Вчера один из самых успешных участников легендарной команды КВН «Парни из Баку», азербайджанский актер, режиссер, публицист, карикатурист, заслуженный артист Азербайджана Бахрам Багирзаде отметил свое 46-летие.
Мы решили побеседовать с вечным бакинцем, который с удовольствием ответил на все наши вопросы, и поздравили его с этим замечательным событием.
Представляем вашему вниманию интервью Информационно-аналитической онлайн газеты Novayaepoxa.Com (Новая Эпоха) с Бахрамом Багирзаде.
— Бахрам муаллим, добрый день! Давайте начнем со следующего вопроса — почему Вы выбрали именно режиссерский факультет?
— Здравствуйте! Это внутреннее состояние моей души. На мой взгляд – это профессия внутренне свободолюбивого человека. Когда я рассказал отцу о своем желании, он мне сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь – «Иди, учись, а главное – будь профессионалом своего дела». Буквально через 12 дней, 17 сентября будет ровно 10 лет, как его не стало. Я всегда буду ему благодарен за то, что он не разрешил мне пойти в полицию, хотя у меня была идея пойти по его стопам. Ровно через два года, будучи студентом второго курса, мы стали чемпионами СНГ в КВН. Это стало доказательством того, что я выбрал верный путь. В следующем году будет 30 лет, как я поступил на режиссерский факультет, и все, чем я занимаюсь по жизни, тесно связано с моей профессией, которая мне очень помогает в творчестве.
Режиссер — это человек с творческим мышлением, который придумывает идеи и воплощает их в жизнь. Это касается и фильмов, и выставок, и книг, и видеороликов и многого другого. Верстая книгу, занимаясь написанием рассказа, снимая видеоролики навыки режиссера дают о себе знать. Я часто слышу от своих друзей – «Бахрам, читая твои произведения, складывается впечатление, что смотришь кино», на что я всегда отвечаю – ребята, я не писатель, а режиссер. Этим все и сказано (смеется). Режиссура всегда присутствует в моей жизни, даже в семье, включая организацию разных событий и мероприятий, где я использую режиссерский подход.
— Какой фильм Вам бы хотелось снять?
— Если я когда-нибудь сниму фильм, то он будет про любовь, причем не обязательно между мужчиной и женщиной, это может быть к городу, отчизне, Всевышнему, человечеству, детям, родителям и т.д. Я знаю, что никогда не буду снимать фильмы ужасов, триллеры, боевики и фантастику. К сожалению, наш зритель соскучился по хорошему качественному кино.
— Что Вы считаете главным достижением своей жизни на данный момент?
— Мои дети! Я благодарен Всевышнему, что у меня есть дети и я воспитываю их, как считаю нужным. Сегодня стиль жизнь сильно изменился и в эпоху научно-технического прогресса, появления смартфонов, гаджетов и интернета становится все тяжелее воспитывать детей по прежним правилам и традициям. Считаю, что за последние 25 лет мы, азербайджанцы, страшно изменились. То, что нам не полагалось знать в наше время, сегодня детям все рассказывается.
— Что Вас расстраивает в сегодняшней жизни азербайджанского общества?
— Это то, что мы, к сожалению, теряем ту самую нить, генетический код, в результате чего, как бы ни страшно это звучало из моих уст, через 20-25 лет азербайджанского народа, как такового, существовать не будет. Население, проживающее на данной территории, будет жить, но оно будет охвачено процессом глобализации, а процесс стирания определенных традиций, обрядов и генетической идентичности будет только усиливаться. Это мое мнение, с которым многие могут согласиться или нет. В меня могут начать бросать камни, но я не могу не высказать своего мнения, потому что меня волнует эта ситуация. Если начать анализировать происходящие процессы в обществе, все становится ясно.
Со временем наши женщины перестанут готовить традиционные азербайджанские блюда, потому что нашей национальной кухне с каждым днем становится все сложнее бороться с всепоглощающим вредным для здоровья фастфудом. Наши женщины будут одеваться не так, как наши бабушки и прабабушки. Генетическая нить со временем будет потеряна. Будущие азербайджанцы уже не будут слушать шедевральные произведения наших классиков или мугам, а предпочитать совершенно другую музыку. К сожалению, все сферы нашей жизнедеятельности охватит глобализация и наши элементы идентичности, которые определяют нашу национальную принадлежность, сотрутся и растворятся. Хочу оговориться, что это грозит не только нам, но и многим другим народам. Эту тенденцию смогут выдержать лишь те народы, у которых сильный генетический код, чем мы похвастаться, к большому сожалению, не можем.
