Что можно ждать от очередной встречи Алиева и Пашиняна? - Мнение

Вероятность того, что переговорный процесс между главами Азербайджана и Армении может не принести успехов высок, а потому риск возможного военного решения вопроса тоже не уходит с повестки дня.

О переговорном процессе и возможном военном урегулировании карабахского конфликта, рассказал в интервью Novayaepoxa.com военные эксперт, член Экспертного совета «Офицеров России», доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.

Александр Перенджиев

— Между президентом Азербайджана и премьером Армении ожидается встреча под предводительством МГ ОБСЕ. Как Вы оцениваете данную встречу, и может ли она привести стабильность в регионе Южного Кавказа?

— Я бы оценил эту встречу, как бесперспективную, с точки зрения реализации интересов Азербайджана по поводу возврата 7 оккупированных районов. А о территории Нагорного Карабаха и говорить нечего. Официальный Ереван никогда не пойдет на добровольную его передачу под контроль официального Баку. Как всегда на данной встрече будут обозначены позиции обоих сторон и обе стороны, а в особенности азербайджанская сторона, снова убедятся в отсутствии хоть каких-либо согласованных позиций. И Президенту Ильхаму Алиеву в очередной раз придется признать, что пока что переговоры проводятся ради переговоров.

Но в данном случае, когда ничего не меняется, вполне устраивает армянскую сторону. Ведь в этом как раз и состоит позиция официального Еревана – ничего не менять в своей позиции, и не идти ни на какие территориальные уступки официальному Баку. И путем постоянных переговоров ждать (вспомним мэма Ждуна), а вдруг когда-нибудь наступит такое время и Азербайджан согласится с утратой своих территорий и перестать требовать их возврата. Но дело в том, что азербайджанский народ и его руководство никогда не согласятся с потерей, в первую очередь – 7 районов, которые никогда не входили в состав автономного Нагорного Карабаха и были всегда в составе самой Азербайджанской ССР. А во вторую очередь – с потерей территории самого Нагорного Карабаха.

Поэтому, если официальный Ереван – это Ждун, когда «всё закончится и наступит мир», то есть удерживаемые им территории так и останутся под его контролем, а азербайджанская сторона с этим смирится, то официальный Баку абсолютно не желает превращаться в Ждуна и будет искать все возможные пути возврата своих оккупированных территорий.

— Руководство Азербайджана не раз заявляло том, что может начать военные действия по дэоокупации своих территорий. Если же переговорный процесс не приведет к нужным результатам, каковы риски возобновления широкомасштабных военных действий?

— Риски возобновления вооруженного конфликта весьма и весьма высокие. Как я уже сказал, официальный Баку всё больше склоняется к мысли, что ждать от переговоров нечего (то есть превращаться в Ждуна он не собирается). Поэтому Азербайджан постоянно вооружает свою армию, а сама армия уже вовсю тренируется по проведению решительных наступательных действий. Последние учения в марте с.г. азербайджанской армии показали решимость азербайджанских военных «порвать своих противников на куски». И это даже не метафора.

— Азербайджан является одним из крупных покупателей российского ВПК. Как бы вы на данном этапе оценили военный потенциал Азербайджана?

— Я бы оценил, как весьма высокий, но и не без проблем. Наличие военной техники и вооружения из разных стран, безусловно, значительно укрепляет Вооруженные Силы Азербайджана. Однако и создает немало проблем: сложности в координации действий подразделений, вооруженных разной техникой, учет разности ТТХ самого вооружения при планировании тактики действий, обеспечение узлами и деталями для разнородной техники, наличие специалистов, умеющих обслуживать и ремонтировать технику из разных стран и т.д. Как решаются эти проблемы, предлагаю обратиться с этим вопросом к военному руководству азербайджанской армии.

Анар Гусейнов

www.novayaepoxa.com

1540