Вагиф Нагиев: «Мы стремимся сделать более качественным азербайджанский музыкальный рынок» — ИНТЕРВЬЮ
Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com представляет вашему вниманию интервью с азербайджанским исполнителем, участником украинской версии всемирно известного проекта «Голос-4», президентским стипендиатом (2008) Вагифом Нагиевым.
Во время нашей беседы музыкант рассказал, как у него появилась любовь к музыке, где он получал образование, какую роль в его формировании, как исполнителя сыграли учителя, поведал про свое участие на известном проекте «Голос» Украины и поделился планами на будущее.
— Вагиф, кто и когда заметил у Вас музыкальные способности?
— У меня с детства была необычайная любовь к музыке. Моя мама Ирада ханум, преподаватель начальных классов, рассказывала, как мы однажды пошли в кинотеатр «Азербайджан», где я захотел выйти на сцену и спеть. Тогда мне было всего 3 года. Поэтому любовь к большой сцене зародилась очень рано. Заметив мои музыкальные способности, мама отвела меня в детскую филармонию к нашему любимому композитору Октаю Зульфугарову, в хоре которого я стал солистом. Представьте себе, что уже в 3-ех летнем возрасте я выступил на сцене Дворца Гейдара Алиева в составе ансамбля Октая муаллима. Имея абсолютный слух и даже, не зная ноты, я в раннем возрасте угадывал музыкальные ритмы.
— Расскажите про этапы своего обучения…
— Одно время я занимался в Доме моряков, где мне преподавала Вера Геннадьевна. Помню, как она учила меня распеваться, одним словом, закладывала хорошую музыкальную базу. Затем я поступил в школу Бюль-Бюля, где проучился до 9-го класса, а после был отправлен на стажировку в Москву в Колледж имени Гнесиных, после чего вернулся в Баку и стал учиться в средней школе №63 и параллельно в музыкальной школе №12 имени Тофика Гулиева.
— Кто определил Ваш голос?
— Педагог Евгения Мамедова. Дело в том, что поначалу мне хотелось быть не баритоном, а тенором, ведь большинство музыкальных сочинений, начиная с 60-х годов прошлого столетия и до сегодняшнего дня, написано для теноров. Ни для кого не секрет, что теноры пользуются огромной популярностью, достаточно назвать Паваротти, Доминго и Каррераса, чьи концерты собирали аншлаги, особенно, когда они выступали втроем. Одно время я даже пел фальцетом, но однажды произошел переломный момент, когда я понял, что у меня бас-баритон и этот голос мне нравится. Эту случилось, когда я более подробно познакомился с творчеством моего будущего кумира, легендарного баритона Муслима Магомаева, голос которого мог тронуть сердце даже самого требовательного и искушенного слушателя. Я увидел, как люди реагируют на баритон, какие эмоции у них вызывает этот голос, а также понял, что теноров много, а баритонов нет. Это тоже было своего рода преимуществом. Я понял, что одного Муслима Магомаева мне достаточно, ведь он мог заменить для меня всех теноров, которых я слушал до того момента. Он навсегда стал моим кумиром.
— Насколько полезной стала для Вас стажировка в Москве?
— Это был прекрасный опыт. В Москве мне преподавал Екимов Леонид Георгиевич, советский и российский оперный певец (баритон), замечательный педагог, в разное время солист Саратовского, Минского оперных театров, МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театра п/р Чихачёва, Народный артист РСФСР, выступавший на одной сцене с Муслимом Магомаевым. Это был не просто педагог, а человек легенда, проучиться у которого было полезной практикой. На тот момент ему было 85 лет, но во время объяснений он пел так, что дрожали стены старого здания. Леонид Георгиевич научил меня многому, но главное, по моему мнению, это правильно дышать во время пения, что очень и очень важно для исполнителя. Помимо этого, именно он поставил мне голос.
— Вагиф, как Вы оказались в Харькове и впоследствии приняли участие в проекте «Голос»?
