О том, что произошло в Азовском море, какие процессы будут развиваться дальше и стоит ли ожидать дальнейшее обострение, рассказал Novayaepoxa.com украинский эксперт Алексей Полтораков.
— Позавчера ночью российские ВМС задержали три украинских судна, что обострило ситуацию. Как вы оцениваете данную ситуацию?
— Как видится, события в черноморско-азовской акватории являются нечто большим, чем инцидентом или провокацией. Захват военного корабля суверенной державы, а тем более в нейтральных водах, — это явный и однозначный акт агресии. Причем агрессии неприкрытой ни «зелеными человечками» или «вежливыми людьми», ни «шахтерами» или «отпускниками», оснащенными «из военторга».
Тем более, что сами российские власти отнюдь не отрицают происходящего, хотя и пытаются путем подтасовок сместить акценты и переложить вину на украинскую сторону. Нельзя не учитывать также некоторую инертность мышления и традиционную дипломатическую осторожность в публичных оценках, продемонстрированную на двуедином заседании СБ ООН. Однако ни самой проблемы, ни ее реальной оценки (экспертной и международно-правовой) это никоим образом не отменяет.
— Украина ввела военное положение в стране, созвала совбез ООН. К чему данная ситуация может привести?
— Да, вопрос введения военного положения действительно стоит на повестке дня. Более того, он уже давно «созрел и перезрел», равно как и необходимость разрыва дипломатических отношений, кстати. Однако нельзя не учитывать прежде всего внутриполитические контексты – приближение выборов, которые задают то не только общие тональности общественно-политическому диалогу. Поэтому сейчас фактически идет поиск общегосударственного консенсуса по извечной проблеме согласования режима обеспечения национальной безопасности с режимом обеспечения демократических прав и свобод. «Война войной, а выборы – по расписанию», где-то так…
— Может ли вспыхнуть новый конфликт между Украиной и Россией?
— Достаточно полноценный конфликт между Россией и Украиной продолжается уже около четырех лет, поэтому гораздо правильнее говорить о новых перспективах его очередной эскалации (вспомним «хотя бы» Дебальцево или Иловайск). В виду того, что на сухопутных участках противостояния ситуация уже давно вошла в режим «позиционной обороны», выйти из которого без масштабного применения тяжелой артиллерии, танков и фронтовой авиации невозможно, акценты так или иначе переместились в военно-морскую плоскость.
— Некоторые эксперты считают, что это провокация сделана, для того, чтобы отложить президентские выборы в Украине. Насколько данный тезис соответствует действительности?
— Опыт серьезной аналитики регулярно доказывает, что попытки объяснения сложных процессов и ситуаций с помощью «теории масштабного заговора» неэффективны в своей несерьезности. Тем более, когда речь идет не о локальном инциденте, а о серьезной агрессии одного суверенного государства против другого, вышедшей на уровень СБ ООН. В конце-концов, политика – это искусство возможного, умение разыгрывать и использовать ситуацию в свою пользу, сколь сложной и непонятной она ни была бы. И таковой подход вполне применим и к ныне политизированному военно-морскому кризису. Тем более, в частности, что перенесение выборов на месяц-два выгодно не столько нынешней власти, чьи рейтинги понемногу падают, сколько оппозиции, которой с приходом теплой весны легче будет вести агитацию.
Анар Гусейнов
www.novayaepoxa.com