Тот факт, что мы сегодня еще сохранили нашу идентичность и национальность, сыграли роль ни язык, ни религия, а наши национальные обычаи и традиции, которых мы придерживаемся на праздниках, включая Новруз байрамы, свадьбы, а также наша азербайджанская кухня. Эти элементы, сплачивающие азербайджанский народ, помогали нам сохранять нашу идентичность на протяжении многих веков. Однако сегодня и эти традиции стираются. Посмотрите, что творится на свадьбах: сегодня единицы танцуют наши национальные танцы, хотя их у нас огромное количество и они очень красивые, где каждое движение имеет свое объяснение. Сегодня это непонятные мозамбикские танцы, против которых я ничего не имею, если они исполняются их основателями у себя на Родине, а не в Баку, причем азербайджанцами, как взрослыми, так и молодыми ребятами.
Раньше женщина не имела право не то, что ногу, глаза поднять, исполняя национальный танец. Сегодня же у нас «гядяшские» танцы – девушки поднимают ноги, танцуют босиком. Это просто ужасно. Такого даже в 70-ые годы не могла позволить себе ни одна азербайджанка, а сейчас набирает популярность тенденция полуафриканских-мозамбикских танцев. Я постоянно думаю о сложившейся ситуации, ведь меня это тревожит и беспокоит. Одним словом, наши дети уже будут другими, не такими, как мы, с чем я поздравляю Запад, так как они победили. Глобализация ликует, неся в своих руках знамя победы.
— На кого Вам всегда хотелось равняться?
— На отца! Конечно, в моей жизни было немало людей, у которых я чему-то научился и продолжаю это делать сегодня. Многих из них уже нет в живых, но я по сей день вспоминаю их поступки и поведение. Главное в мужчине не характер, а его поступки. Я смотрел на своих учителей, стараясь вбирать в себя самое лучшее, каким должен быть настоящий мужчина – боец по природе, сильная личность, слова которого никогда не расходятся с действиями. У нас есть такое понятие – «köhnə kişilər» — я из той когорты. Максимально стараюсь жить именно по этим принципам и понятиям, хотя в современном мире это становится все сложнее, но я не хочу меняться. Желаю с помощью Всевышнего именно так прожить до конца своих дней.
— Какие главные качества Вы переняли у своего отца, Арифа муаллима?
— Я многое перенял от отца, но в первую очередь – мужество, а это главное! Конечно, от ошибок никто не застрахован, ведь это жизнь, но стержень, находящийся внутри меня, регулирует мою деятельность, определяя, что можно сделать, а что нельзя. Это мои принципы, убеждения, мое жизненное кредо.
— Как, по-Вашему, трудности закаляют мужчину?
— Безусловно. Я обожаю трудности, которые меня стимулируют работать с еще большим усердием. Сложности для меня – это дополнительная мотивация, а после их преодоления наступает облегчение и удовлетворение от проделанной работы.
— Если бы у Вас появилась возможность вернуться назад в прошлое, какой период своей жизни Вы выбрали?
— Мне нравится жить сегодняшним днем и думать о завтрашнем. Однако, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Этого никогда нельзя забывать. Отвечая на ваш вопрос, скажу следующее – мне бы хотелось вернуться во времена пророка Мохаммеда, чтобы услышать ниспосланное Всевышним из его уст, как у первоисточника, потому что сегодня много трактовок и течений, которые не всегда соответствуют действительности и разъясняются в угоду каким-либо интересам.
— Что бы Вы никогда не простили человеку?
— Предательства. Конечно, спустя время я прощаю, но осадок всегда остается. Как говорится, склеенная чашка уже никогда не будет прежней. На ней будут видны трещины, олицетворяющие шрамы, оставленные человеком в твоей душе.
— Что Вы вкладываете в понятие дружба?
— Как всегда говорил наш капитан Анар Мамедханов, дружба – это понятие круглосуточное. Я полностью с этим согласен. Своим друзьям я готов прийти на помощь в любое время дня и ночи, причем безвозмездно, ведь в противном случае это уже не дружба, а какая-то выгода и корысть. Слава Всевышнему, что я умею дружить, но иногда судьба сводила меня с людьми, которые меня подводили, но я их тоже прощаю и не держу зла.
— Что Вам, как творческому человеку, дают путешествия?
