Турецкую операцию в Сирии, попытки России помирить Асада с Путиным и военно-политическую обстановку в регионе Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха обсудила с турецким экспертом, специалистом в области глобальной обороны, военных технологий и безопасности, автором ряда аналитических трудов, посвященных геополитическим процессам на Ближнем Востоке Эйлемом Окумушем.
— Начнем с проекта «Большой ближний Восток», который стремительно вошел в политическую литературу современной геополитики. Это, по-вашему, конспирология и четко разработанная стратегия?
— Проект «Большой Ближний Восток» — это стратегическая война, осуществленная в контексте нового Мирового Порядка. После практического разрушения Ирака, организованные марионеточным режимом выборы 30 января 2004-го года — это настоящая трагикомедия. На этих выборах, если будем смотреть не на тех, кто проголосовал, а на тех, кто подсчитывал эти голоса, то увидим трагедию и комедию в одном. Что мы видим? Мы видим то, что свергая диктаторов, глобальные игроки поддерживают реакционных религиозных сектантов по всему Ближнему Востоку и таким образом ведут грязную игру в демократию. Если взглянуть на границы, в которых США осуществляют проект Большой Ближний Восток, то увидим, что он охватывает исключительно Исламскую географию. США обещали привести в эти страны демократию, но на Западе прекрасно знают, что в отсталых странах этот проект просто не сработает. Демократия для этих стран — это просто обман. Если посмотреть на карту, где осуществляется проект ББВ, кроме Израиля мы не видим ни одну индустриально-развитую страну. Границы ББВ начинаются с Гибралтара и простилаются до Индийского океана. Расширенный ББВ охватывает Северную Африку, Персидский залив, Пакистан, Среднюю Азию и Кавказ. В 1998 году США под руководством президента Билла Клинтона разработали новую стратегию по переформатированию, преображению всего мира в 21 веке. Цель этой стратегии – подогнать весь мир под американские стандарты и навязать всем американские ценности. США дали старт осуществлению проекта ББВ после событий 11 сентября 2001 года с вторжением в Ирак и Афганистан. На сегодня США определили Ближний Восток центром для своих геополитических маневров. Командование США под названием CENTCOM как раз отвечает за Ближний Восток и Африку.
В итоге, проект ББВ не принесет ни одной стране региона демократию. Это просто операционный девиз американских сил — армии и разведки. Главная цель США — взять под свой контроль все нефтеносные районы, а главное транспортные маршруты, через которые углеводородные запасы Ближнего Востока поставляются на мировые рынки.
— Результатом «арабской весны», которая стала концом таких долголетних диктаторов как Мубарак, Каддафи, диктатор Туниса и др., стал региональный хаос. Теперь, во всех арабских странах, в том числе и в других странах мира бушуют страсти и продолжаются протесты, столкновения с полицией. Что происходит в мире? Какие силы воюют друг с другом?
— Борьба за глобальную и тотальную власть над всем миром продолжается от Азии до Латинской Америки. США, Россия, Китай и Евросоюз продолжают борьбу за установление тотального контроля над мировыми ресурсами. Создаются новые блоки, переформатируются старые союзы. После того, как Ближний Восток стал трещать по швам в результате первой волны «арабской весны», мы стали наблюдать за отчаянной попыткой элит различных стран примкнуть к тому или иному геополитическому центру силы. Страны, в которых менялась власть, элиты долго не сопротивлялись, пережили период потрясений легко, а в странах, где правящие элиты не сдавались и с помощью конкурирующих геополитических сил продолжили сопротивляться, там наблюдается ожесточенная война, миллионы беженцев, разруха, внутренний хаос, кризис во всех сферах. А внешние игроки извне пытаются управлять этим хаосом в своих интересах. Чем глубже разногласие и конфликт между внешними силами, тем ожесточеннее получается внутренняя война. А результат — Сирия.
