Бакинская городская скульптура: История создания первого памятника ученому в Баку

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

«Республика, имеющая только одного такого ученого, как Юсиф Мамедалиев, достойна своей академии» — Владимир Комаров

Жизнь, творчество, произведения и большое научное наследие, оставленное Юсифом Мамедалиевым, являются достоянием азербайджанского народа. Этот человек большого интеллекта, обладавший широкими знаниями, талантом и самоотверженностью, вошел в нашу историю благодаря своим открытиям, научным произведениям, деятельности в области организации и развития азербайджанской науки.

Памятник, о котором мы сегодня вам расскажем, является первым в Баку памятником, воздвигнутым в честь ученого. Скульптура Юсифа Мамедалиева, расположенная на улице Истиглалият, перед крепостной стеной, между Президиумом Академии наук Азербайджана и Экономическим университетом (ранее здание Нархоза,) была установлена 16 сентября 1998 года. Скульптор — Акиф Аскеров, архитектор – Эльхан Асадов, художник — Чингиз Фарзалиев. Это гармоничный и запоминающийся памятник азербайджанскому Ломоносову, как его называли многие.

Про историю создания памятника талантливому ученому-химику Азербайджана Юсифу Мамедалиеву рассказывает его автор Акиф Аскеров, азербайджанский скульптор, заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор Азербайджанской государственной академии художеств, Народный художник Азербайджана и почетный член Российской Академии Художеств.

«Новость о создании памятника Юсифу Мамедалиеву мне поведала семья азербайджанского химика, а именно его дочь Севда ханум Мамедалиева и ее супруг искусствовед, художник Чингиз Фарзалиев. Они назначили мне встречу перед зданием Института нефтехимических процессов им. академика Ю.Г.Мамедалиева, куда я приехал в указанное время. Они мне сообщили, что на этом месте планируется поставить памятник Ю. Мамедалиеву и спросили меня, как скоро я смогу подготовить эскиз. Мой ответ был прост – он будет готов уже завтра! Дело в том, что я стараюсь сделать эскиз в первый же день, не люблю откладывать работу на потом. Когда приходит идея, нужно сразу за нее ухватиться и выразить в виде эскиза будущей скульптуры. Первая мысль зачастую бывает самой правильной и интересной. Вот ее и надо поймать, поэтому я всегда мгновенно приступаю к работе.

Подготовив эскиз, который мне самому очень понравился, я отправился в институт, где его посмотрели члены семьи Юсифа Мамедалиева, директор института и другие ученые, знавшие выдающегося химика. Однако последнее слово оставалось за Гейдаром Алиевым, который должен был обязательно посмотреть эскиз и решить его дальнейшую судьбу. В тот год во Дворце Республики отмечали юбилей Юсифа Мамедалиева. Во время своего выступления Гейдар Алиев отметил, что памятник азербайджанскому химику будет установлен на улице Истиглалият», — вспоминает Аскеров.

Однако с изменением места установки памятника пришлось вносить определенные коррективы так как ранее подготовленный эскиз не совсем подходил новой локации. «Имеющийся эскиз был крупнее того, что появился позже, так как территория и пространство не позволяли поместить его там. Теперь же скульптуру нужно было установить на сравнительно небольшом месте между двумя зданиями. Соответственно, возникла необходимость уменьшить габариты и отказаться от пышного плаща, массивного кресла и сделать памятник более миниатюрным по сравнению с первым вариантом. Принимая во внимание тот факт, что мы имеем дело с монументальной скульптурой, особенность которой заключается в том, что она всегда привязана к местности, я сделал другой эскиз, полностью подходящий к этой узкой местности и дополняющий ее. Создание памятника – это своеобразный экзамен для скульптора, от результата которого зависит его дальнейшая профессиональная карьера, ведь о мастере судят не по малым формам, находящимся в галереях и частных коллекциях, а по памятникам, установленным в городе. Она может пойти по возрастающей, а может сойти на нет. Поэтому важно воспользоваться шансом и вложить душу в свою работу, чтобы она получилась профессиональной и на уровне. Памятник – это лицо скульптора, его паспорт. Чтобы потомки, проходя возле памятника, который установил их дед или прадед, гордились работой своего предка, а не стыдились или прятали глаза. Поэтому нужно приложить все усилия, чтобы скульптура получилась на совесть, которой можно было гордиться», — отмечает скульптор.

