Эмиль Афрасияб: «Синтез нужно проводить крайне осторожно, не задевая «стержень...» - ИНТЕРВЬЮ

В марте этого года основоположнику джаз-мугама, выдающемуся азербайджанскому пианисту и композитору Вагифу Мустафазаде исполнилось бы 78 лет. В связи с этим в Баку прошли концерты памяти гениального музыканта.

Один из таких концертов состоялся в Бакинской Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибейли, на котором выступил известный азербайджанский музыкант-виртуоз, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Азербайджана Эмиль Афрасияб, где также впервые состоялась презентация нот, выпущенных фондом Вагифа Мустафазаде.

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с молодым азербайджанским музыкантом и поговорить о минувшем концерте, узнать, чем пианист занимается сегодня, над какими проектами он работает, и какие идеи стремится реализовать в будущем.

-Эмиль, расскажите о своих впечатлениях от учебы в «Berklee College of Music» и американских музыкантах.

— Образование в США дало мне много. Это был хороший опыт! Во-первых, у меня была возможность представить за океаном богатую культуру азербайджанского народа; во-вторых, это помогло мне лучше понять психологию и мышлению американцев. Я делился с ними азербайджанской музыкой (мугам), и в то же время перенимал что-то полезное и интересное для себя. Американцев очень заинтересовал наш мугам, могу подтвердить это лично.

На меня большое впечатление произвело отношение американских музыкантов к своему делу, к музыке, и вообще отношение человека к искусству. Со мной произошел казус в хорошем смысле этого слова. Помню, когда мы готовились к концерту, музыканты на репетицию пришли уже подготовленными, они заранее самостоятельно разучили произведение с помощью записи, которую я им отправил. Это меня приятно удивило и произвело большое впечатление. Поэтому на репетиции я уже работал исключительно над музыкой и получал удовольствие от процесса, а не слышал, как музыканты говорили: «сижу над какими-то нотами» (улыбается). Не могу не отметить бережное, даже щепетильное отношение к партитуре, нотам, вплоть до выбора бумаги и желтого пакета для нот. Это мне очень понравилось и научило многому.

— Как зародился Ваш творческий дуэт с известным азербайджанским музыкантом, заслуженным артистом страны, аккордеонистом Энвером Садыховым? Насколько продуктивным оказалось это сотрудничество?

— Энвер уникальный музыкант, причем не только для Азербайджана, но и всего мира. Пройдет время и я уверен, что об Энвере Садыхове будут также говорить, как сегодня говорят о Вагифе Мустафазаде, который открыл новый музыкальный жанр. Энвер для меня не просто гармонист, он талантливейший музыкант, который знает манеру инструментов, у него очень хороший вкус, он прекрасно чувствует музыку. Несмотря на то, что мы с Энвером дружим более 12-ти лет, наш творческий дуэт зародился в 2015-ом году. Этот тандем оказал определенное влияние на мое творчество. Энвер профессиональный музыкант, прекрасно знающий наши мугамы. Он может поговорить с каждым музыкантом о его сфере: с таристом – о таре, с каманчистом-о каманче, со мной — как гармонически мне нужно играть и т.д. В этом и кроется его уникальность. Я научился у него народной музыки.

— Расскажите о Вашем проекте с супругой, азербайджанской исполнительницей шансона, эстрадных композиций и песен народов мира Лейлой Бабаевой, которая исполнила легендарную композицию «Ayrılıq» в новой аранжировке, сделанную Вами. Как возникла идея, как ее восприняла азербайджанская публика и не планируете ли Вы продолжить этот проект?

— Моя супруга уникальна тем, что у нее очень интересный тембр голоса. Она может донести музыку до слушателя именно на таком уровне, на котором он может ее принять. Лейла талантливый музыкант, с которой мы работаем над новыми проектами. Основная цель — озвучивать те мелодии, которые уже забыты, либо не на слуху, придать им второе дыхание.

— Эмиль, Вас называют продолжателем выдающегося азербайджанского пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Для каждого человека, а не только музыканта, очень приятно слышать, что он является последователем чьего-то творчества. Я в этом плане не исключение. Конечно, для меня это огромная честь быть продолжателем творчества гениального азербайджанского музыканта Вагифа Мустафазаде. Заглядывая себе в душу, осознаю, какая ответственность ложится на мои плечи. Ведь здесь нужно не повторять то, что он сделал, а создавать что-то свое. Мустафазаде был основоположником джаз-мугама. Он передал эстафету азербайджанским музыкантам, которые должны развивать эту культуру и дальше. Честно сказать, я не знаю, кто проводит эти параллели и делает такие сравнения, но мне очень приятно, хотя самому мне сложно так думать.

— Почему?

