Бакинская городская скульптура: История создания памятника основателю национальной прессы

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

Статья посвящена Дню печати Азербайджанской Республики. Азербайджанская пресса отмечает 144-летие.

Сегодня, 22 июля, в Азербайджане отмечается День печати. Этот праздник ассоциируется с деятельностью замечательного писателя Гасан бека Зардаби, так как именно 22 июля 1875 года вышел первый номер газеты «Экинчи» на азербайджанском языке.

«Он был первым пробудителем мусульман, погрузившихся в беспробудную спячку» — Карабек Карабеков.

Гасан бек Зардаби — азербайджанский общественный деятель, просветитель и публицист, основоположник азербайджанской журналистики, учредитель первенца нашей прессы — газеты «Экинчи» Гасан бек Зардаби, о котором выдающийся тюркский идеолог и философ Алибек Гусейнзаде говорил: «Когда весь мир ислама пребывал во тьме, этот человек взял в руки факел, чтобы осветить темноту. Что это был за факел? Первое печатное слово…». Эта газета стала порождением веры патриотов Азербайджана в могущество правдивого слова, в силу прессы.

Гасан бек Салимбек оглы Меликов (Зардаби) родился 12 ноября 1837 года в селе Зардаб Геокчайского уезда. Начальное образование получил в моллахане, затем учился в уездной школе в Шемахе, а потом — в Тифлисе. С 1861 по 1865 гг. учился в Московском университете на естественно-математическом факультете и стал первым азербайджанцем — выпускником Московского университета. Работал в Тифлисе (межевая палата), Губе (секретарь судьи) и Баку (преподаватель естествознания).

С Зардаби в Азербайджане началось Просвещение и Модернизация. Исторически так сложилось, что в 1860-1870 гг. Зардаби, практически в одиночестве пытался осуществить в Азербайджане свои просветительские проекты: первая газета на родном языке «Экинчи» (Пахарь), первая светская школа на родном языке, первое общество помощи неимущим учащимся-мусульманам, первый спектакль на родном языке и многое другое.

Он надеялся, что школа, газета и театр «перевернут мировоззрение мусульман». Что «мусульмане» (азербайджанцы) с помощью Просвещения смогут переступить из одной эпохи в другую.

Основанная им «Экинчи» вызвала к жизни «Хаят» и «Фиюзат», подготовила почву к появлению исторического «Молла Насреддина». Сложилась сеть национального театра и школ. Возросло число благотворительных обществ, были совершены важные шаги в просвещении. Заметно возросло число молодых людей, отправлявшихся на учебу в российские и европейские вузы. Национальное самосознание и чувство национального достоинства «расшевелили» большую часть общества.

В сентябре 1877 года газету «Экинчи» закрыли, а самого Гасан бека Зардаби уволили из гимназии. Оставив педагогическую деятельность, он работал журналистом в нескольких газетах, а затем переехал в родную деревню Зардаб.

В Баку он возвратился лишь после того как Гаджи Зейналабдин Тагиев начал издавать свою газету «Каспий» и пригласил сотрудничать в ней всех пишущих людей. Гасан бек Зардаби работал в этой газете с 1896 года и до конца жизни, исполняя обязанности редактора. В эти годы он также неоднократно избирался в городскую Думу, принимая самое активное участие в работе органов самоуправления. Он являлся членом училищной, медицинской комиссий и комиссии по водоснабжению, занимался развитием просвещения и культуры. Велики его заслуги в открытии в 1901 году женской школы в Баку для азербайджанских девушек. Гасан бек Зардаби вошел в историю и как врач-просветитель — один из основоположников гигиенической науки в Азербайджане.

Умер Зардаби 28 декабря 1907 года. И лишь позднее был похоронен в Аллее Почетного Захоронения в Баку. Он первый азербайджанец в нашей новейшей истории, в похоронах которого принимали участие десятки тысяч человек. Гасан бек был настолько популярен в народе, что городская Дума приняла решение о присвоении его имени 2-й русско-азербайджанской школе и учреждении стипендии его имени в Московском университете.

В этот день работники печати почтут память публициста, просветителя Гасан бека Зардаби, возложив цветы к его памятнику, расположенному в историческом центре Баку Ичери Шехер, возле здания Главной редакции Азербайджанской Национальной энциклопедии. Он был установлен в 1979 году. Авторами памятника являются скульптор Эльмира Гусейнова и архитектор Зейнаб Гулиева.

Гусейнова изобразила Зардаби читающего газету под кроной, склонившегося дерева. Гранитный постамент, бронзовая скульптура – 4метра.

Из воспоминаний дочери Эльмиры ханум Асмер Тогрул гызы Нариманбековой о памятнике выдающемуся азербайджанскому просветителю Гасан беку Зардаби «…эта работа, с тщательно отделанными и скрупулезно переданными деталями, по мнению знатоков, говорит о композиционном даре автора. Естественная свободная поза, подчеркнутая асимметрия расположения в пространстве вовлекают зрителя в процесс постижения уже не натуры как таковой, а то, что, извлечено из нее, преобразовано в зримую материальную идею и форму».

«В те годы премьер-министром Азербайджана был Гасан Азизович Гасанов. Получив от правительства заказ на создание памятника Зардаби, мама занялась подготовкой к работе. Она нашла книгу о жизни азербайджанского просветителя, его фотографии, как личные, так и портретные с семьёй. Посетив библиотеку Ахундова, она отыскала газеты, которые он выпустил. Она интересовалась его творчеством в области журналистики, ведь Зардаби был первым нашим энциклопедистом, очень образованным человеком, боровшимся с религиозным мракобесием и мечтающим о светском, просвещенном Азербайджане. Всю эту информацию мама тщательно проработала и приступила к созданию скульптуры. Поначалу был сделан небольшой эскиз, который она выставила на утверждение. Просмотр прошел удачно. После утверждения эскиза мама начала его увеличивать.