Настоящей драмой для народов всего региона было то, что авторитарные режимы, не желающие отдавать власть, прибегали к самым изощренным методам насилия над своими оппонентами. Действие порождает контрдействия. Созданный суннитский союз для свержения шиитской власти потом сам оказался под угрозой разрушения и сами суннитские монархии остались лицом к лицу с внутренними проблемами, восстаниями, мятежом и т.д. В этом контексте Турция, которая смотрела на конфликт в Сирии с идеологической призмы и надеялась на демократизацию своего соседа после возможного свержения действующей власти, представляющей абсолютное меньшинство своего населения, была полностью разочарована действиями своих союзников по Сирии.
Россия до углубления ливийского кризиса сохранила свой нейтралитет и не вмешивалась в ситуацию, а потом поняла, что если будет бездействовать, то потеряет свою единственную базу в на Ближнем Востоке — в Сирии и приступила к решительным действиям. В итоге борьба за регион только усилилась и нарастала напряженность во всем мире.
— Какое место отведено Турции в проекте Большой Ближний Восток?
— Из-за своего стратегического месторасположения, господствующие географические позиции, которые занимает наша страна, превращают её в эпицентр всех происходящих в регионе событий. Обратите внимание, все горячие точки находятся вокруг Турции и у её границ — Ирак, Сирия, Иран, Кавказ и т.д. С другой стороны, глобальными игроками постоянно ограничиваются её возможности для маневра. Турцию постоянно пытаются лишить естественного права региональной державы и все решения, принятые в Генассамблеи ООН, где всего пять стран имеют права голоса и вето на любое решение ООН, во всех вопросах противоречат интересам Турции. Сегодня, как мы видим, Турцию не принимают в Евросоюз. Постоянно, когда в Европарламенте обсуждается вопрос о членстве Турции в этом союзе, находится какое-то государство, которое выступает против, и приходится отложить этот вопрос минимум на год. До ближайшего времени Турция в основном искала место между США и Евросоюзом для ориентировки. Но со временем и эта линия начала исчезать. Причиной тому является сходство в политике Вашингтона и Брюсселя в отношении Ближнего Востока. Отныне интересы Европы и Америки практически совпадают в этом регионе, и Турция превращается в модель для всех стран Ближнего Востока. На фоне этого, членство Турции в ЕС не выгодно США и странам Европы. Им выгодно, чтобы Турция занимала свое почетное место среди мусульманских стран.
— Каким вы видите будущее региона после уничтожения террористического коридора на севере Сирии? Если Асад потребует от Турции выйти из тех районов, которые турецкая армия освободила от террористов, то за какие гарантии Анкара согласится покинуть их?
— Нормализация отношений между Анкарой и Дамаском по большей степени зависит от Конституционного Комитета Сирии. В этот Комитет входят и сирийские оппозиционеры, и представители правительства Асада. То есть, если структура, где представлена и сирийская оппозиция, будет решать дальнейшую судьбу Сирии, то у Анкары могут возобновиться дипломатические отношения с Дамаском, хоть даже контакты с самим Асадом и не будут прямые, но все-таки каналы общения сохранятся. В рамках Астанинского формата продолжается отчуждение США от внутрисирийских процессов и создается новый центр силы с участием региональных держав. И в вопросе восточной части Евфрата между участниками астанинского формата наблюдается единогласие.
В письме сирийского руководства, адресованном ООН первый раз PKK-PYD, террористы которые орудуют на севере Сирии, отмечаются как «террористы», и это показывает, что в дальнейшем режим Асада намерен следовать принципам соглашений астанинской тройки. Поэтому, думаю, что астанинский формат станет самым оптимальным способом для продолжения мирного процесса.
А в соглашении, которое достигли Анкара и Вашингтон, отмечается, что террористы PKK-PYD должны покинуть сирийско-турецкую приграничную полосу протяженностью 444 км. Но Турция пока, что контролирует всего 120 км. безопасной зоны между Тель-Абядом и Расуль-айном. А остальные 324 км, включая Кобани и Камышлы, пока что находятся под контролем PKK-PYD. А позже стало известно, что Россия добилась договоренности между PKK-PYD и режимом Асада. Теперь остальная, большая часть 444 километровой безопасной зоны находится под контролем сил Асада и России. Аналогичная ситуацию сложилась и на западе Евфрата — Манбидже. Там тоже объединились террористы PKK-PYD с военными режима и России. Если Турция получит гарантии со стороны России и Асада о том, что они полностью выведут террористов из этого района, то может отходить оттуда.
