Вдохновленные Узбекистаном: уникальные полотна казахстанских художников выйдут в единой иллюстрированной книге

В одном из старейших музеев Казахстана – Государственном музее искусств им. А.Кастеева хранятся уникальные картины казахстанских художников, чья жизнь и творческая судьба были связаны с Узбекистаном. Коллекция достаточно представительная и разнообразная по жанрам и стилистике. Художники отразили в своих полотнах и графических листах своеобразие и самобытность культуры Узбекистана, сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана.

О коллекции рассказала руководитель отдела зарубежного искусства музея, Галина Сырлыбаева. Она также является автором иллюстрированной книги-альбома о культурном наследии Центральной Азии, хранящемся в Государственном музее искусств им. А.Кастеева. Над изданием книги работает Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана.

По словам Галины Сырлыбаевой, на сегодняшний день в музее хранятся работы 14 мастеров, ставших уже классиками искусства Казахстана XX века. Их интерес к узбекской теме нашел отражение в 68 произведениях различных жанров.

Казахстанских художников привлекало и историческое прошлое Узбекистана, величие и уникальность памятников архитектуры, природа, быт и обычаи узбекского народа. Основная масса произведений была создана в 1960-е годы.

«В 1960-е годы в Казахстане наблюдается необычайный расцвет графического искусства. В этот период активно начинают работать многие, ставшие известными мастерами художники, которые в своем творчестве также обратились к теме Узбекистана. Графическая коллекция отличается разнообразием технических приемов. Работы выполнены в технике линогравюры, ксилографии, монотипии, литографии, акварели. В качестве примера могу привести серию «По Узбекистану» Андрея Дячкина и «Портрет девочки-узбечки» выдающегося художника-графиста Евгения Сидоркина. Старейший график Казахстана – Валентин Антощенко-Оленев выполнил несколько серий линогравюр, посвященных Хиве, Бухаре, а также замечательные листы, объединенные в серию «Бухарские народные забавы». Крупнейший мастер в области казахстанской акварели – Уке Ажиев неоднократно бывал в Узбекистане, о чем свидетельствуют его остро индивидуальные акварельные листы, посвященные древним городам республики.

Художники Казахстана внесли свой вклад в создание собирательного художественного образа Узбекистана, сумели показать традиционную тематику в новых ракурсах, в собственной индивидуальной интерпретации», — рассказала Галина Сырлыбаева.

Руководитель отдела зарубежного искусства Государственного музея искусств им. А.Кастеева также назвала уникальные работы узбекистанских художников. Этак коллекция — наиболее многочисленная и представительная среди республик Центральной Азии. Она отличается широким диапазоном творческих индивидуальностей и жанровым разнообразием. Это портрет и пейзаж, натюрморт и тематическая композиция.

Мастерство нескольких поколений узбекистанских художников-живописцев представлено в музее практически в полном объеме. Это картины разных лет Александра Волкова, уроженца Ферганы, Урала Тансыкбаева – казаха, ставшего Народным художником УзССР, Николая Карахана, с раннего детства, проживавшего в Ташкенте, Чингиза Ахмарова, в 15-летнем возрасте переехавшего в Самарканд в 1927 году. Эстафету старшего поколения продолжили художники, пришедшие в искусство уже в 1950-1960-е годы – Р. Ахмедов, Б. Бабаев, В. Бурмакин, Ю. Талдыкин.

Все эти уникальные полотна в скором времени выйдут под единой обложкой в новой иллюстрированной книге-альбоме под рабочим названием «Коллекция Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Как отмечалось, автором книги является руководитель отдела зарубежного искусства музея Галина Сырлыбаева.

«Мы благодарны за приглашение принять участие в таком масштабном международном проекте – «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Это дало и нам возможность углубиться в изучение наследия узбекских художников, почувствовать особенности творчества каждого из них, проследить и проанализировать пути создания этой замечательной коллекции», — сказала автор книги-альбома.

Председатель Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фирдавс Абдухаликов подчеркнул, что том о собрании Государственного музея искусств им. А.Кастеева составит серию книг-альбомов «Шедевры Центральной Азии». Эти издания будут посвящены музейным собраниям Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана.

«Всемирное общество совместно с Международным институтом Центральной Азии работает над серией книг «Шедевры Центральной Азии», основываясь на дорожной карте по реализации предложений и инициатив, которые Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев озвучил на третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии. В силу географической близости наши страны имеют множество точек соприкосновения в своем культурном развитии. Вследствие торговых и иного рода контактов, музеи стран Центральной Азии стали хранителями художественных предметов, созданных на территории Узбекистана. Вместе с тем, в прошлом наши территории были частью одних и тех же государственных образований. Памятники таких периодов, ныне являющиеся наследием государств-обладателей, также будут интересны нашим читателям, как свидетельство общности границ и культур в историческом прошлом», — прокомментировал Фирдавс Абдухаликов.