Белорусская балерина: « Мы были в восторге от Баку, потому что у вас…» - ИНТЕРВЬЮ+ФОТО

Интервью с прима-балериной Национального Академического Большого Театра Оперы и Балета Республики Беларусь, обладательницей медали Франциска Скорины (2014), лауреатом международных конкурсов артистов балета, включая, IV международный конкурс артистов балета в Стамбуле (2014), Людмилой Хитровой, гастроли которой с большим успехом проходили в Великобритании, Франции, Италии, Мексике, Южной Корее, Египте, Германии, Испании и Азербайджане.

— Людмила, с чего началось Ваше увлечение балетом?

— Дело в том, что ребенок в столь юном возрасте вряд ли может самостоятельно сделать осознанный выбор и принять решение о том, какую профессию ему выбрать. Я в этом плане не стала исключением. Мое увлечение балетом началось с посещения разных кружков в школе искусств, куда меня водила мама. Я занималась хореографией, танцами, пением, рисованием, английским языком ит.д. Поэтому точно могу сказать, что в детстве у меня не было мечты стать балериной. Тогда я была еще слишком мала. Именно мама подтолкнула меня заниматься балетом, за что я ей безмерно благодарна. Это было верное решение, ведь сегодня я просто не смыслю своей жизни без балета, который стал моей любимой профессией.

Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. Любовь к балету пришла именно во время занятий. Когда мне было девять лет, мама меня отправила в Нижегородское училище, где было хореографическое отделение. Чем больше я занималась в балетной зале в училище, тем больше я влюблялась в это прекрасное искусство (смеется).

— Кто из педагогов привил Вам любовь к балету?

— В Нижегородском училище моим педагогом была Толстухина Наталья Владимировна, выпускница Пермского училища. Она скорее закаляла и воспитывала нас, нежели прививала любовь к балету. Однако, я считаю, что в училище педагог должен быть строгим, требовательным и не давать никаких поблажек своим подопечным, ведь именно таким образом воспитывается характер будущей балерины. А если говорить о минских педагогах, то я очень благодарна Ершовой Татьяне Михайловне и Бржозовской Людмиле Генриховне. Именно они сделали весь мой репертуар, который я сегодня танцую.

Что касается любви к балету! Считаю, что здесь все должно быть в совокупности: мастерство педагога и желание ребенка танцевать, быть на сцене и постоянно совершенствоваться. Если у ребенка нет желания, а учитель, грубо говоря, вдалбливает ему эту «любовь», то из этого вряд ли что получится. Стремление должны быть обоюдным: обучать с одной – стремиться обучаться с другой, когда ученик впитывает знания как губка. Всегда нужно находить золотую середину. Педагогу сложно работать с учеником, когда нет отдачи. Но когда наблюдается гармония, можно добиться прекрасных результатов.

— Вы помните свои первые партии на театральной сцене?

— Если говорить о самых первых партиях, то в11-12 лет, будучи ученицей второго балетного класса, меня с одноклассницей отобрали, чтобы мы исполняли роли пажей и держали шлейф у королевы в балете «Эсмиральда». Представьте себе, как мы радовались, когда специально для нас сшили костюмы. Это была невероятная гордость и счастье. Вся моя семья, родственники и друзья приходили в театр, чтобы посмотреть на меня в роли пажика. Для тех лет это было событие. Всегда, когда я рассказываю папе о ведущих ролях, которые сейчас исполняю в театре, мы всегда с юмором вспоминаем обо мне в образе пажа, который впоследствии превратился в «лебедя» или «спящую красавицу» (улыбается).

В 13-14 лет я уже танцевала маленьких лебедей. Помню наши гастроли в Китае, где мы показывали балет «Лебединое озеро». В принципе, для юных балерин, которые еще продолжают учиться, партия маленького лебедя – это уже серьезная ответственная партия, о которой мечтают многие.

