Цель данной статьи – познакомить вас с расстройствами пищевого поведения (РПП) и осветить актуальную тему, которая становится все более выпуклой в нашей стране.
Проблема РПП существовала и ранее, но только сейчас, в обществе, начинают обращать на нее внимание и обращаться за помощью.
От РПП страдают и мужчины, и женщины, однако женщины (девушки) чаще приходят в психотерапию. Ребенка или подростка обычно приводят родители.
Расстройство начинает формироваться в достаточно раннем возрасте, но, как правило, обращаются за помощью тогда, когда проблема становится настолько заметной, что ее невозможно игнорировать. К сожалению, к тому времени в организме человека уже нарушаются физиологические процессы.
Об этом мы поговорим с профессиональным психологом, гештальт-терапевтом, специалистом по РПП Валерией Абдуллаевой.
«Для начала давайте разберемся что это за недуг или же отклонение.
РПП – это история не про еду. Это болезнь отношений и способ приспособления, выживания человека в пагубной для него окружающей среде.
При чем же тут еда? При том, что человек начинает регулировать отношения с родителями и другими значимыми фигурами при помощи еды. Таким же образом он проживает эмоции, которые невозможно разместить в отношениях. А ведь каждый человек имеет право испытывать чувства свободы и счастья и жить полноценной жизнью.
РПП начинает развиваться в дисфункциональных отношениях. И, хотя, неживой фон может локализоваться вне семьи, например, в спортивной секции, в учебном учреждении, на работе, в любом случае отношения в семье имеют колоссальное значение. Именно в близких отношениях человек испытывает дефицит в удовлетворении базовых потребностей – принятия, безопасности, любви.
РПП — это системный симптом, который буквально встряхивает всю семейную систему.
Расстройство пищевого поведения может принимать различные формы. Здесь, мы будем говорить об адаптациях. Самые известные из типов адаптаций это анорексогенный, булимический, компульсивный. Ниже мы коснемся каждого из них.
Нервная анорексия (ограничительного и очистительного типа) проявляется не только в ограничении в еде, но также ограничении общения, чувств, эмоций. Человек ощущает себя неважным, ненужным, непринятым чувствами. От людей с анорексогенным типом часто можно услышать: «Я перфекционист». Они стремятся быть лучшими во всем, отличниками, медалистами, стремятся к недостижимому идеалу. Ограничивая себя в еде, они пытаются достичь «идеальной» фигуры, изнуряют себя голоданием, нескончаемыми тренировками. Таким способом они стараются заслужить любовь и принятие.
Нервная булимия – это подавленный протест. Это невозможность быть собой, размещать свое «Я» в отношениях. Человек переедает, проживая с помощью еды невыраженные чувства, эмоции, а затем очищается (используя рвоту или диуретики) с целью «облегчения», избавления от тяжести. После он чувствует стыд и вину, что запускает новый цикл. Это бесконечное спиральное движение, где время между циклами уменьшается, они становятся чаще и интенсивнее, не оставляя место для иной жизни. Страдает и финансовая сторона. Одна моя клиентка подсчитала, что за 8 лет перееданий и очищений, она потратила на еду около тридцати тысяч долларов.
Компульсивное (психогенное) переедание — это способ сделать себя нечувствительным с помощью еды. Человек привыкает заглушать все свои потребности едой. Этот тип формируется в семье, где переживания ребенка «облегчались» при помощи еды. В то же время, еда становится единственным кратковременным источником получения положительных эмоций-радости, удовольствия», — рассказала Валерия Абдуллаева.
Несмотря на то, что РПП разрушает организм, выбраться из РПП можно с помощью психотерапии. При этом участие всей семьи в психотерапевтическом процессе значительно ускоряет и облегчает лечение.
Джамиля Чеботарева
www.novayaepoxa.com