Шемседдин Кузечи: «Если встанет вопрос о разделении Ирака, то Турция имеет право восстановить свой протекторат над Киркуком»
На вопросы Novayaepoxa.Com отвечает глава туркменского культурного общества Киркука, главный редактор газеты «Киркук», известный писатель, публицист Шемседдни Кузечи.
— После неудачного референдума Барзани, что изменилось на севере Ирака?
— В политическом плане ничего существенно не изменилось. Нарушилось равновесие между курдскими группировками. До референдума абсолютная власть сконцентрировалась в руках Барзани, а теперь усилили свое влияние кланы Талабани, Горен и Исламиты. Федеральное курдское правительство автономии возглавляет Нечраван Барзани — племянник Масуда Барзани. Полицейские, пешмарга, государственные чиновники вовремя получают свои зарплаты из Багдада. А раньше раз в год или в лучшем случае 2 раза в год получали зарплаты. Центральная власть Ирака взяла в свои руки контроль над таможенными постами и международными аэропортами северного региона. Все денежные потоки, сбор налогов контролируется Багдадом. После последних выборов в Северном Ираке до сих пор не было формировано курдское правительство. В местном курдском меджлисе (законодательное собрание) заседают 5 депутатов из числа туркмен. Иракским туркменам обещают еще один министерский портфель в правительстве Северного Ирака. Это помогло бы снизить напряжение и успокоило бы туркмен, которые долгие годы были лишены всех прав и вели отчаянную борьбу за восстановление справедливости.
Террористические ячейки ПКК (Курдская Рабочая Партия) продолжают свое существование в регионе. Северный Ирак кишит подобными террористическими бандами, которые держат население под страхом. США и Британия продолжают осуществлять свои планы по региону. Курды верят, что Запад когда-то поможет им создать государство. Если в регионе есть федеральное курдское автономное правительство, значит, создание курдского государства на севере Ирака является актуальной темой. Если завтра на севере Сирии появится «зона безопасности» под контролем YPG-PYD, то несомненно это будет частью того плана, согласно которому США, Британия и Израиль пытаются создать курдское государство, наплевав на интересы других народов региона. Во главе этого плана стоят США. Темные силы пытаются втянуть в эту игру и Турцию. Сирия, по моему мнению, является настоящим болотом для Турции.
Напомню, что англосаксы потеряли свое влияние в регионе после национализации иракской нефти в 1971 году Саддамом. Спустя столько лет, в 2017 году британская компания BP (British Petroleum) снова захватила нефтяные месторождения Киркука. Это тоже является большим изменением в геополитике и геоэкономике региона.
— Каково сегодняшнее положение иракских туркмен. Что является их фундаментальной проблемой?
— В сравнении с прошлым, сегодня туркмены Ирака чувствуют себя более комфортно. Особенно после того, как курдские вооруженные формирования покинули Киркук. Это произошло 16 октября 2017-го года. После ввода иракских сил безопасности в Киркук курды покинули город и окрестности. Ушел губернатор курд, назначенный Барзани, убежали из Киркука члены курдского собрания. Сегодня губернатор назначен Багдадом. Он является арабом. Чиновники-туркмены вернулись на свои посты. Городское собрание Киркука уже второй год закрыто, не работает. На выборах, которые прошли 12 мая 2018-го года туркмены Ирака подверглись дискриминации. После выборов стало известно, что некоторые партии пошли в заговор с курдскими группировками. А главная проблема туркмен — это их разобщенность, отсутствие единого центра, единого политического объединения. На виду туркменские политики в Багдаде действуют сообща, но в самом деле каждый работает на свою мини-политическую группу. На одно министерское кресло, предложенное туркменам, выдвигается минимум 3 кандидата. Когда в каком-то ведомстве дают пост туркменам, мы не можем определиться с единым кандидатом. Это говорит о том, что главная проблема иракских туркмен — это отсутствие единого Туркменского Меджлиса. Срочно надо создать Меджлис, который смог бы принимать решения от имени всех туркмен. Судьбу нашего народа не должны решать несколько политиков.
— Много писали и говорили о попытках курдизации Киркука. Ассимиляция, переселение курдов из отдаленных районов северного Ирака в Киркук часто обсуждался на самом высоком уровне между правительствами Турции и Ирака, также на страницах СМИ и в экспертном сообществе. Как обстоят дела в этом направлении сейчас?