— Я решил продолжить свое образование за границей и поступил на эстрадное отделение Харьковской музыкальной академии. Что касается кастинга, который на тот момент проходил в Харькове, мы с ребятами на него не пошли, так как уставшим сонным студентам было неохота вставать рано утром и идти на прослушивание (смеется). Узнав об этом, наш педагог была в негодовании и сказала, чтобы мы той же ночью отправились в Днепропетровск, где на тот момент проходили прослушивания. Я был ужасно расстроен, думаю, что лучше было бы потратить день на кастинг в Харькове, чем ехать в другой город. Меня также не покидала мысль, что меня не отберут и это будет лишь время, потраченное впустую. Главное для меня было принять участие, чтобы сказать педагогу, что я попробовал свои силы, но не прошел.
— Однако, как выяснилось позже, Вы заблуждались?
— Верно (улыбается). Долго рассказывать, как мы добирались до Днепропетровска, точнее до места, где проводился кастинг. Скажу одно, было ужасно холодно, особенно для человека, выросшего в южной стране, но нам удалось преодолеть все трудности и добраться до театра, где проходили прослушивания.
— Как проходил кастинг?
— Когда дошла очередь до меня, я подумал, что нужно показать судьям все, на что я способен, чтобы потом с чистой совестью сказать своему педагогу Людмиле Кудрич, что я действительно старался, но мою кандидатуру почему-то не отобрали. Оказавшись в первой комнате, я начал петь песни самых разных жанров, а также играть на рояле. Одним словом, выложился по полной программе. Как выяснилось позже, первый этап был пройден, и мне предстояло проявить себя в продюсерской комнате, где к тому времени уже собралась группа креативных эпатажных участников, которым симпатизировал главный режиссер проекта Олег Боднарчук.
После заполнения анкеты, состоялось второе прослушивание. В тот момент я даже не понимал, что передо мной сидят звезды и очень важные фигуры украинского шоу-бизнеса. После прослушивания мне сказали: «Мы Вам позвоним». Представьте себе, что до последнего момента, когда мне позвонили и сообщили, что я отобран в финальную часть прослушивания «Голос» Украины, я не мог поверить, что моя кандидатура утверждена.
— Вагиф, Ваша реакция?
— Конечно, я был в шоке. Пройти в финал кастинга – это уже было небольшим достижением, своего рода первой ступенькой на пути покорения проекта «Голос».
— Вы сами выбрали песню «Синяя вечность»?
— Нет, мне позвонил украинский композитор Руслан Квинта и сказал, что «Вагиф, Вы будете исполнять знаменитый хит легендарного Муслима Магомаева «Синяя вечность», которая была одной из множества композиций, исполненных мною на кастинге в Днепропетровске.
— Вы помните свое первое выступление на сцене «Голос»?
— Я помню его по видеозаписям, так как все происходящее было похожим на сон. К тому же мое выступление пришлось на час ночи, а ждать нам приходилось на протяжении всего дня. Однако, все это стало для меня хорошей школой, закалкой. Я даже не понимаю, почему во время исполнения я стал моргать, хотя никогда не страдал от нервных тиков и прочего. Несмотря на волнение, я осознавал, что передо мной сидят всемирно-известные музыканты — Сергей Лазарев, Ани Лорак, Тамара Гвердцители и Святослав Вакарчук, которые могут повернуться. Помню, что во время пения фраза «море возьми меня» была произнесена с такими эмоциями, которые просто заставили всех членов жюри повернуться (улыбается). Это выступление было своего рода криком души, в который я вложил все свои чувства, эмоции и переживания, что было достойно оценено членами жюри и зрителями. В итоге, я выбрал Тамару ханум, а дальше вы все видели сами.
— Вагиф, как Вы отнеслись к тому, что Вам дали песню «Show must go on»?
— Я очень переживал, так как думал, что мне эту песню дали специально, чтобы поскорее выпроводить с шоу (смеется). Однако потом мой педагог из Харькова Людмила Кудрич услышала, как я пою фальцетом, и посоветовала мне сделать это главной фишкой моего выступления, которая может принести мне успех, что в итоге и произошло. Мне удалось удивить судей и им очень понравилось сочетание баритона с фальцетом. В итоге я прошел в третий тур (улыбается).
— Чем Вы решили удивить жюри в третьем туре?
