновь вернется в эти края, там снова зазвучит музыка, а на землях вновь зацветут благоухающие сады. Мы окружим наши земли любовью и заботой, чтобы излечить их от тоски и заброшенности, длившихся почти три десятилетия.
— Как дипломаты отреагировали на Вашу игру?
— Примечательно, что после стольких месяцев карантина мне впервые довелось выступить перед живой публикой, которая очень тепло восприняла мою игру и снимала ее на видео. Иностранные дипломаты, впечатлённые моим исполнением, подходили и интересовались, сколько лет я занимаюсь музыкой, где училась и не скупились на похвалы. Мне было приятно видеть такую реакцию с их стороны.
Было невероятно приятно стать первым музыкантом, который выступил на наших освобождённых землях, находившихся под оккупацией почти три десятилетия. Эмоции просто зашкаливали. Это неописуемое счастье выступать со столь интересной и разнообразной программой. Мне бы хотелось выступить и на других освобождённых землях с большой концертной программой произведений азербайджанских и европейских композиторов. Думаю, что впереди нас ждет множество концертов на восстановленных и новых музыкальных площадках, которые обязательно будут построены. Я уверена, что в будущем мы будем гораздо чаще исполнять именно радостную музыку, символизирующую победу Азербайджана в Отечественной войне.
Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность Верховному главнокомандующему, президенту Ильхаму Алиеву и бесстрашным азербайджанским воинам за освобождение наших земель. Героизм, проявленный нашими бойцами во время 44-дневной Отечественной войны, закончившейся справедливой победой Азербайджана и восстановлением территориальной целостности нашей страны, будет жить вечно! Светлая память нашим шехидам, отдавшим свои светлые жизни за Родину! Память о них будет всегда жить в наших сердцах.
Помимо видеозаписей, я также выложила в социальную сеть фотографии, сделанные на фоне разрушений, чтобы мои зарубежные друзья могли наглядно убедиться, во что оккупанты превратили наши земли.
— Вчера Вы уже во второй раз посетили освобожденные земли, на этот раз Джабраил и Зангелан, где выступили с музыкальной программой. Расскажите про эту поездку…
— Да, вчера мне посчастливилось оказаться в составе делегации, посетившей освобожденные земли Джабраильского и Зангеланского районов. Послы, военные атташе и главы представительств международных организаций в Азербайджане вместе с помощником Президента — заведующим отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикметом Гаджиевым, помощником Первого вице-президента Азербайджана Эльчином Амирбековым и другими официальными лицами ознакомились с разрушениями, учинёнными армянами на освобожденных территориях. Представителей аккредитованного в Азербайджане дипломатического корпуса проинформировали об учиненных армянами зверствах и актах вандализма. В нашу делегацию также вошел всемирно известный фотограф Реза Дегати, рассказавший дипломатам о разрушениях, отметив, что нигде ранее не сталкивался с чем-то подобным. Эмоции переполняли. Очень больно и грустно видеть оскверненное кладбище в Джабраильском районе, разрушенные мечети, развалины памятников архитектуры и многие другие зверства этих варваров. Эти эмоции сложно передать словами.
В Джабраиле я исполнила композицию из кинофильма «Список Шиндлера», «Аразбары» Узеира Гаджибейли и «Времена года. Зима» Антонио Вивальди, которое разучила во время пандемии. Исполнение данного произведения для меня стало премьерой. Исполняя нашу музыку на освобожденных землях, меня переполняло чувство радости и гордости. В освобожденных Джабраиле и Зангелане вновь прозвучала азербайджанская музыка…
Затем мы посетили знаменитый Худаферинский арочный мост, перекинутый через реку Араз. Наряду с вышеперечисленными разрушениями, которые сильно огорчают, меня впечатлила невероятной красоты природа этих мест. Мост, его архитектура и масштабы произвели потрясающее впечатление. Природа Джабраила и Зангелана, как и других наших районов, не может не восхищать!
Далее выступление продолжилось в Зангелане, где я исполнила «Сары гялин», «Песню о Баку» Тофика Гулиева и композицию Рольфа Ловланда «Песня из секретного сада».
Иностранные дипломаты вновь очень тепло отреагировали на мою игру, не скупясь на эпитеты. Приятно видеть, что на эти земли вновь возвращается жизнь. Это и стремительное строительство новых домов, и прокладка дорог и многое другое. Проезжая через Физули, я впервые вживую увидела, как работают наши саперы, занимаясь разминированием освобожденной территории. Уверена, что в ближайшем будущем все наши земли будут очищены от мин и люди в безопасности смогут вернуться к себе домой.
— В конце минувшего года Вы приняли участие в проекте, посвященном памяти известного бразильского композитора Альберто Непомучено…
— Да, в декабре прошлого года посольство Бразилии в Азербайджане совместно с Азербайджанской государственной академической филармонией имени Муслима Магомаева реализовало совместный проект, посвященный 100-летию со дня кончины выдающегося бразильского композитора, дирижёра, пианиста, органиста, скрипача и педагога Альберто Непомучено. Мы, имею в виду Азербайджанский государственный струнный квартет, исполнили Струнный квартет № 3 ре минор («Бразилейро») Альберто Непомучено, Струнный квартет Радамеса Гнаттали, «Аразбары» Узеира Гаджибейли, миниатюры Хайяма Мирзазаде и другие произведения. Длительность программы составила около 40 минут. Ввиду существовавшего в то время строгого карантинного режима концерт решили записать и показать по телеканалу «Mədəniyyət TV» («Культура»).
Было приятно стать частью этого проекта и исполнить красивую музыку…. Уверена, что впереди нас ждет много интересных выступлений (улыбается).
— Джейла, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Желаю Вам удачи в реализации новых проектов и творческих успехов.
— Большое спасибо за интерес к моему творчеству.
Рустам Гасымов