Затем автор обратился к дочери Ю.Мамедалиева, чтобы посоветоваться по некоторым вопросам. «Во время беседы Севда ханум рассказала мне, как обычно ее отец вел себя дома, как сидел за столом, отметив некоторые особенности его поведения и привычки. Мне была необходима эта информация, чтобы правильно создать образ азербайджанского химика. Оказывается, Юсиф Мамедалиев всегда сидел прямо, ровно держа спину, иногда скрестив ноги. Я попросил Севду ханум отправить мне в мастерскую стул, на котором обычно сидел ее отец. Дело в том, что вещи всегда хранят энергетику и мне нужен был предмет, которым пользовался при жизни Юсиф Мамедалиев. В создании эскиза я использовал именно этот стул. Помимо этого, семья предоставила мне фотографии Юсифа муаллима, которые мне очень помогли в создании образа ученого. К тому же, я подробно изучил знаковые этапы биографии Ю. Мамедалиева. Эти данные меня информационно обогатили. Эскиз, полученный в результате плодотворного творческого процесса, понравился членам семьи и, конечно, Гейдару Алиеву, который его одобрил и дал разрешение на установку скульптуры», — вспоминает автор.

Если говорить об образе и выбранной позе, то автор следующим образом объясняет композиционное решение. «Мне сразу пришла в голову задумка показать азербайджанского ученого сидя, ведь стоя в основном изображаются лидеры, политические деятели, полководцы. Но я не случайно рассказал про стул, ведь он каждый день сидел на нем, писал свои научные работы, размышлял, анализировал. Поэтому именно такая композиция как нельзя лучше подходила месту, выбранному для установки памятника.

Во время лепки эскиза я пригласил в качестве натуры своего друга художника Фикрета, который сегодня проживает в Турции. Он мне позировал, ведь, к примеру, драпировка – это сложный элемент композиции и получить желаемый результат, работая без использования натуры, очень сложно. Вообще, при создании памятника нельзя торопиться. Мой учитель – первый скульптор СССР, Народный художник, обладатель множества высоких наград Михаил Константинович Аникушин всегда говорил, что, создавая памятник в честь кого-то, скульптор, в первую очередь, делает себя. Ведь искусство, будь то картина или скульптура, это самовыражение художника,это и есть он сам. Поэтому в нашем деле лучше не торопиться, хотя зачастую сроки поджимают и приходится работать в ускоренном режиме», — рассказывает Акиф муаллим.

Во время работы Акиф Аскеров советовался с архитектором Эльханом Асадовым и Чингизом Фарзалиевым, директором Национального музея искусств Азербайджана, которые работали единой слаженной командой, что дало желаемые результаты. «После того, как эскиз был готов, пришло время задуматься над тем, как будет выглядеть постамент будущей скульптуры. Помню дни, когда мы собирались в мастерской вместе с Эльханом Асадовым и Чингизом Фарзалиевым, обдумывая тонкости будущей композиции, какой именно она будет, как правильно ее установить, как подготовить местность, какие работы провести. Это долгий и кропотливый процесс, причем достаточно стрессовый. В итоге мы остановились на четырехугольном постаменте, а в качестве материала выбрали гранит. Ежедневно мы ходили на комбинат и следили за процессом работы. В те годы рабочие не располагали современными инструментами, которые имеются сегодня, поэтому резать камень и придавать ему необходимую форму, особенно, когда речь идет о каких-то мелких деталях, было не так просто. Первый блин оказался комом, так как постамент не подходил по определенным параметрам, поэтому пришлось использовать новый камень и заново работать над пьедесталом, чтобы он получился таким, как надо, а это заняло немало времени», — рассказывает Аскеров.

Однако после отлития памятника из бронзы, автор решил, что нужно внести некоторые изменения. «Скульптура, отлитая из бронзы, показала, что некоторые элементы нуждаются в доработке. Как говорится, куй железо, пока горячо. Есть вещи, которые необходимо делать своевременно, так как, если памятник будет установлен, произвести какие-то изменения будет невозможно. Поэтому, откорректировав определённые элементы, со скульптуры была вновь создана гипсовая копия, после чего памятник был вторично отлит из бронзы. Когда скульптуру доставили на место установки, она позеленела, так как до этого не была на открытом воздухе. Литейщики принялись очищать памятник, убрали результаты окисления, после чего скульптура приобрела цвет яркого бронзового цвета», — вспоминает автор.