— Перед началом третьего тура у меня состоялся разговор с клавишником, который порекомендовал мне выбрать что-то необычное, кардинально измениться в плане манеры пения и выступления, иначе мне пришлось бы покинуть шоу. Одним словом, мне нужно было показать такого Вагифа, которого ни жюри, ни зрители никогда не слышали и даже не могли себе представить, что я могу петь не только, как баритон. Я отправил организаторам проекта пять песен, и они выбрали песню «Stayin’ alive», а друзья мне посоветовали спеть фальцетом не часть, как это было на прошлом этапе, а всю композицию, чего судьи и зрители уж точно от меня не ожидали. Это помогло мне пройти в следующий этап, после чего начались прямые трансляции.
— Как складывалось Ваше выступление дальше?
— Далее были «Очи черные». На четвертом этапе зрители за меня не проголосовали, но меня спасла Тамара ханум, чему я был ужасно рад. Потом нас осталось двое: я и Михайло Мырка. В финале мне захотелось спеть «Фигаро» Муслима Магомаева. Однако после выбора я стал переживать, получится ли у меня, ведь легендарный Магомаев готовил эту композицию целый год, а у меня была всего лишь неделя. Мои переживания еще были связаны с тем, что необходимо было подготовить данную композицию для моего выступления, грубо говоря, адаптировать ее под формат проекта «Голос», сделав эстрадную версию, включая продолжительность песни и другие характеристики.
Затем началась подготовка. Мне сшили костюм, собрали хорошую команду. В итоге, выступление, по словам жюри и реакции зрителей, получилось очень достойным. За меня проголосовало 52% телезрителей, то есть большинство, но Тамара ханум распределила свои голоса следующим образом: 40% мне и 60% Мырка. Таким образом, она отдала предпочтение другому участнику.
— Как Вы восприняли такое решение Тамары ханум?
— Конечно, мне было обидно, ведь я остановился всего в шаге от суперфинала, где мог бы себя показать, а мой конкурент выбыл в первом же круге. Несмотря на это, само участие в финале для меня уже стало победой, тем более за меня проголосовали зрители, которые посчитали, что я был достоин победы. Но это жизнь, которая учит нас многому…
— Как изменилась Ваша жизнь после проекта?
— После конкурса моя жизнь действительно изменилась. Я продолжил свое обучение. Часто выступал на государственных концертах и других важных мероприятиях. У меня был мини-концерт в «Binə Atçılıq Mərkəzi», где мы познакомились с Ингрид. Ей понравилась песня, которую я должен был исполнять сольно, но в итоге у нас образовался дуэт, и мы исполнили эту композицию вместе. Затем на эту песню был снят клип. Чуть позже у нас с Ингрид прошел совместный концерт. После этого я познакомился с Алессандро Сафина, вместе с которым мы также выступили с концертом. Одним словом, после проекта «Голос» мой график стал еще более загруженным, благодаря концертам, выступлениям, съемкам, переездам и т.д. Я познакомился со звездами мирового масштаба и интересными личностями, которых раньше мне приходилось только видеть на телеэкране. Проект «Голос» стал своего рода рывком или трамплином, который позволил мне выйти на новый уровень и раскрывать свой потенциал, занимаясь любимым делом.
— Не мешает ли Вам узнаваемость?
— Что касается узнаваемости, то не мешает, наоборот, мне очень приятно. Когда меня спрашивают, удалось ли мне заработать на проекте «Голос», я всегда отвечаю, что данный проект дал мне гораздо больше, чем деньги – это известность, популярность, а главное – любовь зрителей. Особенно приятно, когда тебя узнают простые люди на улице, которые достаточно далеки от музыки.
— Насколько полезной стала для Вас стажировка в Италии в рамках госпрограммы?
— Двухлетнее обучение в Риме стало для меня отличной школой. Планка, которую я показал на «Голосе», была достаточно высокая, поэтому я решил, что мне необходимо больше знаний. Я понимал, что только знания, умения и навыки мне помогут в будущем, позволят еще больше раскрыться, как музыканту. Это был джазовый институт, где я осваивал азы джазовой музыки, включая технику и манеру исполнения, дыхание и прочее. Хорошо изучив классику и эстраду, я решил освоить совершенно новый для себя музыкальный жанр – джаз.
— Одним словом, творческие поиски у Вас продолжаются?