— Война, которую начали США для смещения режима Асада в Сирии, завершилась с победой России. Можно с уверенностью сказать, что США и Запад окончательно проиграли в Сирии? Есть ли у Вашингтона план «Б»? Или с какой целью американцы могли уступить Сирию русским?
— Все маневры США и заявления о выводе своих сил из Сирии надо рассматривать как стратегию по укреплению своей гегемонии в регионе. Несмотря на слухи о выводе сил, в Сирии находится множество американских военнослужащих, боевой техники и логистические базы. Скорее всего, США переведут часть своих сил на территорию Ирака. США противоречивыми заявления пытаются поставить под сомнение борьбу Турции и России с ИГИЛ и создают такое представление, будто Вашингтон более усердно борется с этой группировкой. Тут надо обратить внимание на истинные цели американцев в регионе. Во чтобы то ни стало США не откажутся от усиления своего влияния и военного присутствия в Средиземном море. Это главная геополитическая задача американского правительства. Тактично США могут и уйти из Сирии, но в регионе обязательно останутся силы, служащие американским интересам.
Типа Трамп одним движением своего пера решил вопрос о выводе сил США из Сирии. Но мы не должны забывать, что истинная цель США — это управляемый хаос, к чему и стремится Вашингтон. Главные нефтеносные районы Сирии расположены вокруг Ракки. PKK-PYD после победы над ИГ продают эту нефть Израилю, и зарабатывает деньги для содержания своих группировок. Но запасы сирийской нефти не такие-то уж большие, если сравнивать их с запасами нефти и газа на востоке Средиземного моря. Эта игра может лишить Россию короны главной газовой державы. В случае освоения этих месторождений американцами доходы России и Ирана от экспорта голубого топлива существенно упадут, что очень быстро отразится на бюджете обеих стран. Возникает вопрос: почему Иран и Россия не отреагируют на это? Ждут. Потому, что есть некоторые нюансы. Есть газ, есть нефть, воздушное пространство, военные базы… они могут оказаться в зависимости от США и быть вынужденными действовать вместе с Вашингтоном. США выводя свои силы из восточной части Евфрата пошли на соглашение с Турцией. Для того, чтобы провести там какую-то операцию, надо сотрудничать с военными США. Ещё, своим решением уйти из Сирии США нарушили договоренность по Сирии и явно дают знать, что не хотят сближения Турции с Россией.
В этой тактике главными целями США являются Россия и Китай. Локальными маневрами США намерены создать геополитический эффект и в этом вопросе Турция «пробный камень». Главная цель — ослабить военное и дипломатическое сотрудничество между Москвой и Анкарой и за этим стать единоличной державой в Средиземном море. США, дестабилизируя Сирию, успокоили обеспокоенность Израиля и существенно ограничили сферу влияния Турции, которая находилась на стадии расширения. За исключением Израиля все арабские страны питали иллюзии на счет создания на Ближнем Востоке единого экономического пространства. Ведь до начала войны и хаоса без визы можно было бы доехать до границы Саудовской Аравии. А когда в Сирии начались первые выступления против действующего режима, все думали, что скоро придет конец Асадовскому режиму. Из-за того, что никто не знал точный американский сценарий по Сирии, Турция не смогла разработать свою стратегию по этой стране, и в итоге ей не удалось держать свои отношения с сирийским режимом на надежном крючке. Несмотря на усиления внутренней оппозиции в Сирии, все старания извне и изнутри для свержения действующего режима не увенчались успехом.
На счет усиления роли и влияния России в Сирии можно сказать, что в период начала конфликта предсказать будущий успех Москвы было практически невозможно. Со временем, параллельно с углублением конфликта стало известно, что активизация России и Ирана в Сирии была бы просто невозможна без согласия со стороны США. Это означает, что за кулисами Вашингтон и Москва договорились и на основе этой договоренности США и Россия продолжают свои игры в Сирии. Нужно быть слепым, чтобы это не увидеть этого.