— Путешествия для творческого человека, как глоток свежего воздуха. Посещая новые страны, ты знакомишься с другими цивилизациями, культурой, обычаями и традициями других народов и одновременно знакомишь их со своей культурой, в результате чего идет взаимное обогащение. Я очень многого ожидал от Лондона, но этот город показался мне немного холодным, где я чувствовал себя слегка скованно. Противоположная картина произошла с Парижем, который превзошел все мои ожидания и просто меня очаровал. Это город, где отдыхает душа, внутри чувствуется некое спокойствие. Не зря говорят, что Париж – это другой мир, особенно для творческих людей. Вообще, я полюбил Францию. Мне, как режиссеру, было очень интересно познакомиться не только историческими памятниками и богатой культурой французского народа, но и посетить места съемок многих культовых фильмов, ведь французское кино – это настоящая философия, которую нельзя не любить.
Не могу не отметить Вену – культурную столицу Европы, где в воздухе витает дух аристократизма, а сам город напоминает музей под открытым небом. Это классическая музыка, оперное искусство, красивейшая архитектура и гармония во всем.
— Бакинец – это состояние души или …?
— Скорее всего, да. Это не географическое понятие. Если рассмотреть генеалогическое древо нашей семьи, то я не коренной бакинец – мои дедушки и бабушки переехали в Баку, куда с середины XIX века стали переселяться люди из разных регионов нашей страны. Тот же Узеир Гаджибейли, Фикрет Амиров, Алиш Лемберанский, Самед Вургун, Нариман Нариманов и многие другие представители нашей интеллигенции, не будучи коренными бакинцами, стали городскими жителями и полюбили Баку. Сколько наших соотечественников, разъехавшихся по миру, до сих пор считают себя бакинцами.
— Бахрам муаллим, Вас не утомили наши философские вопросы?
— Да, нет. Как говорил Сократ — «Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». Я балансирую между счастливым человеком и философом (смеется).
— В чем секрет успеха вечного бакинца?
— Вера! Я все свои успехи и победы связываю со Всевышним. Во всех начинаниях мне помогает господь бог, который посылает мне умных ребят и единомышленников, вместе с ними мы работаем над проектами и делаем свое дело. Я ненавижу слово спонсоров, их у меня нет. Я у меня есть друзья, которые протягивают мне руку помощи в моих творческих начинаниях.
— О чем мечтает Бахрам Багирзаде?
— О многом, включая личного и профессионального характера. Однако, если говорить о ближайшем будущем, возможно, я повторюсь, но мне очень хочется, чтобы в Баку воздвигли памятник Гаджи Зейналабдину Тагиеву, нашему меценату, нефтепромышленнику и мудрому человеку.
— Вы считаете себя счастливым человеком?
— Счастье – это мгновения, из которых состоит наша жизнь. Например, когда ты идешь в школу, оканчиваешь ее, затем поступаешь в институт, создаешь семью, становишься отцом, побеждаешь в КВН, получаешь звание «Заслуженный артист Азербайджана» от президента страны и многие другие моменты. Но сегодня существует много факторов, не позволяющих мне стать полностью счастливым. Мое счастье не будет полноценным, пока 20% наших земель находятся под оккупацией армянских фашистов, или когда мой сосед, работающий в школе педагогом, получает мизерную зарплату, и думает, как ему прокормить семью, пока национальная сборная Азербайджана по футболу не может выйти в групповую стадию Чемпионата Европы или мира. Меня, как болельщика и гражданина, это очень расстраивает, ведь мне хочется, чтобы в копилке нашей сборной были трофеи, и мы получали большое удовольствие от красивого футбола. Сложно быть полностью счастливым, пока есть некультурные люди, которые не хотят учиться, мусорят в городе, ломают архитектурные памятники, вырубают деревья, разрушают нашу историю.
— Несколько слов для Ваших маленьких читателей.
— Как вы знаете, уже во всех главных книжных магазинах города Баку поступила в продажу моя новая книга «Баку для детей». Это один из моих любимых проектов, над которым работала целая команда профессионалов. Мы вложили душу в это издание, которое призвано привить молодому поколению не только любовь к своему родному городу, но и рассказать о моральных, нравственных и культурных ценностях. В первую очередь, обращаюсь к родителям. Конечно, приобрести книгу или нет, выбор каждого, но мне бы очень хотелось, чтобы знакомство с нашим любимым городом детишки начали именно с книги от дяди Бахрама.
— Бахрам муаллим, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем творческих успехов и удачи во всех начинаниях.
— Большое спасибо!
Фотографии предоставлены Бахрамом Багирзаде
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com