— В годы правления БААС, при Саддаме, в районы компактного проживания туркмен массово переселили арабов. А после 2003 года начался процесс курдизации туркменских городов и районов Северного Ирака. В результате этого курды оккупировали Киркук. Переселили в город курдов с севера страны. При Саддаме в Киркуке проживало 838 тыс. курдов, а после 2003 года их численность выросла до 1,6 млн. человек. После вывода сил пешмарга из Киркука пришлые курды начали покинуть город. По данным, Киркук покинули более 400 тысяч курдов, которых сюда переселило правительство Барзани с целью нарушить демографический баланс. Курды, которые жили в Киркуке и раньше, остались жить. Ушли те, которых переселили с конкретной целью. Сегодня хоть и обстановка спокойная, но что произойдет завтра, предсказать никто не сможет, так как отношения между Эрбилем и Багдадом очень напряженные. Как нам известно, Турция выделила 5 миллиардов кредита для восстановления Северного Ирака. Надеемся, что это приведет к оживлению экономики и улучшению социальной жизни в туркменских районах региона, в первую очередь послужит процветанию Киркука.
— Если сравнить настоящее время с периодом правления Саддама, что изменилось в жизни туркмен. Какие параллели могли бы привести, как сравнивали бы состояние туркмен в эти разные периоды иракской истории?
— При Саддаме нам запретили учиться на родном языке, а сейчас число национальных школ, где уроки ведутся на турецком, составляет более 350. Раньше по иракскому каналу в день транслировалась 20 минутная программа на турецком, а теперь на родном языке ведут свое вещание 2 спутниковых и один местный телеканалы. При Саддаме издавалась всего одна газета и то раз в неделю и на арабском алфавите. А сейчас в Киркуке издаются более 20 газет и журналов на турецком. Раньше не было не одной туркменской НПО, сейчас у нас более 40 НПО, организации и гражданские объединения. Разницу ощущаете? Но в Ираке все ещё не наступил окончательный мир. Полностью не обеспечена стабильность. Люди не чувствуют себя в полной безопасности. А это является отдельной проблемой для всех. Раньше был один диктатор, сейчас есть десятки диктаторов и незаконных формирований. Раньше не было свободы, сейчас есть свобода, но неконтролируемая свобода…! Раньше никто не вторгся в Ирак, теперь США, Иран, Россия другие страны разбазаривают нашу страну, эксплуатируют ее и грабят наш народ. Учитывая настоящее положение Ирака, нашей стране нужен не один, а 10, 20 Саддамов. Каждый город нуждается в одном Саддаме. Нигде нет нормально функционирующего муниципалитета, не обеспечивается безопасность граждан, нет работы, люди борются с социальными проблемами. Есть только грабеж, грабеж…
— Турция всегда поддерживала своих братьев в Ираке. Киркук — болезненная точка турецкого государства, как и северный Кипр. Тюркские государства помогают туркменам Ирака. Конкретно, что делает Азербайджан в этом плане?
— Турция вынуждена поддерживать своих братьев в Ираке. Это опора Турции в нашем сложном регионе, из-за которого дерутся глобальные силы, которые ищут себе точку опоры, чтобы бросить корни на этой благословенной земле. В годы репрессии тысячи молодых туркмен обвинили в связях с Турцией, объявили «турецкими агентами», сторонниками MHP (Партия Национальное Движение), сторонниками Ататюрка и отправили на виселицу. Из этих туркменских мучеников могу назвать имена некоторых наших братьев, которые стали жертвами саддамовских репрессий: Неджет Кочак, Абдулла Абдуррахман, Рза Демирчи, Махир Окай и другие… Мы не должны забывать, что вся территория Ирака от Басры до Киркука, Мосула более 400 лет была в составе турецкого государства. Лишь после 1918-го года, после распада Османской империи, англичане оккупировали Ирак. Мы — иракские туркмены, за исключением Турции и Азербайджана, ни от кого не увидели не малейшей помощи. Турция помогает нам, но этого недостаточно. Кормит нас рыбой, как говорится в тюркской поговорке, а не учит, как надо ее ловить. На счет Азербайджана могу сказать, что на государственном уровне не увидели никакую помощь, а вот НПО, гражданское общество братского государства относятся к проблемам иракских туркмен, как к своей собственной проблеме.
— Каким вы представляете будущее Киркука, туркменского Киркука. Как можно гарантировать будущее и безопасность наших братьев в Ираке?
— Киркук — Мосул: по Анкаринскому соглашению, заключенному в 1925 году, Мосул-Киркук были полностью включены в состав Ирака. Если встанет вопрос о разделении Ирака, то Турция имеет право восстановить свой протекторат над этими землями. И в морально-духовном плане у Турции есть полное право над Киркуком потому, что это тюркский город. Начиная с 1991-го года, Ирак фактически разделен на две части. 15 провинций подчиняются центральной власти, 3 провинции — Эрбиль, Духок и Сулейманиййе входят в состав федеральной курдской автономии. Поэтому хочу особо подчеркнуть, что будущее Киркука зависит от политики Турции. Если Анкара сможет маневрировать между Багдадом и Эрбилем, то сможет оставить Киркук в зоне своих интересов и контролировать его. В противном случае Турция может потерять свое влияние в регионе.
Беседовал: Кавказ Омаров