Но затем возникла другая проблема. В то время не было мобильных телефонов. Аскеров, придя в свою мастерскую, узнал, что его ищут из Союза архитекторов. «Мне передали, что, по мнению представителей Союза архитекторов, памятник на данном месте устанавливать нельзя, так как площадь между двумя зданиями небольшая и стали приводить еще какие-то непонятые причины. В качестве другого аргумента приводился факт наличия рядом других памятников, например, скульптура Мирзы Алекпера Сабира и Хуршидбану Натаван. Затем мне позвонила Джамиля Новрузова, азербайджанский учёный, доктор искусствоведения, которая сообщила, что была на том заседании Союза архитекторов и объяснила сложившуюся ситуацию. В свою очередь я сказал Джамиле ханум, что, вы, будучи искусствоведом, знаете, что за границей, к примеру, в Европе памятники устанавливаются близко друг к другу. Порой на одной площади или улице можно увидеть сразу несколько скульптур и это не создает никаких неудобств, а, наоборот, смотрится красиво, обогащает город, добавляя ему оригинальности. Во время нашего разговора я также отметил, что место установки памятника было выбрано самим Гейдаром Алиевым, поэтому нет смысла вести эти разговоры. Оказывается, некоторые люди не хотели, чтобы я установил памятник в центре Баку, поэтому создавали подобные препятствия», — рассказывает Аскеров.
Торжественная церемония открытия памятника Юсифу Мамедалиеву состоялась 16 сентября 1996-го года. Людей, пришедших почтить память азербайджанского ученого, было много, включая представителей азербайджанской интеллигенции, науки и общественности.

В мероприятии принял участие Гейдар Алиев, который выступил с речью: «Сегодня я, прежде всего, от всей души приветствую представителей интеллигенции, науки, собравшихся в этом прекрасном уголке Баку, и от всего сердца поздравляю их с этим знаменательным событием. В ХХ веке в Азербайджане, в Баку, памятники в основном воздвигались писателям, поэтам, деятелям культуры и в некоторых случаях общественно-политическим деятелям. Однако одним из самых больших вкладов, внесенных в культуру человечества в древней истории азербайджанского народа, были научные произведения, созданные его талантливыми людьми. Мы гордимся тем, что в древние времена, в средние века у азербайджанского народа были выдающиеся ученые с мировой славой. Они обогатили мировую науку, культуру человечества и вместе с тем, представили миру азербайджанский народ, возвысили его. Мы сегодня с чувством огромного уважения и почтения вспоминаем всех азербайджанских ученых, деятелей науки и никогда не забудем оставленное ими наследие и их творчество.

Сегодня мы можем гордиться тем, что азербайджанский народ внес в ХХ век большой вклад в мировую науку. А это стало известно миру благодаря научным исследованиям и научным произведениям талантливых людей Азербайджана.Одним из выдающихся людей Азербайджана — большим ученым, прекрасным человеком и общественно-политическим деятелем является Юсиф Мамедалиев. В 1996 году мы как общенародный праздник отметили 90-летний юбилей Юсифа Мамедалиева. Это стало символом высокой оценки, данной сегодняшним поколением его заслугам. Вместе с тем, эти юбилейные мероприятия еще раз продемонстрировали миру высокий уровень науки в нашей стране. Поэтому это была церемония, посвященная как памяти Юсифа Мамедалиева, так и демонстрирующая миру сегодняшний уровень азербайджанской науки. Поэтому мы с большим удовлетворением вспоминаем заслуги Юсифа Мамедалиева и преклоняем головы перед его яркой личностью и дорогой памятью.

Сегодня вполне обоснованно и справедливо то, что здесь, в центре Баку, у Академии наук, открывается памятник, посвященный памяти Юсифа Мамедалиева, так как его заслуги в развитии азербайджанской науки, в организации развития всех наук дали основание принять такое решение. Надеюсь, что и этот памятник, отражающий личность Мамедалиева, посвящен как его памяти, так и развитию азербайджанской науки, ее прошлому и будущему. Я очень рад, что принятое мною постановление об увековечении памяти Юсифа Мамедалиева претворено в жизнь».