— Если в Сирии война закончится, то есть, США признают свое поражение на этом фронте, где и в какой стране Ближнего Востока можно ожидать очередную войну? Возможные военные удары по Ирану тоже остались на бумаге. На данном этапе на Ближнем Востоке какую силу можно считать победителем?
1) Россия:
Одна из главный победительниц на сирийском фронте — Россия. С самого начала, занимая сторону своего «старого союзника» и официально вступая в войну на стороне Асада с 30 сентября 2015-го года, Россия полностью изменила ход конфликта. Предотвращая план по свержению Асада, Россия расширила сферу своего влияния в регионе. С победой на сирийском фронте и на всем Ближнем Востоке, и во всем мире Россия показала, что вернула себе роль Советского Союза и сумела использовать разногласия между Анкарой и Вашингтоном, привлекая первого на свою сторону. С одной сторону гарантировала свои интересы в регионе, а с другой стороны защитила своего союзника — Асада. Этим Россия дала США понять, что без нее и без учета её интересов невозможно вести геополитику.
2) Сирия:
Несмотря на сотни тысяч погибших граждан и разрушение 80% страны, сирийский режим пережил своих врагов и сумел сохранить свою власть. Хотя Асад полностью не контролирует Сирию, но все-таки с помощью Ирана и России ему удалось установить контроль над значительной частью страны. Хоть и временно, но все-таки угроза со стороны радикалов устранена.
3) Иран:
Ещё задолго до России Иран вступил в бой на сирийском фронте на стороне Асада. С момента начала вооруженных столкновений между оппозиционными силами и силами режима иранские военные были в рядах сирийской армии. Своей дипломатией, военными силами, финансами Тегеран помог второй шиитской власти в мусульманском мире сохранить свою власть.
4) Сирийские курды:
Курдов можно отнести и к проигравшим, и к выигравшим. В ходе конфликта курдам удалось установить свою власть над значительной частью территорий Сирии. Военные вмешательства Турции значительно ослабили позиции курдов, но им все-таки удалось заключить сделку с режимом Сирии, и заставить Дамаск признать их влияние и смириться с курдским фактором.
5) Израиль:
Израиль — одна из тайных сторон сирийского конфликта. Официально находясь в состоянии войны с Сирией, Израиль практически участвовал во всех процессах в этой стране, демонстративно устаивая воздушные налеты на своего северного соседа. Этим Израиль внес свою лепту в сирийский конфликт. Выигрыш Тель-Авива в этом конфликте был в том, что он почти официально присоединил себе Голанские высоты, которые оккупировал ещё во время арабо-израильской войны.
— Ходят слухи, что Путин пытается помирить Асада с Эрдоганом. По-вашему это возможно? Возобновятся ли отношения между Турцией и Сирией? Если такое произойдет, то, как на это отреагируют союзники Турции по НАТО?
— Заявление Эрдогана о том, что сотрудники турецкой и сирийской разведок продолжают контакты ещё раз показали, что контакты Анкары и Дамаска полностью не прекратились с 2012-го года. С другой стороны слова Эрдогана вызвали множество вопросов. МИД Турции заявляет, что контакты Анкары с сирийским внешнеполитическим ведомством «не должен быть сенсацией». То есть, главной целью Анкары и Дамаска является уничтожение террористов в этой стране. Это главная точка соприкосновения для обеих стран. На счет возможной встречи Асада с Эрдоганом официальные органы отвечают, что «время покажет». Тут все в большей степени зависит от уровня доверия между Россией и Турцией. Несмотря на договоренность с США, Эрдоган все-таки решил, что встреча с Путиным будет более плодотворной и окажет больше влияние на решение проблемы, которая беспокоит Турцию и полетел в Сочи, чтобы встретиться с президентом России. Одним словом, главная цель Турции и главная причина его беспокойства — это наличие террористов у своих границ, безопасность своих приграничных городов и районов. Если безопасная зона на границе с Турцией будет создана и никакой угрозы с этой территории не будет, то Анкара согласится на налаживание отношений с легальными силами в Сирии.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com