«Визит Маккейна в Анкару не может способствовать сближению Турции и США» - Политолог

Недавно в Анкаре президент Турции Реджеп Таййип Эрдоган принял сенатора США от штата Аризона, председателя комитета Сената США по вооруженным силам Джона Маккейна. Во время встречи стороны обсудили ряд важных вопросов.

Фикрет Садыхов

Сблизит ли подобная встреча новую администрацию США во главе с Дональдом Трампом и Турцию, нам помог разобраться известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов.

— Фикрет муаллим, по словам Маккейна, он всегда выступал за союз Турции и США на основе общих демократических ценностей. В то время, как в Европе и на Ближнем Востоке усиливается хаос, этот союз важен, как никогда. Можно ли это расценивать, как шаг со стороны США на пути к сближению с Турцией?

— Я думаю, что визит Маккейна в Анкару и его встреча с руководящими деятелями этой страны вряд ли могут способствовать сближению Турции и США. Объясню, почему! Дело в том, что Маккейн, по сути, является в определенном смысле оппозиционным Белому дому сенатором. Он сторонник жесткого курса. Маккейн выступает за продолжение политики противостояния России, ужесточения санкций против РФ. Одним словом, это сенатор, который выступает с крайне правых позиций и фактически является человеком, который не входит в какую-то руководящую обойму политиков, определяющих нынешние и будущие приоритеты внешней политики США. То, что Маккейн провел с руководством страны беседы, встретился с премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом и другими высокопоставленными лицами, конечно, говорит о том, что определенная часть американской политической элиты выступает за сближение с Анкарой, так как Турция является членом НАТО, Анкара – ближайший союзник западных государств в этом регионе. Конечно, американцы нуждаются в поддержке Турции и готовы на улучшение взаимоотношений между странами.

Однако, есть предварительные вопросы, которые требуют своего разрешения, если стороны желают пойти на сближение. Например, вопрос выдачи Фетхуллаха Гюлена, который является противником официальной Анкары. Помимо этого, сюда входит целый ряд вопросов. Дело в другом, сможет ли Маккейн решить эти вопросы?! Вот, в чем проблема! Думаю, это не в его силах…

— Допустим, если между новой администрацией США и Турцией все-таки произойдет сближение. Как это повлияет на военное сотрудничество Вашингтона и Анкары в Сирии? Какую пользу принесет это сотрудничество обеим странам и поможет ли урегулированию сирийского конфликта?

— Думаю, что в настоящее время официальный Вашингтон настроен на сближение с Анкарой. Не случайно ведь в Турцию еще до Маккейна направился глава американского генштаба генерал Джозеф Данфорд, который из Баку вылетел в Анкару и встретился с начальником генерального штаба. Отмечу, что Данфорд провел в Турции достаточно обстоятельные беседы. Думаю, что сирийский кризис был одной из важнейших проблем, стоящих на повестке дня, а также планируется какая-то американо-турецкая акция, скорее всего, на севере Турции. Это связано с борьбой против ИГИЛ, созданием зоны безопасности с взятием определенных географических пунктов на севере Сирии. Однако, Турция имеет серьезное возражение против использования курдских ополченцев. В этом вопросе между США и Турцией вряд ли возможно достижение какой-то договоренности.

— Не пытается ли Макксейн своими действиями сблизить США с Турцией, и одновременно поссорить Анкару с Москвой, и как это сближение может повлиять на турецко-российские отношения?

— Я считаю, что России вряд ли будет мешать подобному альянсу, потому что, по сути, состоялся какой-то негласный раздел Сирии. Большая часть Сирии сейчас находится под контролем официального Дамаска и российских вооруженных сил. В настоящее время на севере страны остались два-три населенных пункта, судьбу которых уже будут решать, видимо, в Турции и Вашингтоне. Поэтому я не думаю, что сближение США и Турции серьезно и негативно отразится на российско-турецких взаимоотношениях. Ведь не случайно встреча высокопоставленных генералов до этого состоялась в Баку. Думаю, во время этой встречи генштабов США и России на повестке дня также стоял этот вопрос и вопрос, связанный с координацией действий американских и российских войск на территории Сирии. Поэтому я считаю, что серьезного негативного резонанса и ухудшения взаимоотношений Турции и России не произойдет.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

980