— Людмила, Вы, наверное, любите переезжать. Вы окончили театральное училище в Нижнем Новгороде, солировали в Красноярском театре оперы и балета, в настоящее время танцуете в театре оперы и балета Республики Беларусь. А какой город или даже страна у Вас на примете? Вам уже поступали предложения из других трупп?

— Вы абсолютно правильно подметили, что к своим 28-ми годам я смогла поработать в разных странах. Какой будет следующий пункт, сказать затрудняюсь (смеется). По своей природе я человек, не любящий сидеть на одном месте, я всегда рассматриваю интересные предложения. Мне нравится развиваться, совершенствоваться, идти вперед, участвовать в новых проектах, спектаклях, постановках, ездить на гастроли и таким способом знакомить людей с прекрасным искусством, которым является балет.

— Вы танцевали многие балетные партии. А какая из них самая любимая, какая очень трудная, а какая, может быть, не интересная?

— Что касается репертуара, то у меня уже накопился достаточно большой багаж партий, но всегда есть к чему стремиться. Еще осталось много партий и ролей, которые бы мне хотелось исполнить в будущем. Это меня очень радует. Что касается любимых и нелюбимых партий, то в детстве, когда все девочки, наверное, мечтают станцевать главного лебедя Одетту и Одиллию в спектакле «Лебединое озеро», то я, будучи ребенком, всегда хотела станцевать Джульетту. Это была моя заветная мечта. Сейчас в моем репертуаре есть и Джульетта, и Одетта/Одиллия, хотя я раньше не видела себя в этом спектакле, но сейчас танцую с огромным удовольствием (улыбается).

Когда я была помладше, мне хотелось исполнять более эмоциональные партии и в чистой классике я себя, можно сказать, не видела. Тогда мне казалось, что это немного скучновато. Поэтому на тот период я горела желанием танцевать Джульетту из «Ромео и Джульетта», Еву из «Сотворения мира» и партии, близкие по духу перечисленным героиням. Однако, чем старше и опытнее я становлюсь, то я стала буквально влюбляться в классику, ведь танцевать партии из классического балета огромное удовольствие. Несколько лет назад я станцевала премьеру. Это была роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Эта партия раньше казалась мне неинтересной. Однако, после того, как я несколько раз станцевала Аврору, я поняла, что просто влюблена в этот фантастический спектакль. Конечно, в нем нет такого накала страстей, как в балете «Ромео и Джульетта», «Жизели» или других суперэмоциональных спектаклях, но именно от партии Авроры я получаю колоссальное удовольствие, несмотря на то, что сильно устаю, ведь эта роль требует больших энергетических затрат….

Помимо этого, из классических спектаклей я всегда мечтала станцевать балет «Жизель». В этом балете гармонично сочетаются и эмоции, которые мне нравятся переживать на сцене, и техника, включающая прыжки и вращения, и невероятная эмоциональная окраска, и настроение этого спектакля. Я могу назвать себя счастливой балериной, потому что мне посчастливилось станцевать балет «Жизель», который настолько многогранен и интересен, что я с каждый разом открываю для себя что-то новое…

Недавно в моем репертуаре появилась новая партия Фригии из балета «Спартак» в постановке Валентина Николаевича Елизарьева. Это невероятная музыка, хореография, эмоции. Когда я узнаю, что буду танцевать этот спектакль, то оповещаю всех своих родных, друзей и близких, чтобы они смогли полюбоваться этим глубоким проникновенным балетным спектаклем.

Что касается нелюбимых партий, скажу так: конечно, какие-то спектакли могут быть более интересными, а какие-то менее. Однако, для настоящего артиста не должно быть подобного разделения, иначе, ему лучше вообще не выходить на сцену, если партия не вызывает у него интереса. Зрителя не обманешь. Он чувствует сердцем эмоции, которые ты переживаешь на сцене и вкладываешь душу в свою героиню. Нужно влюбиться в своего героя, пропустить его через себя, только в этом случае зрители примут твое выступление и будут рукоплескать!

