На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает известный украинский эксперт, директор Growford Institute Виктор Прошкин:
— Господин Прошкин, в конце прошлого года Нафтогаз и Газпром после длительных переговоров подписали соглашение о транспортировке российского природного газа в Европу через Украину. Какие детали у этих переговоров. Что Россия предлагала, а что требовала Украина?
— Начнем с того что Украина теряет свои транзитные возможности начиная с 2005 года. Основной фактор — этой проблемы политические. Особенно остро это проявилось во время вооруженного конфликта на Донбассе и аннексии Крыма. Это серьезные дестабилизирующие факторы регионального экономического сотрудничества. С другой стороны Российская Федерация вела неоправданно жесткую политику в отношении некогда “братских республик” и это повлияло на сокращение кооперации во многих отраслях в том числе — газовой. Несмотря на достигнутые в декабре 2019 года договоренности — газовый конфликт, как один из многочисленных конфликтов Украины и России не исчерпан. Мы будем еще свидетелями судебных тяжб за активы “Нафтогаза” в Крыму. Он просто отошел на второй план в ленте новостей про коронавирус. Эти договоренности стали возможными благодаря давлению западных партнеров на правительство Украины и прагматичности Путина, который понимал что нужно успокоить Европу в преддверии запуска более серьезных проектов. Фактически из основного транзитера Украина превратилась в вспомогательный транзит, соответственно и доход от транзита будет уменьшено в 2 раза и составит в среднем 1,75 млрд. долл в год. Во время строительства газопровода “Уренгой — Помары- Ужгород” в 80х из СССР в Европу — США тоже были против. Но тогда у них не было такого серьезного газового лобби — производителей сланцевого газа. Сейчас это один из главных аргументов и одни из главных лобби. Скорее всего их представители и засели в руководстве “Нафтогаза”.
Напомню, что НАК «Нафтогаз Украины», ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) и ОАО «Газпром» подписали новые соглашения с целью продолжения транзита российского природного газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины в 2020-2024 годах. По этим соглашениям Газпром заплатил 2,9 млрд. грн. в соответствие с решением Стокгольмского арбитража, а Украина должна была отказаться от новых исковых требований к российскому газовому монополисту. Но уже в апреле 2020 года эти требования были озвучены в новой редакции. “Нафтогаз” стал компанией-организатором транзита: бронирует в ОГТСУ мощности на «вход» и «выход» из ГТС по запросу Газпрома. Гарантированные минимальные мощности на транзит в 2020 году составляют 65 млрд куб. м газа, а в 2021-2024 годах — по 40 млрд куб. м. По данным “Нафтогаза” в 2019 году объем транзита составил 89 млрд. куб. м, а в кризисном 2015 — 67 млрд. куб.м. Украинская ГТС устроена таким образом что для поддержания давления в системе и обеспечения собственных потребителей ей необходим транзит газа, иначе придется инвестировать миллионы долларов строительство компрессорных станций и резервировать объемы технического газ для этих нужд. Таких ресурсов в Украине нет. Это приведет к поднятию цен на газ для потребителей.
— По-вашему это соглашение полностью отвечает интересам Украины?
— Однозначно это лучшее что произошло в отношениях двух стран за пять лет. Действия менеджмента НАК “Нафтогаз” и правительства которое назначило этот менеджмент не всегда совпадали с интересами Украины и ее граждан. Разработанная ими схема, по которой Украина покупала якобы “европейский газ” пять лет вымывала миллиарды долларов из экономики страны и личных сбережений граждан. Все это требует серьезных антикоррупционных расследований.
— Официальная позиция Украины по поводу строительства трубопровода по дну Балтийского моря (Северный поток) известна, так как эксплуатация данных проектов снизит важность старого маршрута по транспортировке голубого топлива из России в Европу и может лишить Киев важного козыря в газовом вопросе. Сегодня Северный поток заблокирован Евросоюзом после огромных усилий США. Как вы думаете, это временное явление или все-таки Кремлю удастся переубедить европейцев? Как никак на строительство данного проекта уже потрачена немаленькая сумма.
— Завершение строительства и ввод в эксплуатацию этих газовых потоков — вопрос времени. Кроме того Европа сама заинтересована быть оператором газового рынка и диверсифицировать риски. Украина как участник конфликта на востоке Европы снизила свои транзитные возможности и эффективность своих транспортных коридоров. Попросту — мы утратили доверие. Кроме того это и устаревшая техническая оснащенность и низкие КПД газовых компрессорных станций, которые тоже требуют серьезной модернизации. Кремль имеет более серьезный арсенал аргументов и возможностей чем Киев, пользуется интересами крупных европейских игроков — Франции и Германии. Газовая генерация является сегодня оптимальным решением для правительств, умеющих считать деньги и экологические риски.
