Сегодня молодой талантливый азербайджанский оперный певец, выпускник знаменитой миланской Академии Ла Скала Азер Рзазаде выступит со своим первым сольным концертом в Баку.
В преддверие этого важного события в карьере молодого и успешно зарекомендовавшего себя исполнителя, успевшего выступить во многих знаменитых оперных театрах Старого света, информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха решила узнать, как идет подготовка к концерту и поговорить об его отношении к оперному искусству в целом.
— Азер, давайте, прежде всего, поговорим о Вашем предстоящем концерте в Баку. Как идет подготовка?
— Это мой первый сольный концерт в Баку на сцене Азербайджанской государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева, который состоится в сопровождении Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением Народного артиста АР, маэстро Рауфа Абдуллаева. Петь на Родине для меня всегда очень волнительно. Например, в феврале текущего года во время выступления на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета в опере «Богема» я тоже волновался и много переживал, но в итоге всё прошло удачно. Буду стараться, чтобы слушатели получили удовольствие от концерта.
Если говорить о программе, то в нее войдут арии из опер моего репертуара. Еще я впервые исполню арию Кероглу из оперы Узеира Гаджибейли «Кероглу», также спою арию Балаша из оперы Фикрета Амирова «Севиль».
— После окончания Академии Ла Скала Вы находитесь в свободном плавании?
— Да, агент мне предлагает контракты, я их рассматриваю и выбираю наиболее подходящие для меня варианты. Здесь играют роль многие аспекты. Сам театр, время репетиций, какой спектакль и т.д. Если все интересующие меня моменты совпадают, то ответ положительный. Для меня на первом месте стоит творчество, любовь и уважение к театру, сцене, профессии – это всегда будет выше коммерческой составляющей. Театр для меня как религия, это нечто святое, божественное, идеальное.
Например, всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути два раза предлагал мне исполнить партию Радамеса в опере «Аида» Джузеппе Верди, но я отказывался, что многих сильно удивляло. Однако мой отказ был обусловлен уважением к композитору, а также вокальными особенностями исполнения партии Радамеса, а именно одной нотой, исполнение которой, по моему мнению, у меня было не на должном уровне. По крайне мере, я так думал, возможно, слишком критично подошел к этому моменту, но как только почувствовал, что у меня стало получаться, принял предложение пройти прослушивание, на котором присутствовала супруга маэстро Мути, создатель и руководитель международного музыкального фестиваля в Равенне Кристина Маццавиллани, и другие музыканты, которые были в восторге. Все прошло удачно, и я спою в «Аиде» в ноябре текущего года.
— Самое оптимальное для Вас число спектаклей в месяц?
— Бывает по-разному. Иногда больше, иногда меньше. Дело в том, что я сторонник качества, а не количества. Предпочитаю меньше спектаклей, но выступить на уровне. Если говорить о максимальном числе спектаклей в месяц, то однажды я выступил в восьми спектаклях подряд в Венецианском театре. Я пел практически через день. Это была опера «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини.
— У Вас достаточно плотный график, Вы постоянно на репетициях, в спектаклях, разъездах… Есть желание принять участие в международном вокальном конкурсе?
— Последний конкурс, в котором я принял участие и получил первое место, прошел в 2016-ом году в Парме, Италия. Это был престижный Международный конкурс вокалистов имени Джузеппе Верди. После этого я с головой ушел в спектакли, их число возросло, и у меня практически нет времени на конкурсы, которые характеризуются своей спецификой и особенностями. Конечно, для молодых музыкантов и вокалистов конкурс – это хорошо, опыт, возможность заявить о себе, но они хороши до определенного этапа, поэтому существует лимит до 30 и 33 лет. Конкурс – это начальный и важный этап карьеры, после которого нужно переходить на главную дорогу и идти вперед, развиваться, изучать театр, особенности голоса, набираться опыта, увеличивать свой багаж знаний, повышать уровень актерского мастерства, совершенствоваться, ставить для себя новые цели, когда промежуточные уже достигнуты. Главное – никогда не останавливаться и не делать шаги назад.
— Общаясь с Вами и читая Ваши интервью, я заметил, что Вы очень требовательно относитесь к себе и своему творчеству.