— Да, я постоянно экспериментирую, стараясь попробовать себя в новых жанрах, изучить незнакомую для меня музыку, чтобы в конечном итоге выбрать окончательное направление, которому хочу следовать. Главное – это не опускать, а всегда стараться приподнять планку и выйти на качественно новый уровень, что очень важно, как для тебя самого, так и для музыкальной культуры, куда ты пытаешься внести свою лепту и запомниться людям.
К большому сожалению, у нас совсем небольшое число музыкантов решается на эксперименты, если мы будем сравнивать развитие современной музыкальной культуры, к примеру, России, Турции и других соседних стран. Там музыканты не ограничивают свое творчество строгими рамками, поэтому у них большое число музыкальных течений, жанров и прочего. Считаю, что это очень хорошо, если мы говорим о развитии. Разнообразие создает возможность для выбора. Это принесет свои плоды не только музыкантам, но и слушателям, которые получат возможность выбора. Мне, как музыканту, хочется, чтобы наш шоу-бизнес не стоял на месте, а развивался, причем ускоренными темпами.
Конечно, петь на свадьбах можно, эта практика наблюдается не только у нас в стране, ведь это составляет определенную часть доходов артистов. Однако никогда нельзя забывать про творчество, которое должно играть главенствующую роль. Со своей стороны я постараюсь внести свою лепту в развитие отечественного шоу-бизнеса, чтобы другие страны могли его приводить в пример. Главное – продолжать работать и поднимать планку (улыбается).
— Каких исполнителей Вы слушаете?
— По большому счету мне нравится творчество музыкантов и вокалистов, которых уже нет в живых. Это наш легендарный Рашид Бейбутов, мой кумир Муслим Магомаев, Франк Синатра, Фредди Меркьюри, Майкл Джексон, Джеймс Блант, Рэй Чарльз. Считаю, что азербайджанская классика советского периода просто недосягаема. Такого богатства нет ни у одной страны мира. Это очень ценное наследие, которое нам следует бережно хранить и передавать последующим поколениям. По моему мнению, такой души, как у наших легендарных вокалистов, к примеру, Рашида Бейбутова и Муслима Магомаева, нет ни у кого. Их пение можно слушать часами…
— Я слышал, что Вы решили открыть совместную студию…
— Да, мы вместе с моим двоюродным братом Бахрамом G и нашим другом Эльшаном Гулиевым решили открыть совместную студию. Как говорит Бахрам, нашими основными целями являются менеджмент и продвижение артистов, лицензирование музыкального и видео-контента и организация собственных концертов. Мы стремимся сделать азербайджанский музыкальный рынок, как можно более качественным. Мы объявили кастинг для того, чтобы любой музыкант смог показать, на что он способен, не имея ни связей, ни финансовых возможностей. Мы готовы помочь каждому талантливому музыканту. Наш оперативный директор Эльшан, который взял на себя технические вопросы, отмечает, что мы занимаемся фото и видео съемкой, рекламой, PR сопровождением проектов, организацией музыкальных фестивалей. Одним словом, наша команда и студия в целом – это группа единомышленников, главной целью которой является создание качественного продукта. Отличительной особенностью нашей студии является ее универсальность, ведь мы оказываем широкий спектр услуг и готовы сотрудничать с талантливыми креативными ребятами. Нельзя не отметить, что каждый член нашей команды занимается своим делом, то есть работает в сфере, которую он знает лучше всего.
— Вагиф, что для Вас пение?
— Это моя жизнь, любимое дело, от которого я получаю огромное удовольствие! Музыка и вообще творчество не знают предела совершенства. Каждый творческий человек учится всю жизнь, этот процесс не имеет конца. Главное – не останавливаться и продолжать работать над собой, открывая в себе всё новые и новые возможности, раскрывая свой потенциал.
— И напоследок, планы на будущее?
— Гастроли, концерты, новые проекты. Планирую дать большой концерт для моей родной азербайджанской публики. Думаю, когда придет время, вы обо всем узнаете (улыбается).
— Вагиф, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи, творческих успехов и ждем Ваш сольный концерт в Баку.
— Спасибо большое за интерес к моему творчеству!
Фотографии предоставлены Вагифом Нагиевым
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com