"Вина, как огромная черная птица, сидит на плечах у многих из нас" - Интервью с психологом

Что такое чувство вины и как с ним справиться? 

«Новые Реалии Жизни» представляет интервью с ведущим аналитическим психологом — Ларисой Михайловой.

Лариса, Вы являетесь ведущим аналитическим психологом. Наверняка к вам обращались люди с подобными психологическими проблемами, одной из которых является постоянное чувство вины 

«Вина перед детьми, перед родителями, перед друзьями, перед Богом… Вина, вина,вина…
Д.Холлис писал: «Вина, как огромная черная птица, сидит на плечах у многих из нас.  Введенное Юнгом понятие Тени служит напоминанием о каждом нашем неблаговидном поступке, эгоизме, нарциссизме и трусости».
Довольно часто с этим приходят клиенты на консультации, желая получить столь необходимое освобождение , мечтая выдохнуть с легкостью всю тяжесть прошлых событий. События разные, а чувства одинаковые.
Но если взглянуть глубже может оказаться ,что и вина тоже бывает разной.

Различают три основных вида вины :
реальную вину как форму ответственности;
вину как мнимую защиту от страха;
экзистенциальную вину.

Давайте попробуем разобраться в чем разница.
Первый вид вины предполагает,что мы совершили реально плохой проступок по отношение к другому человеку: обещали и не выполнили, сказали ложь, испортили какую-либо вещь человека, изменили своему партнеру, ударили в горячах ребенка и другое.

Признание ответственности за совершенный шаг ( например человек скажет, что он ошибся, был не прав, совершил подлость и т.д.) признание своей вины за совершенный им выбор и его пагубные последствия – это, пожалуй, единственный путь, который в конечном счете может принести человеку облегчение.
Видимо на этом основывается эффект ,который наступает у многих верующих ,после исповеди.

«И все же даже люди, далекие от священного таинства исповеди, могут быть приобщены к переживаниям, обозначенным тремя словами: признание, искупление и облегчение.

Переживание признания является очень существенным, оно включает признание ущерба, нанесенного себе или другим. Возможно, сначала человек объективно не понимает причиненного им вреда, но когда он сможет его признать, его сознание должно четко сказать: да, я это сделал, да, это получилось из-за меня, да, я несу за это ответственность.»

Зачастую людям очень сложно произнести: «Да, действительно ,виноват(а) , я поступил(а) ужасно, прости меня,пожалуйста » . И я сейчас не говорю о социопатах,у которых просто нет этого механизма в психике, я говорю об обычных людях, которые и не особо злостно и, иногда,ненамеренно делают такие поступки.

Если человек признает свою ответственность, то ему легче сделать какие-то шаги по исправлению содеянного: выполнить все же обещанное, сказать правду и больше не врать, купить или отремонтировать то,что испорчено, извиниться перед ребенком и следить за своим эмоциональным состоянием и не срываться и т.д.

Однако довольно сложно искупить измену или значительный ущерб, нанесенный ребенку,в процессе его воспитания или событие, произошедшее в далеком прошлом.

«Искупление возможно далеко не всегда. Многое из того, что сделано, исправить уже нельзя и тогда
искупление становится символическим , оно несомненно представляет собой психологическое возвращение к тому, что хотелось бы исправить».
Но возвращение с другим результатом.
В таких случаях на помощь приходит психотерапия. Здесь, мне кажется, максимально эффективны такие техники как работа с Тенью, расстановки, метафорические карты.

Есть другая категория вины,которая не относиться к первому типу.Это когда человек ничего плохого намеренно другому не причинял, а ощущает себя виноватым.

«Значительная часть чувства, которое мы называем виной, является защитой против возрастания страха; это побочная реакция на переживание тревоги, с которой чувство вины в тот момент сливается настолько, что перестает от нее отличаться. Например, часто приходится слышать, что люди чувствуют себя виноватыми, просто кому-то сказав «нет» или испытывая раздражение на близкого, или не став совершенными родителями.

Так как большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе, у нас выработался защитный механизм делать то,что скажут, чувствовать то,что необходимо.
Свои желания, мысли, потребности задвинув на задний план,научаясь сдерживать и скрывать от окружающих свои истинные чувства» — поделилась Лариса Михайлова

«Вина как защита от глубокого страха не позволяет человеку быть самим собой. Она отражает не поддающуюся измерению власть ранних ограничений и травм» . В моменты, когда человек ощущает такого рода вину, он может задать себе вопрос: «От чего я защищаюсь?» »
Как правило, объяснение человека сводится к страху, что реализация принятого им решения кого-то сделает несчастным( мама будет обижаться, муж не поймет, подруга расстроиться и т.д.) И человек начинает дискомфортно себя ощущать, по сути ничего плохого не делая, просто следуя своим желаниям.

«Поскольку такая вина является мнимой виной, а не мужественным признанием своей неправоты в отношении окружающих, возможно, человеку вполне достаточно проработать сопутствующий страх, чтобы достичь состояния взрослости.

Оставаться во власти такого чувства вины – значит все еще быть привязанным к своему детству» . Все еще тревожиться, что мои желания и стремления причинят кому-то неудобство, будут осуждены и не приняты, а я сам буду отвергнут

Это процесс преодоления своей незрелой детской позиции , то есть — взросление. И здесь, мне кажется, на помощь может прийти юнгианский анализ, женские тренинги и опять же работа с Тенью.

Экзистенциальная вина – самая тяжелая вина, которую, наверное, сложнее всего выдержать. Каждый человек, достигший определенного уровня сознания и моральной зрелости, оказывается окутанным паутиной нравственных проблем, через которую ему приходится пробираться.
Это неизбежная спутница нашего существования .

Экзистенциальные вопросы могут волновать нас с годами все чаще: вопросы жизни и смерти( поедая мясо-мы убиваем животное, становясь вегетарианцем-растение), осознания, что даже самые добрые намерения имеют дурные последствия. Осознание ответственности за то,что не удалось совершить («Если я признаю, что могу это изменить сейчас, то мне придется признать, что я мог изменить это давно. А значит, я виноват в том, что эти годы прошли впустую, виноват во всех своих потерях или неприобретениях».)

Неудивительно, что чем старше человек, чем старше его конкретная проблема или общее чувство недовольства жизнью, тем сильнее будет его экзистенциальная вина перед собой». А еще причастность к мировому злу…

Экзистенциальную вину нельзя избежать, её нужно осознать. Она помогает воспитывать в человеке желание ,как можно более полно раскрыть свои возможности, более чутко и доброжелательно проживать свою жизнь.

Как вы уже, наверное понимаете, довольно много жизненной энергии и сил человека тратится на переживания о прошлом. И это не позволяет многим испытывать радость и удовольствие от жизни .

И если мы сможем разобраться с разными видами вины, пробиться к новому осознание себя своей жизни, найти способы (реальные и символические )для искупления, это позволит увидеть новые пути в жизни и светлые перспективы.

Если Вам кажется этот процесс сложным для самостоятельного прохождения, обращайтесь за помощью   к профессиональному психологу

И помните : «Вина-это не тупик, а вызов ,чтобы начать движение и начать жить подлинной жизнью» — поделилась Лариса Михайлова 

Джамил Амирова — Чеботарева

www.novayaepoxa.com

1011
virtonnews.com