Особый интерес у меня вызывает балет «Анюта», с которым у меня связаны какие-то особенные чувства. Это теплый душевный спектакль. В Минск приезжал сам постановщик Владимир Васильев, работать с которым было одно удовольствие. Очень интересно работать именно с первоисточником, и узнавать от него, какой смысл балетмейстер подразумевал под теми или иными движениями….

— Какая партия для Вас самая трудная?

— У артистов балета не существует партии, станцевав которую и заходя за кулисы, у него не сбивается дыхание (смеется). Такого просто не бывает. Следовательно, все партии очень затратные по силам и энергии. Однако, есть более тяжелые и сложные роли, требующие большой физической выносливости, например, «Спящая красавица» и спектакль «Лауренсия», который не так давно был поставлен в нашем театре. Моя роль в этом балете требует много сил, так как для женской партии там много прыжков, что в основном ассоциируется с мужским танцем….

— В 2014 году Вы стали лауреатом IV международного конкурса артистов балета в Стамбуле. Какие впечатления у Вас о турецких артистах балета и балете в целом?

— Да, было приятно получить Гран-при в Стамбуле, где в силу плотного графика я провела всего четыре дня, и не смогла посмотреть спектакли с участием турецкой балетной труппы. Я помню, что это был национальный спектакль, потому что классики у них мало. На конкурсе принимали участие представители из разных стран, и я помню, что турецкие конкурсанты были достаточно сильными и достойными соперниками. Не могу не отметить, что конкурс — это большой стресс, волнения и переживания, поэтому мое участие в нем запомнилось мне какими-то отрывками, а само выступление было похоже на сон (смеется).

— В 2015 году Вы с труппой театра выступали с балетом «Жизель» в 5-ти испанских городах. Как Вас встречала испанская публика, отличающаяся жарким темпераментом?

— Не могу сказать, что испанская публика в корне отличается от французской, немецкой или итальянской, но меня очень радует, что нас всегда тепло встречали, ведь балет любят, его не забывают, его ценят, и зрители специально приходят насладиться спектаклем.

— В 2016 году Вы вместе с Олегом Еромкиным танцевали «Лебединое озеро» у нас в Баку. Как Вам понравилась наша публика? А Баку поразил Вас своей красотой? Хотели бы Вы вновь танцевать на бакинской сцене и в каком спектакле?

— Это один из моих любимых вопросов (смеется). Я была в Баку впервые. Мы с Олегом каждый раз вспоминаем эти гастроли в Баку, которые оставили самые теплые впечатления. Несколько дней, проведенные в Баку, стали для нас настоящим праздником. Несмотря на то, что я никогда не была в Азербайджане, я была в таком приятном потрясении после общения с вашими людьми, знакомства с богатой азербайджанской культурой, обычаями, традициями, кухней, после ознакомления с городом, который напоминает Дубай, но в то же время сохраняет свое сердце – старый город Ичери шехер.

После поездки мы с Олегом на протяжении нескольких месяцев делились впечатлениями о наших гастролях в Баку. Это был взрыв положительных и приятных эмоций. Я безумно влюбилась в Баку, обладающий приятным колоритом, где гармонично сочетаются Запад и Восток, куда я обязательно хочу вернуться, и как обычный турист и как артистка (улыбается).

Что касается театра и проведение спектакля, хочу отметить доброжелательность и радушие азербайджанских артистов театра оперы и балета, которые приняли нас с особой теплотой и гостеприимством. Несмотря на то, что мы друг друга не знали, перед репетициями нам желали удачи, а после спектакля все подходили, поздравляли, благодарили. Это было невероятно приятно! Отмечу, что азербайджанская публика встретила нас очень тепло. Ехать одной парой и представлять свою страну очень ответственно, но все прошло удачно! Я бы очень хотела станцевать в Баку вместе с Олегом Еромкиным мой любимый спектакль «Жизель». С нетерпением жду встречи с Баку (улыбается).

