Бывший министр обороны Израиля Моше Яалон в интервью РИА Новости призвал ввести международные санкции против Ирана независимо от судьбы атомной сделки, чтобы убедить Тегеран отказаться от ядерных амбиций и свернуть региональную экспансию, в чем его обвиняет Израиль.
Иран и «шестерка» международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) в 2015 году достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома: был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана экономические и финансовые санкции СБ ООН, США и Евросоюза. Новый американский лидер Дональд Трамп не раз выражал недовольство сделкой и говорил о возможности выйти из нее, если соглашение не удастся «исправить». Как предполагается, Трамп по итогам дискуссий не позже 12 мая объявит, остаются ли США в СВПД по иранской ядерной программе или нет.
Яалон заявил РИА Новости, что сделка с Ираном «плоха и должна пересматриваться», а санкции против Ирана «необходимы уже сейчас», так как иранцы, по его словам, поставляют оружие хуситам в Йемене и разрабатывают ракеты, способные нести ядерные боеголовки. «Давление такого рода может заставить их пересмотреть всю идею обладания атомным оружием и подрывной кампании в регионе. Поэтому я призываю: давайте давить на режим сейчас», — сказал экс-министр агентству.
Израильтяне с самого начала называли сделку, заключенную в 2015 году, «исторической ошибкой» и агитировали за ее пересмотр. На этой неделе израильский премьер Биньямин Нетаньяху объявил, что в руки Израиля попали 100 тысяч бумажных и цифровых документов, которые, по его словам, неопровержимо доказывают, что у атомной программы Ирана была секретная военная составляющая под кодовым названием «проект Амад». Это заявление прозвучало в разгар международной дискуссии о необходимости ужесточения ядерной сделки или ее аннулирования.
Архив, добытый разведкой, экс-министр обороны Израиля назвал «огромным и очень важным» достижением, доказывающим израильские заявления по Ирану. «Еще в 1990-х наша разведка понимала, что они стремятся к военно-ядерному потенциалу, не к гражданскому «, — заявил собеседник агентства. По его мнению, СВПД по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы основан на «слабости Запада» и его нежелании вступать в конфронтацию с Ираном.
Яалон уверен, что сделку иранцы не нарушают. «Было бы глупо с их стороны не соблюдать сделку. Для них это немыслимо выгодное соглашение. … Но это не означает, что по истечении сделки они не будут в состоянии за год произвести атомную бомбу», — сказал экс-министр. Он полагает, что сейчас из-за экономического кризиса и угрозы всплеска протестов власти Ирана стали более восприимчивы к внешнему давлению.
www.novayaepoxa.com