Трагедия, разыгравшаяся на сцене бакинского театра — ФОТО

Вчера в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета бакинским зрителям была представлена знаменитая итальянская опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы», сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.

«Паяцы» – это икона лирики со сложными и многогранными характерами, итальянскими страстями, ревностью, любовными интригами и неожиданной развязкой. Особая роль отводится музыке – она не только поражает своей красотой, но и передаёт эмоциональное состояние героев. Кульминацией оперы является ария «Смейся, паяц» персонажа Канио, которая считается одной из самых известных мелодий в мире.

По мнению критиков, в произведении итальянского композитора есть «оригинальная идея, эмоциональная открытость музыки и яркая театральность». Опера «Паяцы» хороша тем, что рассказывает о первозданных человеческих чувствах – любви и ревности. Эта тема всегда будет популярна! Времена и ценности меняются, но не меняются отношения между мужчиной и женщиной.

«Паяцы» — опера в двух действиях. Композитор, являясь автором либретто, добился невероятной точности и глубины воплощения чувств и страстей в музыке и персонажах. Время действия: праздник Успения Пресвятой Девы Марии (15 августа), конец 1860-х годов. Место действия: маленькая деревня Монтальто на юге Италии (в Калабрии). Впервые была исполнена в Милане, в театре «Даль-Верме», 21 мая 1892 года.

В основе сюжета оперы лежит реальный случай убийства из ревности. История музыкального театра не знает другой такой оперы, где композитор так прямо, просто и правдиво, как Леонкавалло в «Паяцах», показал бы настоящую жизнь.

В Монтальто приезжает труппа комедиантов. Любящий престарелый супруг Канио боится потерять свою красавицу жену. А молодая женщина, всерьез полюбив другого, уже не может жить со стариком-мужем из одной только благодарности. Но в этом треугольнике есть четвертый – шут и урод Тонио, безумно влюбленный в красавицу Недду. Именно его горячее чувство, насмешливо и жестко отвергнутое Неддой, становится причиной трагедии — он доносит мужу о любовниках, умело разжигая огонь смертоносной ревности. Жизнь бродячих артистов, по иронии судьбы, перекликается с комедией, которую они играют на сцене и к концу спектакля внезапно заканчивается кровавой драмой. Канио убивает жену и ее возлюбленного Сильвио. Он роняет оружие, понимая, что только что сотворил ужасное преступление.

Музыка Руджеро Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, страсти, предательства и страдания. Композитор создал музыку, которая хорошо вписывалась в мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности, а когда она настигала их, — продолжали притворяться, лишь бы не открывать глаза на собственное ничтожество. Сердца артистов полны чувств, страстей, воли, желаний; но холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить в них всё, в том числе мысли и чувства.

В музыке присутствует то радостное оживление, то мелодии, полные страстного чувства, глубокой скорби и страдания.

Для исполнения главных ролей в Баку были приглашены солисты из Грузии и Беларуси. В главной партии Канио (Паяц) владельца передвижного театра превосходно выступил солист Тбилисского государственного театра оперы и балета имени Закария Палиашвили — Народный артист Грузии, лауреат Государственной премии и международных конкурсов вокалистов, профессор Теймураз Гугушвили.

Роль Тонио (Таддео) клоуна, влюбленного в Недду, блестяще исполнил ведущий солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, Заслуженный артист Беларуси, лауреат международных конкурсов вокалистов Станислав Трифонов.

Заслуженная артистка Азербайджана Афаг Аббасова выступила в роли красавицы жены Канио Недды (Коломбина). Джахангир Гурбанов исполнил партию Сильвио, возлюбленного Недды, Алиахмед Ибрагимов — партию Беппо (Арлекина) и Турал Агасиев — партию Крестьянина.

Зрители наслаждались эмоциональными исполнениями артистами своих партий. Хочется отметить эмоциональное выступление Теймураза Гугушвили (Канио) — главного героя оперы «Паяцы». Трагическая маска этого образа ощущается в великолепных речитативах и пылких ариозо в исполнении Гугушвили.

Афаг Аббасова замечательно изобразила хрупкий образ Недды, ее любовь к молодому возлюбленному. Зрители были в восторге от ее дуэта с Сильвио.

Станислав Трифонов в роли коварного Тонио вызвал у зрителей бурю негодования своими кознями по отношению к отвергнувшей его прелестной комедиантки. Его эмоциональное исполнение арий было вознаграждено аплодисментами зрительского зала.

Джахангир Гурбанов в роли возлюбленного героини пьесы был нежен, эмоционален, полон страсти, а в конце — потрясен убийством молодой красавицы.

Хочется отметить великолепные декорации спектакля и костюмы персонажей, которые привлекают внимание зрителей так же, как и исполнение арий артистами.

Оперой дирижировал известный итальянский дирижер, профессор, главный дирижер Македонского государственного театра оперы и балета Якопо Сипари ди Пескассероли, который был специально приглашен руководством театра для этого спектакля. Итальянский маэстро также является приглашенным дирижером Катарского филармонического оркестра, Стамбульского национального симфонического оркестра, оркестра Национального театра Белграда и симфонического оркестра Мексики.

Бытует мнение, что эта опера очень сложна для дирижирования. От дирижера требуется колоссальная гибкость. Якопо Сипари ди Пескассероли превосходно справился с поставленной задачей, обеспечил бесперебойное движение спектакля, синхронность, наполнил оперу, сделал так, чтобы она шла на одном дыхании.

Опера «Паяцы» — лучшее произведение музыкального наследия итальянского композитора Руджеро Леонкавалло. Удивительные по красоте вокальные партии, гениальность музыкального воплощения оркестровой палитры, накал страстей и драматизма – все это присутствует в опере «Паяцы».

Популярность оперы «Паяцы» объясняется особым эмоциональным воздействием на зрителей, универсальностью музыкального языка, а также правдивостью истории, лежащей в основе либретто. Перед режиссером — постановщиком «Паяцев» стояла задача показать всю глубину переживаний персонажей, и это ему удалось.

Мероприятие посетило много гостей, среди которых были начальник Государственной пограничной службы Азербайджанской Республики генерал-полковник Эльчин Гулиев, министр оборонной промышленности Азербайджанской Республики Мадат Гулиев, директор Азербайджанской государственной академической Филармонии имени Муслима Магомаева, Народный артист АР, пианист Мурад Адигезалзаде, представительница музыкального конкурса «Евровидение 2009» Айсель Теймурзаде и многие другие.

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в Азербайджане Аугусто Массари вместе с супругой отправились за кулисы, чтобы поздравить артистов с успешным выступлением на азербайджанской сцене, уделив особое внимание своему соотечественнику Якопо Сипари ди Пескассероли.

После этого были сделаны памятные фотографии.

Рустам Гасымов