— Для меня Вагиф Мустафазаде всегда был, есть и останется кумиром и музыкальным гением. Я слушал его в детстве, и слушаю до сих пор, и каждый раз поражаюсь его талантом, уникальными способностями, виртуозностью. После смерти отца воспитанием будущего композитора занялась его мать Зивяр ханум, преподававшая азербайджанскую народную музыку. Благодаря матери, Вагиф Мустафазаде прекрасно знал азербайджанские мугамы. Я представляю, какие мысли мелькали в голове Вагифа Мустафазаде, когда он разработал форму этого уникального тандема- соединения мугама с джазовой музыкой. Это было нечто уникальное, о чем в те годы никто в мире не знал. Это был настоящий прорыв в музыке. Конечно, мои главные цели – продолжать творчество великого пианистка и композитора, исполнять не только всемирно-известные сочинения, но и те композиции, что редко звучат на концертах или остались без внимания, чтобы еще больше популяризировать его многогранное творчество. Конечно, буду продолжать работать в его стиле, стараться прогрессировать. К большому сожалению, мы очень рано его потеряли, а мне было бы очень интересно узнать его мнение о моем творчестве.

— Вагиф Мустафазаде вошел в историю, как основоположник джаз-мугама, о чем мы говорили выше. Интересно узнать, а Вы в своем творчестве используете это сочетание?

— Да, конечно! В своем творчестве я пытаюсь продолжать дело, начатое Вагифом Мустафазаде, сочетая джаз с азербайджанским мугамом, нашими народными песнями, с азербайджанской музыкальной культурой, так как не хочу разделять музыку по жанрам. Для меня мугам и джаз по своей сути одно целое. Конечно, можно разделить, классику, джаз и современную музыку, но все это большой музыкальный мир, который синтезировал в разные течения, направления и жанры. У синтеза есть два конца – удачный и неудачный. Главное в нашем деле – не испортить мелодию ни в характерном плане, ни в мелодике, сохранив ее эмоциональную окраску, поэтому синтез нужно проводить крайне осторожно и с большим вниманием, не задевая «стержень» музыкальной композиции. К сожалению, есть довольно много композиций, которые не ложатся на европейскую джазовую форму, поэтому даже сегодня мы заняты поиском путей, с помощью которых будет возможна реализация этого соединения. Конечно, уже есть определенное продвижение в этом направлении, но нам предстоит довольно большая работа.

В своем творчестве я стараюсь использовать соотношение разновидностей азербайджанского мугама, сохраняя закономерность этого музыкального жанра, но связывая его с законной формой джазовой музыки. В итоге, получаю что-то интересное и оригинальное. Наша цель не только создание новых произведений, но и демонстрация взаимосвязи между жанрами, которые на первый взгляд кажутся не сочетаемыми и далеки друг от друга. Одним словом, разрушаем стереотипы (улыбается). Если я смогу открыть что-то новое, это будет для меня большим счастьем, ведь это поможет мне окончательно найти свой стиль. Думаю, все к этому идет, так как уже сегодня у меня есть определенные наброски, большие идеи, которые, я уверен, мне удастся реализовать, как это в свое время сделал Вагиф Мустафазаде. Конечно, в любом случае основой будет творчество гениального Вагифа, который был первым, кто показал миру этот синтез.

К примеру, возьмем прекрасную народную мелодию «Evimizə gəlin gəlir». Она настолько великолепна, что если гармонизировать ее по-европейски, она будет очень красиво звучать. Что же сделал с ней Вагиф Мустафазаде?! Он в одном произведении соединил Запад и Восток. Мустафазаде правой рукой исполнил данное произведение так, как бы это сделал обычный народный музыкант на азербайджанском национальном инструменте, а левой рукой он использовал европейскую гармонизацию. Назвать это джазом я не могу, народной музыкой – тоже. Если это народная музыка, то, что там делает европейская гармония. Если это современная музыка, то, что означает с правой стороны азербайджанская милизматика. Самое правильное и подходящее название для полученного произведения – синтез двух жанров, современная музыка в сочетании с народной, ведь данный жанр еще не нашел своего имени.

Как мы знаем, в 1979 году на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако Вагиф Мустафазаде завоевал I премию и получил приз — белый рояль. Однако он не успел узнать об этой победе, так как скончался от сердечного приступа в Ташкенте 16 декабря 1979 года на сцене, во время исполнения композиции «В ожидании Азизы». Он был среди 7-8 музыкантов, пославших свои записи, которые, согласно регламенту конкурса, прослушивались без упоминания названия страны и имени композитора, поэтому жюри, не зная о внезапной кончине музыканта, присвоило ему Гран-при.

— Поделитесь своими впечатлениями от концерта, который был посвящен памяти Вагифа Мустафазаде?

— Это был замечательный концерт, выступать на котором для меня было большой честью. Я исполнил концерт для фортепиано, который мы планируем записать и разместить в YouTube, чтобы каждый желающий мог послушать произведения гениального композитора. Дело в том, что некоторых экстраординарных произведений Вагифа Мустафазаде, к большому сожалению, нет в социальных сетях, поэтому мы стараемся восполнить этот пробел.

— Какие произведения Вагифа Мустафазаде Вам наиболее близки?

— Если говорить о сочинениях Вагифа Мустафазаде, близких мне по духу, то мне сложно выделить какие-то конкретные произведения. Дело в том, что творчество Мустафазаде настолько широко, разносторонне и многогранно, что каждое произведение обладает своей уникальностью и неповторимостью.

— Эмиль, спасибо большое за интересную беседу. Желаю Вам удачи, творческих успехов и новых проектов.

— Большое спасибо за интерес к моему творчеству!

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

2057
virtonnews.com