— Расскажите, что это за медаль Франциска Скорины, которой Вы были удостоены? Кому и за что она присуждается?

— Эта медаль вручается работникам в сфере образования, культуры и науки за отличные достижения в своей деятельности. Конечно, будучи гражданкой РФ, я даже не думала, что иностранным гражданам вручают такие награды. Однако, медаль Франциска Скорины также вручают иностранным гражданам, которые работают в Беларуси и трудятся на благо этой страны. Это было для меня большой честью и сюрпризом, ведь я даже не знала, что была номинирована на эту награду (смеется). Представьте себе, что при вручении медали я была самой молодой номинанткой. Это и понятно, ведь балет – это искусство молодое, и временные грани по сравнению с работниками других сфер у нас смещаются.

— Людмила, Вы также являетесь лауреатом IV Национальной театральной премии Республики Беларусь в номинации «Лучшая женская роль в спектакле балета» за исполнение роли Лауренсии в одноименном балете Александра Крейна. Наверное, сложно стать лауреатом в театре, где много замечательных артистов?

— Мне посчастливилось уже второй раз получать подобную премию, так как в прошлом году я была удостоена III Национальной театральной премии Республики Беларусь в номинации «Лучшая женская роль в спектакле балета» за исполнение роли Анны в балете «Витовт». Скажу больше, это стало для меня большим событием, своеобразным «Оскаром», ведь это для нас престижная награда. Это значит, что тебя выделяют среди большого числа артистов. Если в этом году я была номинирована по двум ролям, то в прошлом году это было полной неожиданностью, я станцевала номер, и меня попросили остаться на сцене (тогда я думала для поклона). Представьте себе мое удивление, когда я узнала, что получила эту награду. Это было приятное потрясение (улыбается).

Что касается сложности, то у нас, действительно, много ведущих солистов, как среди мужчин, так и среди женщин, но наши артисты разные, ведь у каждого свое амплуа, фактура и эмоциональная составляющая. Поэтому получать награду при таком разнообразии сильных талантливых артистов балета — почетно!

— Вы много гастролируете по миру. В какой стране Вас лучше принимали поклонники балета, в какой – была лучшая организация гастролей, какой город и чем поразил Вас?

— К своему возрасту благодаря своей замечательной профессии я уже объездила половину мира за исключением США и некоторых стран. Я гастролирую с 13-ти лет и первым государством, куда мы поехали вместе с театром, стал Китай, где я в общей сложности была пять раз. От этих поездок у меня остались теплые воспоминания. Отмечу, что мы с гастролями объездили всю Европу. В этом году мне удалось побывать на своей Родине в Казахстане, куда мы с Олегом танцевали «Бахчисарайский фонтан». Наше выступление в театре Астаны стало для меня значимым событием, так как я считаю Казахстан своей Родиной, где все прошло на высшем уровне. В этом плане не могу не отметить наши, пока единственные, гастроли в Баку, которые запомнились нам только хорошим. Мы с нетерпением ждем новой поездки в Баку (улыбается)!

В конце января мы вернулись из нашего рождественского турне по Германии и Австрии, который уже проходил в шестой раз. Дело в том, что шесть лет подряд мы встречаем Новый год в Германии, где этот праздник отмечается по-особенному. В плане гастролей не могу не отметить новую страну, которую открыла для себя совсем недавно. Это Япония, куда меня на две недели пригласили в балетную школу. Я была в восторге от японской культуры, традиций, это действительно другой мир и другая планета. Отмечу, что в Японии люди сходят с ума от балета, который они уважают, любят и возводят в очень высокий ранг, чуть ли не приклоняются перед ним. В Японии много балетных школ, а к артистам этого искусства относятся с особым трепетом, что не может не радовать. Что касается нашей следующей поездки, то она состоится в начале марта в новую для нас страну – Ирландию, где мы будем танцевать «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». Вообще, мне очень нравится гастролировать, открывать новые страны и возвращаться туда, где мне понравилось.

