Об отношениях России и США на данном этапе и возможном столкновении между государствами на полях Сирии или Украины, рассказал Novayaepoxa.Com профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Владимир Колотов.
— Возможно ли сотрудничество России и США в Сирии, с учетом того, что союзники России, Тегеран и Дамаск находятся в открытой вражде с США?
— Скажем так, Россия и США в настоящее время активно взаимодействуют друг с другом в Сирии. Речь идет именно о взаимодействии, а не сотрудничестве. Связано это с тем, что США активно занимаются реорганизацией евразийского пространства, подстраивая его под собственные интересы. В последние десять лет РФ стала более жестко отстаивать свою позицию прежде всего в вопросах региональной безопасности, что четко можно проследить после исторического выступления Президента РФ на мюнхенской конференции по безопасности в 2007 г. Уже на следующий год начался кризис в Южной Осетии, а затем ситуация постепенно стала накаляться. Все это происходило на фоне дестабилизации Северной Африки, Ближнего Востока в ходе так называемой «арабской весны», а затем и Украины. Игнорировать эти процессы РФ уже не могла. Отсюда и вынужденная необходимость для Москвы все более активно принимать участие в отстаивании своих интересов. США в ряде случаев действуют не напрямую, а при помощи т.н. «proxy» в качестве которых используются совершенно различные силы от марионеточных режимов до террористов, которые уже оказывают прямое в том числе вооруженное давление на РФ и ее союзников. Соответственно именно им приходится выдерживать ответные меры со стороны Москвы. Вот такое взаимодействие с США в настоящее время и происходит. Вчера Президент РФ В.В. Путин открытым текстом сказал: «Вы хорошо знаете, с какими вызовами сталкивается Россия. Это и попытки сдержать наше развитие, навязать противостояние, дестабилизировать регионы, находящиеся вблизи российских границ. В том числе в качестве орудия используются террористические и экстремистские группировки. Не секрет, что некоторые из них старательно «опекаются», а то и получают прямую поддержку от спецслужб ряда государств» . В условиях нарастания геополитической напряженности и ведения против РФ и ее ближайших партнеров гибридной войны я не вижу условий для развития сотрудничества с США в борьбе против терроризма, который во многом порожден их целенаправленной деятельностью. Москва напрямую борется с террористами как на своей территории, так и за рубежом, тогда как США изображают активную борьбу без видимого результата, пытаясь направить их деятельность против своих геополитических конкурентов, в том числе и против РФ. В России не забыли про угрозы Дж. Керри о том, что Москва увидит свои падающие самолеты, если не изменит свою политику на Сирийском направлении.
— Какую позицию займет Россия, если же все-таки Иран и США начнут стрелять в войска друг друга в Сирии?
— Я думаю, что до этого не дойдет и ситуация будет балансировать на опасной и тонкой грани как и сейчас. Сохраняются антагонистические интересы, никто не готов отступать. Следовательно, США будут использовать и дальше, скорее всего, более активно подконтрольные им режимы и террористические группировки, а также агентов влияния, чтобы оказать прямое и косвенное воздействие на РФ и ее партнеров по наиболее чувствительным направлениям. Наркотики, психотропные средства, психотехнологии способны существенно усилить активность подконтрольных им сил на заданном направлении.
— Как известно новый президент Франции и Трамп поддержали украинские власти. Видите ли вы решение или новый конфликт на украинском направлении?
— Не думаю, что мы можем говорить о поддержке украинских властей, которые являются порождением той политики, которую проводила прежняя американская администрация на постсоветском пространстве. Суть этой политики состояла в хаотизации этого пространства, чтобы сбить возможную точку сборки неподконтрольного США интеграционного проекта. Не успели в Москве объявить о планах по созданию ЕАЭС, как госсекретарь США Хиллари Клинтон в декабре 2012 г. прямо заявила об угрозе воссоздания СССР в новой версии и о жестком противодействии этой угрозе: «Мы знаем, какова настоящая цель и пытаемся проработать эффективные способы замедлить или предотвратить это». Не прошло и года как в Киеве начался очередной «майдан», в ходе которого был свергнут В.Ф. Янукович. Вот так появились нынешние «украинские власти» — это не игроки, а фигуры в чужих руках, чтобы «замедлить или предотвратить» неблагоприятные для хозяев процессы. Они являются порождением внешней политики США и ими играют только до тех пор, пока они нужны. Их предназначение в хаотизации части постсоветского пространства. В эти дни проходит официальный визит в РФ Президента Вьетнама Чан Дай Куанга. Напомню, что в 1992 г. (первый полный год независимого существования Украины) ее ВВП более чем в два раза превышал аналогичный показатель Вьетнама, а в прошлом году ВВП Вьетнама более чем вдвое (56%)превысил уровень развития Украины. Такова цена роли пешки в чужих геополитических проектах, которую продолжает платить Украина. Полагаю, что в далеком 1992 г. мало кто смог бы поверить в подобный результат 25-летия «незалежности». Таким образом как Сирия, так и Украина стали территориями противостояния держав и несут сопутствующие этому потери. С учетом обладания державами ядерным оружием противостояние будет развиваться преимущественно в области нарастания геополитической борьбы в буферных зонах на территории третьих стран с использованием подконтрольных марионеточных режимов, технологий гибридной войны и информационных войн, а также нелегитимных технологий, которые предполагают использование подконтрольных террористических образований.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com