— Параллельно с нефтью снижаются и цены на природный газ. Как долго сохранится эта тенденция? Если отмена карантинного режима в ряде индустриальных стран спровоцирует резкий рост спроса на энергоносители, то США, Катар и остальные потенциальные поставщики сжиженного газа в Европу способны обеспечить потребность континента в голубом топливе?
— Продолжительность падения цен на нефтяных и газовых рынках будет зависеть от договороспособности основных игроков — России, США, стран ОПЕК. От запасов прочности, временных союзов и готовности идти до конца. Любые сырьевые экономики уязвимы от колебаний спроса и предложения, поэтому те кто конвертировал нефтедоллары в наукоемкие производства смогут уверенно преодолеть кризис. Спрос на голубое топливо, в связи с увеличением энергоемкости производств и необходимостью сокращения угольной и атомной генераций, будет только расти. Поэтому введение дополнительных магистралей подачи газа в Европу будет актуальным.
— Вследствие карантина и глобального кризиса украинская экономика сократится на 5% в 2020 году. Об этом сообщается в макроэкономическом прогнозе НБУ. Разумеется, это приведет к банкротству ряда отраслей экономики и росту численности безработных. Для преодоления данного кризиса украинское правительство опять обратилось к международным финансовым институтам. На какой стадии находятся переговоры с МВФ и Международным банком? Украине выделят достаточно денег для поддержки бизнеса и для социальной поддержки населения?
— Эксперты называют более страшную цифру падения экономики — 7,5%. Деиндустриализация, которая стала результатом внутренней экономической политики в Украине последние 29 лет особенно остро проявилась в последние пять лет. Разрыв экономических связей, потеря российских рынков сбыта для промышленной продукции, отсутствие условий для кредитований производства все это события не одного дня. Обращение за кредитами в МВФ не решит этих проблем. Это только фактор стабилизации, которого если ничего не делать ничего не даст. И снова придется идти за очередным кредитом. Новая программа МВФ будет 18 месячной. Сумма финансовой поддержки ожидается в 5 млрд.долларов. Но пока Верховна Рада не примет “антиколомойский” закон мы не увидим кредита от этого финансового института. Для социальной поддержки населения правительство выделило одноразово 1000 грн (37 долларов) пенсионерам, но этой суммы недостаточно. Что касается поддержки врачей решение увеличение зарплаты -до 300% пока реализовано только в одном регионе Украины. Что касается бизнеса — программа кредитов малому бизнесу под 5-7-9% тоже не является реальной: в связи с ограниченным финансовым ресурсом и сложностью получения кредита. Банкам сегодня удобнее вкладывать в доход на депозитных сертификатах НБУ чем кредитовать бизнес. Пока здесь не будет изменений — мы не увидим результата.
— А в худшем сценарии, если условия кредита не устроят Киев, у Зеленского есть резервной вариант, некий план «Б» для спасения экономики страны?
— У руководства страны всегда должен быть план “Б” . Прежде всего это должны быть возвращение профессионалов в госаппарат, в изменения в налоговой и кредитной политике. Правительству необходимо вернуть себе контроль над госпредприятиями и государственными банками. Сегодня колоссальные суммы тратятся на содержание “наблюдательных советов” с зарплатами высокими даже по европейским меркам. Вспомните Коболева и его замов с зарплатами сравнимыми с бюджетами малых городов. Кроме того эти предприятия перестали выполнять необходимые регуляторные и социальные функции — так руководство “Укрпочты” отказывалось от доставки пенсий пенсионерам в сельской местности. Самое простое что может сделать государство в данных условиях — инвестировать в строительство дорог и объектов инфраструктуры, в том числе пограничных и таможенных переходов, упрощение и унификацию таможенных процедур. На это может быть выделено до 300 млрд. грн., за счет целевой эмиссии НБУ и выпуска облигаций внутреннего займа. Задача правительства создать для инвесторов атмосферу доверия и более привлекательные условия чем в соседних странах, поощрять размещение производств в Украине. Безусловно надо пересмотреть систему права, по которой инвесторы могут отстаивать свои интересы в Украине.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com