— Вы правы. Я очень редко остаюсь доволен прослушиванием своих записей. Требовательность позволяет идти вперед, а не стоять на месте. Конечно, это забирает много сил и энергии, но дает положительные результаты. Если я буду доволен своим нынешним уровнем, значит, мое развитие остановилось, а это недопустимо. Меня же, наоборот, очень часто терзают сомнения, что естественно для творческого человека, ведь развитие происходит на протяжении всей жизни. Всегда есть, к чему стремиться. Голосовые связки – это инструмент, но не они покоряют слушателя, а энергетика исполнителя, его душа, человеческие качества, которые певец передает зрителю. Это тот случай, когда чувствительных и глубоких по своей натуре людей часто называют талантливыми, ведь именно они обладают харизмой, к ним тянутся, их хотят слушать, за ними любят наблюдать, так как от них исходит теплая располагающая энергетика. Они обладают талантом очаровывать. Конечно, за любым успехом стоит не только талант, важность его нельзя отрицать, но и кропотливый труд, без которого сложно преуспеть и всегда держать планку. Принимая во внимание вышеперечисленное, я не летаю в облаках, а критически отношусь к своему творчеству, не делаю себе поблажек, так как понимаю – сегодня ты можешь быть успешным, но этот успех не должен вскружить тебе голову. Ведь стоит немного расслабиться, как ты уже стоишь на месте, а ведь нужно смотреть в будущее и постоянно работать над собой. Только так можно рассчитывать на прогресс.
— Азер, Вы успели выступить в разных оперных театрах за рубежом. На Ваш взгляд, у театров есть свои особенности?
— Я пел во многих театрах и поэтому могу сказать, что у каждого театра свое настроение. Конечно, публика, аура, энергетика театров отличаются. Каждый очаг искусства, каждая музыкальная сцена имеет свои характерные особенности, что всегда чувствуется. Например, мне очень комфортно петь в Венецианском театре, который считается одним из лучших театров с высоким уровнем. Мое очередное выступление в этом театре запланировано на август текущего года. Это будет «Тоска» Джакомо Пуччини.
— У Вас есть любимая партия, как среди азербайджанских, так и мировых произведений?
— Партия Балаша из оперы «Севиль», а если говорить о европейских операх, то это «Тоска» и «Мадам Баттерфляй». Однако есть партии, для исполнения которых нужно созреть и набрать необходимый опыт. Например, моя мечта спеть Отелло, но пока я к этому еще не готов.
— Почему?
— Понимаете, я хочу довести свое выступление до максимально высокого уровня, чтобы раскрыть образ своего героя на сцене, чтобы это смотрелось эффектно, убедительно, характерно, как говорится, не сыграть, а прожить его судьбу на сцене. Считаю, что мировой уровень требует именно такого подхода. Нужно вложить душу в свое выступление и только в этом случае зритель тебе поверит, а для этого необходимы следующие аспекты: умение хорошо владеть голосом, актерское мастерство и, конечно, профессиональный и жизненный опыт. С этими компонентами человек считается настоящим артистом, который живет на сцене, его спектакли проходят с аншлагами, а за билетами выстраиваются длинные очереди. Такие мастера своего дела, настоящие Личности и остаются в истории. О них помнят, о них говорят, на них хотят равняться. Поэтому у меня еще все впереди (улыбается).
— Азер, каждый певец старается беречь свой голос. Скажите, как правильно заботиться о голосе?
— Главное правило для поддержания голоса в оптимальной форме – это полноценный сон, который позволяет организму восстановиться и набраться сил. Сон – это самый мощный допинг для голоса. Если артист недосыпает и находится в стрессовом состоянии, это отражается на его здоровье в целом и на голосе в частности. Восьмичасовой сон – это 70% успеха, а остальные 30% приходятся на концентрацию, мой психологический настрой и прочее. Поэтому для меня лучший отдых – это возможность хорошенько выспаться.
— Есть ли зарубежные оперные певцы (певицы), с которыми Вы бы хотели разделить сцену?
— Конечно! Их достаточно много, как среди действующих артистов, так и среди тех, кто, к большому сожалению, уже покинул этот мир. Например, такие легенды мировой оперы, как Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Марио Дель Монако, Мария Каллас и многие другие. Я бы хотел не только спеть с эти корифеями, но и послушать вживую, пожать им руку, побеседовать и выразить свое уважение. Это великие мастера своего дела!
Не так давно мне довелось выступать со знаменитой оперной дивой Анной Нетребко, и скажу вам, что это было просто замечательно. Она мировая звезда. Петь с ней одно удовольствие. Это артистка с невероятной энергетикой.
— Азер, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Мы желаем Вам удачи на предстоящем концерте и творческих успехов в будущих проектах.
— Спасибо за интерес к моему творчеству!
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com