В минувшие выходные – 17 и 18 ноября – на сцене театра «Астана Опера» представили балет «Бетховен — Бессмертие – Любовь», сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе театра.
Над восстановленной версией работал немецкий хореограф-постановщик Раймондо Ребек. Дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана маэстро Абзал Мухитдин.
«Пока этот балет не шел некоторое время, столько всего произошло в мире, в моей жизни и в жизни каждого человека, хорошего, плохого, но много всего. Я думаю, зрители увидели постановку в другом свете, и даже солисты стали другими, потому что у них было время переосмыслить сюжет, подумать над этой историей, и я вижу в них изменения: они по-новому трактуют свои роли, иначе видят персонажей. Труппа отлично подготовлена, педагоги-балетмейстеры коллектива хорошо постарались. Обновился состав спектакля, и я благодарен за эти новые лица, которые смотрят новым взглядом на героев, у них другие линии, свежие для меня трактовки. К примеру, Мадина Унербаева, прекрасная новая Любовь, а есть София Адильханова, у которой красивые линии и очень сильная работа над персонажем. Арман Уразов внес новые краски в партию Бетховена, как и Султанбек Гумар в партию Болезни, все они необычайно хороши. Таким образом, труппа сейчас имеет баланс зрелых и новых свежих лиц», — рассказал хореограф-постановщик Раймондо Ребек.
Потрясающее творение объединило в себе виртуозную хореографию, музыкальное великолепие (немало усилий для этого приложили: симфонический оркестр, солисты оперной труппы, хор) и волнующий рассказ о жизни великого Людвига ван Бетховена. Немецкий балетмейстер отразил в танце эмоциональную палитру, трагизм и внутренний мир композитора, представив зрителю уникальный спектакль, наполненный глубоким смыслом.
Сценическое пространство, талантливо оформленное японским художником Йоко Сеямой, превратилось в возможность для выражения истории жизни Бетховена. Начиная от его ранних творческих успехов и радостей, через трудные периоды жизни, связанные с утратами и болезнью, и до завершающего акта, воплощающего бессмертие его музыки.
Музыкальный же выбор, основанный на произведениях самого Бетховена, а также Баха, Гайдна, Моцарта и современного композитора Дирка Хаубриха, был абсолютно гармоничным. Трогало душу и красивейшие соло, исполненные заслуженным деятелем Казахстана Долорес Умбеталиевой. Она виртуозно сыграла «Прелюдию до-минор» И.С.Баха, Концерт №4 для фортепиано с оркестром (вторая часть), «К Элизе», Сонату №14 Лунную (первая часть), Концерт №5 для фортепиано с оркестром (вторая часть) Людвига ван Бетховена.
«Мы начали готовиться к спектаклю месяц назад. По приезду Раймондо Ребек проверил чистоту танца, внес некоторые изменения, хотя получилось так, что восстановленная версия практически не отличалась от оригинала. Если говорить о своей партии, то исполнить роль великого композитора Бетховена – для меня большая честь. Готовясь к постановке балета, я изучал биографию Бетховена в разных источниках. Став сам полумузыкантом, вжился в образ и думаю, что сумел рассказать публике о выдающихся сочинениях композитора. В этом спектакле я пытался донести до зрителей, что Бетховен – самый близкий к космосу среди мировых гениев. Бетховен был человек с широкой душой и богатым творчеством, но его судьба оказалось сложной: композитор серьезно заболел. Я думаю, нелегко играть на сцене таких знаменитостей, как Бетховен. Он – один из самых сложных персонажей, весь мир знает, каким человеком был Бетховен, знает его творчество, поэтому нужно быть очень точным, изображая его на сцене, важно уметь передать мимику и поведение героя правильно, — рассказал после завершения спектакля заслуженный деятель Казахстана Бактияр Адамжан.
Артисты произвели большое впечатление своим мастерством и выразительностью. Их исполнение партий было на высочайшем уровне. Отличительной чертой выступления солистов была их умелая актерская игра, задающая динамику и ритм балету. Так, Бетховена представили Бактияр Адамжан и Арман Уразов. Бессмертную любовь – заслуженные деятели Казахстана Айгерим Бекетаева и Мадина Унербаева. Эвтерпа – Асель Шайкенова, Cофия Адильханова. Болезнь – Серик Накыспеков, Султанбек Гумар. В.А.Моцарт – Айбар Токтар, Галымжан Нурмухамет. Й.Гайдн – Ислам Кайпбай, Данияр Жуматаев. Граф – Жанибек Ахмедиев, Диас Курмангазы. Графиня – Молдир Шакимова, Мадока Яно. Отец – Сунгат Кыдырбай, Куат Карибаев. Мать – Алина Халимолла и Гульнур Кайсарова. Солисты сумели передать через язык танца тончайшие нюансы хореографии от изысканных па-де-де до энергичных ансамблевых номеров. Исключительная харизма и мастерство исполнения труппы подчеркнули важность каждого момента жизни мастера.
Балет «Бетховен — Бессмертие – Любовь» не только рассказал о жизни композитора, но и вызывал у зрителя глубокие размышления о бессмертии искусства, о вечности музыки, которая продолжает звучать сквозь века. Это хореографическое полотно подарило зрителям возможность увидеть собирательный образ творческого человека, погрузиться в мир великого композитора и почувствовать силу музыки его гения.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра