Выступления 26 марта в 82 городах России породили огромное количество ожиданий и споров Таким мнением с Novayaepoxa.Com поделился глава North&Eastern Europe Research Political Center Александр Сытин, комментируя антикоррукпционные митинги в России.
«События эти дополнились забастовкой дальнобойщиков, что эти ожидания только усилило и подогрело. Думается, что пока нужно воздержаться от излишних восторгов, чтобы потом избежать глубоких разочарований. Я не готов вдаваться в споры о том, является ли Навальный, как и значительная часть российской оппозиции, проектом Кремля», — отметил политолог.
По словам аналитика, рассуждения на эту тему примерно столь же обоснованы, как и конспирологические рассуждения о том, что Перестройка изначально была проектом КГБ.
«Сторонники подобных теорий сильно преувеличивают как интеллектуальные, так и организационные способности русских властей: все их действия последних 20 лет свидетельствуют об ограниченности стратегического мышления и неспособности к выстраиванию сколько-нибудь сложных общественных процессов. В целом, нужно понимать, что в России существует и набирает силу тенденция к ослаблению управляемости. Это пока мало заметно стороннему наблюдателю, но на экспертном уровне такая тенденция видна достаточно отчетливо», — сказал он.
Сытин также сказал, что события 26 марта показали, что между властью и обществом в России существуют глубокая пропасть.
«Вместе с тем, противоречия между ними еще не оформились и не осознаны обществом как антагонистические. Осознание антагонистичности этих противоречий, строго говоря, осознание принципиальной невозможности жить в России в ее нынешнем состоянии – ближайшая актуальная задача экспертного сообщества. Имеются ввиду как российские эксперты, так и специалисты, работающие в странах, заинтересованных в политических изменениях в стране, своими имперскими претензиями угрожающей их независимости и самому их существованию.
Второе, что показали эти выступления – политика пропаганды и воспитания молодого поколения, во всяком случае в городской его части, потерпела крах. В ограниченные исторические сроки в России произошло то же, что случилось с идеологической работой ее предшественника – СССР. Можно выразить это одним словом «Перекормили и заврались». Так называемое «путинское поколение», на которое возлагалось столько надежд, под «оболванивание» которого выделялись огромные средства для проведения разного рода валдаев и селигеров, продемонстрировало неприятие того факта, что насквозь лживая патриотическая, человеконенавистническая и изоляционистская пропаганда сочетается со стремительным падением уровня жизни и полным отсутствием социальных лифтов и каких-либо вменяемых перспектив», — считает он.
По мнению политолога, молодежь всегда более радикальна и менее управляема, чем старшее поколение, обремененное разного рода угрозами увольнения, кредитами, ипотеками и прочими остатками призрачного «путинского благосостояния» эпохи нефти по 100».
Эксперт также сказал, что кремлевские идеологи надеются на тех, кому «есть, что терять», в случае общественной дестабилизации и развития событий по украинскому или арабскому сценариям.
«Здесь проходит водораздел, разделяющий общество на две весьма неравные части, пропасть между которыми будет расширяться и углубляться также как пропасть между обществом и властью. Очевидно, что значительному большинству в сегодняшней России терять совершенно нечего. И вышедшая 26 марта на митинги молодежь выразила настроения именно этой части общества.
Перед правительством сейчас стоит вопрос: двигаться по сценарию «завинчивания гаек» и в конечном итоге закончить сценарием, аналогичным китайскому в диапазоне от блокировки интернета до расстрелов и танков как в Тяньанмин. Предсказать, какой именно путь выберет власть, не может никто. Могу ошибаться, но мне все же кажется, что дальше одиночных точечных репрессий власть не пойдет», — добавил он.
Говоря о предвыборной ситуации в России, а также и президентских программах, эксперт сказал, что оценивать президентские программы того же самого Навального сейчас не имеет смысла.
«Я бы вообще не слишком большое значение придавал предвыборным заявлениям. Очевидно только одно – изменения возможны не парламентским путем и не путем выборов. Путь изменений – это путь революции. Русское общество находится в самом начале этого пути: невозможно предсказать, как и в какие сроки оно его пройдет и пройдет ли вообще. Пока речь идет о нравственных, экономических и поверхностных политических лозунгах. Перерастут ли они в лозунги радикальной смены политического обличья страны и приведут ли к слому имперской парадигмы ее исторического и политического развития, покажет время и превратности революционной борьбы», — заключил он.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com