Это был очень непростой трудоемкий процесс, ведь она работала над созданием 4-5 метрового каркаса. В ее мастерской трудилась целая бригада рабочих из скульптурного цеха. После того, как каркас был наполнен глиной, мама приступила к следующему этапу. Она занялась созданием фигуры в сидячем положении, причем в натуральную величину. Параллельно с творческим процессом шло утверждение, и проводились встречи с архитектором Зейнаб Гулиевой.

До установки памятника скульптор должен всегда очень точно просчитать все параметры, касательно фундамента и площадки, где будет находиться скульптура. Поэтому уже во время создания работы мама вместе с архитектором определила точные размеры создаваемого монумента.

В будущей работе она пыталась передать поэтичность и аристократизм внешности Зардаби. Для этого мама изучила подробности его детства и семьи, в которой он вырос. Просматривала и изучала стиль одежды и головные уборы того времени у мужчин. Гасан бек любил носить национальный головной убор, и мама старалась его подать художественно, но с учётом своей творческой манеры и стиля в искусстве. Она была большой поклонницей творчества Родена, Майоля, Бурделя. Ее почерк в скульптуре отличался экспрессией и в тоже время монолитностью, сохранением целостности форм.

После того, как работа была завершена, её приняли на ура комиссии из Совета Министров, ЦК, Союза художников и писателей, Совет энциклопедии и Академия Наук, Института литературы и т.д.

Потом начался процесс перевода скульптуры в бронзу. Маме приходилось часто ездить в бронзолитейный цех и следить за процессом сварки и отлива. Я ездила вместе с ней и наблюдала за этим увлекательным процессом. До него была очень сложная работа форматоров, которые снимали копию в гипсе с глиняной скульптуры. Это было интересное и незабываемое впечатление. Все, кто узнавал, что эту скульптуру создала молодая женщина, просто восхищались. После установки монумента было его торжественное открытие. Выступали представители интеллигенции и руководящих органов страны. Отзывы были положительными и даже восторженными».

Эльмира Мехралы гызы Гусейнова родилась 12 февраля 1933 года в Баку. Окончила Азербайджанское Государственное Художественное Училище им. Азима Азимзаде (1954) и Ленинградский (Санкт — Петербургский) Институт Художеств, Скульптуры и Архитектуры им. И. Репина (1960). Работала в бытовых и портретных жанрах скульптуры. В 1967-м году Эльмира Гусейнова была удостоена звания Заслуженного художника Азербайджана.

Её произведения «Колхозница» (1957), «Рабочий» (1958), «Семья» (1960), «Дж. Джаббарлы» (1968), «Мать» (1970), «Расул Рза» (1970), и другие, отличаются лаконизмом пластических форм и оригинальностью композиции. Особенно удачны «Портрет Тогрула», «Портрет студентки», портреты Расула Рзы, Саттара Бахлулзаде. Эльмира Гусейнова проявила себя и в области монументальной скульптуры – памятник Джафара Джаббарлы в Сумгаите (1966).

Гусейнова сделала много скульптор — памятников корифеям науки и культуры. Она автор мемориальной доски лауреату Нобелевской премии, физику Л.Д.Ландау, находящейся на доме, в котором жил ученый. Фигура русского ученого-химика Д.И.Менделеева, вошедшая в скульптурный ансамбль, установленный на фасаде здания Азербайджанской государственной национальной библиотеки им.М.Ф.Ахундова, барельеф Джафара Джаббарлы у могилы писателя в Аллее почетного захоронения.

Тема материнства, семьи, детства была одной из особо любимых ею и в творчестве. В мастерской скульптора сохранилось несколько трогательных работ именно по этой тематике, выполненных ею по-женски тепло в жанре станковой скульптуры малых форм. Оригинальная работа на эту же тему, высеченная мастером из камня, вошла в декоративный ансамбль, украсивший Парк Дружбы в одном из городов Германии. Эльмира Гусейнова была замужем за Народным художником Азербайджана Тогрулом Нариманбековым, от брака с которым у неё родилась дочь — Асмер Нариманбекова, ныне Заслуженный художник Азербайджана, преподававшая в Азербайджанской государственной художественной Академии. К сожалению, многие замыслы талантливого скульптора так и остались неосуществленными…

Галина Микеладзе, заслуженный журналист Азербайджана, лауреат премии Зардаби, кавалер ордена «Шохрат» так отзывалась об Эльмире Гусейновой: «Тонкий, ранимый человек и монументальные статуи, рождающиеся под ее руками — памятники, габаритные художественные композиции, исполненные подчас сурового лиризма. Парадокс».

«За свою, в общем-то, недолгую жизнь она сумела пройти большой путь творческого развития, всегда искала новые формы для выражения замыслов, которыми всегда была полна» — сказала искусствовед, член Союза художников АР Солмаз Садырханова.

Об Эльмире Гусейновой говорили, что она была талантлива, образована, тверда в своих убеждениях, имела самостоятельный взгляд в искусстве и отличалась порядочностью.

Она была очень энергичной женщиной. Успевала и за семьей смотреть и активно работала в мастерской. При этом дома всегда были гости, где велись интересные беседы об искусстве и философии, которой она очень увлекалась. Эльмира ханум разбиралась в философии, причем была членом философского клуба в Ленинграде в Академии художеств. Прекрасно знала труды Канта и Гегеля.

Эльмира ханум ушла из жизни из-за тяжелой болезни 23 января 1995 года, сейчас ей исполнилось бы 85 лет.

Отдельная благодарность Асмер Нариманбековой и искусствоведу, художнику Джамале Рахманлы за помощь в подготовке материала

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

8334
virtonnews.com