— Чтобы танцевать на сцене, нужна хорошая физическая подготовка. Кроме репетиций в зале, Вы занимаетесь другими видами спорта?

— Понимаете, балетное искусство забирает столько энергии и сил, что у меня просто нет времени и особого желания в свой единственный выходной вставать на беговую дорожку (смеется). Однако, сравнительно недавно Олег научил меня плавать и мы регулярно посещаем бассейн, ведь плавание прекрасно расслабляет мышцы, снимает спазмы и нагрузку.

— У Вас остается время почитать книгу, сходить в кино или съездить на природу?

— Одним из развлечений в нашей семье является посещение кинотеатра. Мы следим за кино-новинками, выбираем интересные фильмы и считаем себя любителями хорошего кино. Что касается книг, то я очень уважаю чтение. Люблю читать, интересуюсь новинками, перечитываю классику. Эта подпитка мне очень помогает, отвлекает, расслабляет, ведь чтение – это прекрасная пища для мозга. Мы очень активны физически, поэтому считаю, что умственная активность должна соответствовать физическим нагрузкам, чтобы соблюдалась гармония. Будучи теплолюбивым человеком, мне нравится выезжать на природу в летнее время и получать наслаждение от общения с красотами девственной природы. В Минске много зеленых мест, где можно полежать на траве, погулять в парке, прокатиться на лодке или катамаране.

— У Вас есть партия, которую Вы еще не станцевали, но хотели бы станцевать в будущем?

— Мои заветные мечты потихоньку исполняются, я уже станцевала много партий, о которых мечтала. Мне хочется станцевать партию Китри в балете «Дон Кихот», которая и сложная, и игривая, и задиристая, и очень близка мне по духу. Помимо этого, мне очень нравится романтический спектакль «Сильфида», который не так часто ставится в нашем театре.

— Как Вы работаете над собой?

— Я убеждена, что ключ к успеху – это постоянный труд и самосовершенствование. Мне нравится смотреть в интернете балетные спектакли, фильмы про артистов балета, некоторые видеоуроки. В наш век научно-технического прогресса и технологий у нас появился доступ к огромной базе данных, которые требуют правильного использования. К сожалению, в виду загруженного графика, не всегда получается посещать театры оперы и балеты в других странах, но я стараюсь это компенсировать посредством интернета, где можно подпитаться чем-то новым и интересным.

— Какие постановки Вам нравятся больше: классические или современные?

-Честно сказать, не всю современную хореографию я понимаю и принимаю. Мне кажется, что сейчас стало больше современного, которое мне не очень нравится. Конечно, если выбирать между классикой и некачественным современным танцем, я выберу первое. Классика никогда не умрет и всегда будет актуальной. Для меня, как для артистки, очень важно поддерживать свое тело именно танцуя классические спектакли, что сложно сделать, участвуя в современных постановках. Однако, бывают качественные современные спектакли, где я с большим удовольствием принимаю участие. Но классику я не променяю, ни на что (смеется).

— Какие прима-балерины Вам импонируют и почему?

— Будучи русским человеком, мне нравятся балерины с русской душой и русским размахом. Они больше близки мне по духу. Из балерин современности мне очень нравится Евгения Образцова. По моему мнению, она является эталоном «спящей красавицы». Не могу не отметить Наталью Осипову. Могут возникнуть споры относительно совершенства ее хореографии, но бешеная энергетика, исходящая от Осиповой, сражает наповал. Такое ощущение, что во время выступления под ней вот-вот загорится линолеум (смеется). Ее танец способен зажечь огонь в глазах зрителя! Я обожаю таких артистов, которые, несмотря на опыт, звания и почести, продолжают гореть на сцене и заряжать своей энергией зрительский зал. Другим моим кумиром в мире балета могу назвать Диану Вишневу.

— Не много о планах на будущее?

— После командировки в Ирландию нас ждет очень плотный график в Минске. Одним словом, работа кипит (улыбается).

Беседовал: Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1924