Во время своего выступления дочь Юсифа Мамедалиева выразила признательность всем, кто участвовал в создании этого памятника. Слово также предоставили известным азербайджанским ученым и академикам, которые поделились воспоминаниями о Юсифе Мамедалиеве и вновь отметили его заслуги в области науки.

В своей речи автор памятника Акиф Аскеров сказал следующее: «Спасибо, что мне выпала честь создать памятник выдающемуся азербайджанскому ученому, внесшему огромный клад в развитие науки. Спасибо всем, кто помогал мне в этом нелегком и ответственном деле».

Затем к памятнику были возложены цветы и сделаны памятные фотографии.

Акиф Аскеров родился 1 мая 1940 года в Нахчыване. Окончил Художественное училище Азима Азимзаде, где его преподавателем был член Академии художеств СССР Пинхос Сабсай и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, где его педагогом был Михаил Константинович Аникушин. Вернувшись в Баку, работал в творческой мастерской под руководством Омара Эльдарова.

А.Аскеров автор ряда скульптурных памятников выдающимся деятелям нашего государства, науки, искусства, культуры и литературы.

Юсиф Гейдар оглу Мамедалиев — выдающийся азербайджанский химик, педагог, один из основателей Академии Наук Азербайджана родился 31декабря 1905 года в городе Ордубад Нахичеванской АР. Обладая абсолютным слухом, рано освоил арабский, персидский, тюркский, русский (а в дальнейшем и английский) языки, перечитал почти всю научную и художественную литературу, которая была в библиотеках города. Отец Юсифа — Хаджи Гейдар бей, который, распознав одаренность и талант сына, занимался его образованием. Огромное влияние на Юсифа оказала мать – Гюльсум-ханум. Это она – знаток восточной поэзии привила детям понимание красоты слова, содействовала формированию у них благородных, нравственных установок. Его одинаково привлекали физика, химия, геология, биология. После долгих раздумий и обсуждения своих намерений с профессором Садыхом Гусейновым он избрал химию.

В1926 году окончил Бакинский педагогический институт, в 1932 году — химический факультет Московского государственного университета.

Юсиф Мамедалиев работал в Кировобадском (Гянджа) педагогическом техникуме, Ереванском педагогическом институте, Азербайджанском сельскохозяйственном институте (1932-1933), Нефтеперерабатывающем НИИ (1933-1945). С созданием Академии Наук Азербайджана в 1945 году он был избран академиком и работал директором Института Нефти АН. В 1947-1951 и 1951-1961 годах он избирался президентом Академии Наук, а в 1954-1958 годах работал ректором Азербайджанского Государственного Университета.

Основные работы Ю.Мамедалиева связаны с каталитической обработкой нефти и газа. Еще в начале 30-х годов, он решил проблему широкого промышленного применения природного газа. На основе его идей в 50-х годах в Сумгайыте вступил в строй завод синтетического каучука, впервые в СССР производящего каучук на базе нефтяных газов. Впервые им была осуществлена реакция прямого хлорирования газа, в результате которой получаются ценные продукты химического синтеза.

В начале второй мировой войны Юсиф Мамедалиев впервые осуществил и внедрил в производство процесс получения толуола, сырья для взрывчатых веществ. Затем он вместе с сотрудниками создал зажигательную смесь для борьбы с танками, названную на Западе «коктейлем Молотова». Он также разработал и внедрил в производство промышленный способ получения высокооктанового бензина, имевшего огромное значение для авиации.

Будучи президентом Академии Наук Юсиф Мамедалиев создал ряд научно-исследовательских институтов. Ему принадлежит заслуга создания Рукописного Фонда Академии Наук и астрофизической обсерватории в Шемахе.

Скончался Юсиф Гейдар оглы Мамедалиев 15декабря 1961 года и был похоронен в Аллее Почетного захоронения в Баку.

На стене дома в Баку, в котором жил Юсиф Мамедалиев был установлен барельеф.

Его именем названа одна из улиц города Баку.

В 1996 году вышла марка, посвящённая 90-летию со дня рождения Юсифа Мамедалиева.

При Шемахинской астрофизической обсерватории, был создан поселок им. Юсифа Мамедалиева (Пиркули).

Имя Мамедалиева было присвоено Нахичеванскому государственному педагогическому институту.

Ю. Г. Мамедалиев автор свыше 200 научных трудов, в том числе 6 монографий.

Награждён орденами и медалями.

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

7906
virtonnews.com