Скандал вокруг покупки российских ЗРК С-400 Турцией и Индией, военный накал в Средиземном море прокомментировал в своем интервью Novayaepoxa.Com российский военный эксперт, профессор ЮЗГУ Владимир Марковчин.
— После Турции Индия тоже заявила, что несмотря на давление со стороны США Нью-Дели не откажется от покупки российских ЗРК С-400. Индийская сторона об этом заявит и завтра во время встречи делегаций США и Индии в рамках стратегического партнерства. Что можете сказать по этому поводу?
— Ответственность за судьбу своего государства — непременная роль любого национального лидера, и если он пользуется должной поддержкой населения страны, а также имеет собственный взгляд на обеспечение национальной безопасности, суверенитета страны, то что его может сподвигнуть на принятие решений в ущерб своему народу? И все эти громкие санкции, угрозы, военные маневры у берегов — не более, чем мода, которая проходит очень скоро.
Всему плохому (хорошему — тоже) когда-то приходит конец… Похоже, что общеизвестное «Мерило Демократии», десятилетиями загонявшее своих вольных и невольных «партнеров» в Прокрустово ложе собственных военно-политических амбиций, уже не в состоянии удерживать их на коротком поводке. Поэтому, если Турция и Индия вдруг решили, что российское вооружение их устраивает больше, нежели американское, то это их собственный, суверенный выбор, который предстоит уважать всем. Если же такого уважения не наблюдается, то его предстоит (подобно условному рефлексу) вырабатывать, пусть и не сразу, но хотя бы постепенно.
— Как отреагирует Вашингтон к такому смелому решению Индии?
— В духе сегодняшнего дня: Трамп опубликует несколько твитов, поугрожает санкциями, сокращением инвестиций в экономику страны, поручит что-то Госдепу, поднимет шумиху в безвольных СМИ, но не более того. Индия давно уже выросла из коротких штанишек государства-полуколонии, безвольно наблюдающего за процессом собственного ограбления. Ядерная держава, не последняя экономика в мире и вторая страна на планете по численности населения может себе позволить роскошь пользоваться хотя бы частью полномочий, определенных как собственной конституцией, так и нормами международного права.
— Какие рычаги давления у США на Индию? Ведь против Турции уже применяются экономические санкции, что привело к финансовому кризису в этой стране и нацвалюта (лира) девальвировала…
— Традиционные, прежде всего экономические. Структура экспорта/импорта между обеими странами такова, что Индия экспортирует собственных товаров в США на 10 млрд долларов больше, нежели импортирует. Но эти 10 млрд занимают всего лишь 1/22 от всего индийского экспорта, так что возможное введение новых пошлин на индийские товары существенного выигрыша США не дадут. Но, с другой стороны практикующиеся на протяжении долгого времени санкции в отношении многих стран мира, включая Россию, Китай, Турцию, Иран, вряд ли благоприятно отразятся на самих США, особенно в атмосфере наметившегося курса на постепенный отказ от американских долларов как основной резервной валюты.
Второе возможное направления для «вразумления Индии» — это введение ограничений на продажу отдельных образцов новейших вооружений. Хотя эти ограничения также не сыграют положительной роли для американцев, в атмосфере усиления роли других государств в торговле оружием. К тому же в последние годы руководство Индии старается производить необходимое ей вооружение на собственной территории, получая для этого как лицензии для производства, так и используя механизмы международной кооперации – в первую очередь для создания новых видов военной техники.
Девальвация национальных валют действительно не всегда явление положительное. Но в мировой истории обрушивался и российский рубль, и английский фунт стерлингов, и немецкая марка, и французский франк… Не всегда этот процесс носил естественный характер, но ведь ни одно государство от этого не прекратило свое существование. Временные трудности возможны, но не более того. То же самое и в случае с турецкой лирой – мы имеем здесь дело с временной ее девальвацией.
— Обеспокоенность США по поводу С-400 связаны с ожесточенной борьбой за мировой рынок между основными производителями оружия или в корне проблемы лежит сугубо политическая проблема, престиж страны и её ВПК и т.д?
— Если после второй мировой войны США постепенно натягивали на себя маску лидера «свободного мира», то после развала СССР объявили себя главным победителем в холодной войне, постепенно привыкая к абсолютному доминированию в мире. Но в ходе празднования своих побед как-то вдруг упустили сначала небывалый подъем экономики Китая, а затем и постепенное возрождение России.
Вполне естественно, что американцы не желают отказываться от роли мирового гегемона, жандарма, решающего за всех, кто, кому и что продает, и сколько при этом должен США. Вспомним про озвученные президентом Трампом 385 млрд долларов, которые должны ФРГ за защиту от мнимой советско-российской угрозы. Но мир изменился. Если США не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, которая бы полностью устраивала иностранных покупателей, то это их собственные, внутренние проблемы, до которых больше никому дела нет.
Я не думаю, что в жестком конкурентном мире для всех американцев критически важен имидж страны: скорее это очень важно для отдельных людей, лоббирующих интересы тех или иных корпораций по производству вооружений во всех властных структурах страны. Потеря доходов как лоббистов, так и производителей оружия – это действительно удар ниже пояса, которого боятся все! И чтобы этого не случилось, приходится действительно напрягаться, регулярно путая собственные, узкие интересы с интересами всей страны.
— Россия направила группу военных кораблей в Средиземное море, где проводит масштабные учения с участием 30 военных самолетов и 25 военных кораблей различного назначения. В это время США тоже совместно с Египтом проводят учения в Средиземном море. Помимо этого, США привели в Средиземное море свою атомную подводную лодку Newport News (SSN-750) с крылатыми ракетами. Можно ожидать большую войну, или кто пойдет на уступки в сирийском вопросе?
— Российское государство во все времена было привержено общепринятым нормам международного права; более того, многие такие правила появились благодаря ее инициативам. Проходящие в Средиземном море масштабные учения (как российско-сирийские, так и американо-египетские) проходят в полном соответствии с мировой практикой, и в них нет ничего из ряда вон выходящего.
Вероятность какого-либо вооруженного конфликта крайне низка, особенно в атмосфере нестабильности сегодняшней администрации США. Стоит ясно осознавать, что в новой мировой войне (если она состоится), ее инициаторов среди победителей уже не будет. Отношение Российской Федерации к возможному конфликту сформулировал в марте 2018 года президент Путин: «А зачем нам такой мир, если там не будет России?» Кому-то оно покажется эгоистичным, недемократическим, неправильным, шантажистским, но в сложившемся на сегодня балансе сил, с партнерами, предпочитающими постоянно забывать про свои обязательства, оно единственно верное. И отдавая должное великим немцам, стоит не менее ясно осознавать: «Nach Canossa gehen wir nicht» — новых 1990-х в России больше не предвидится.
Без компромисса, который заключается в безусловном и окончательном разгроме незаконных формирований, все еще остающихся на законной сирийской территории, не обойтись. Также как и без ликвидации чьих-бы то ни было незаконных военных баз. Пора бы уже это понять тем сторонам конфликта, которые все еще пытаются нести свою «демократию» повсюду: господа, срок ее хранения уже давно истек, и ее место в несколько другом качестве – на свалке истории. В ожидании суда, который непременно будет.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com