Саида Таги-заде: «Мой проект, если будет принят, поможет окончательно решить проблему с присваиванием нашей музыки» — ИНТЕРВЬЮ
Во время Второй Карабахской войны, продлившейся 44 дня и завершившейся справедливой победой Азербайджана, после чего наша страна смогла восстановить свою территориальную целостность и изгнать оккупантов со своих исконных земель, деятели культуры, как и другие представители нашего общества делали все возможное для победы.
Пока наша доблестная армия во главе с Верховным главнокомандующим освобождала один район за другим, отвоевывая каждую пядь родной земли у армянских агрессоров, деятели культуры не только вели информационную войну и старались максимально информировать своих зарубежных коллег об истинной истории этого конфликта, но и выступали с конкретными инициативами.
Известная азербайджанская пианистка, лауреат престижных международных конкурсов Саида Таги-заде призвала коллег объединиться, чтобы защитить наши музыкальные произведения от многочисленных притязаний, которыми то и дело грешат наши «соседи», присваивая образцы нашей культуры.
— Саида ханум, что подтолкнуло Вас выступить с инициативой проведения онлайн-концертов в поддержку нашей армии, памяти невинных жертв армянского терроризма и шехидов?
— Прежде всего, хотелось бы выразить глубокие соболезнования семьям наших шехидов, пожелать скорейшего выздоровления раненым солдатам, и выразить огромную благодарность всем, кто участвовал в восстановлении целостности нашего любимого Азербайджана — мы в неоплатном долгу перед нашими Героями! Для каждого из нас это было долгожданное, но, в то же время неожиданное событие, которое стало реальным благодаря тонкой и изысканной политике нашего уважаемого и действительно любимого народом г-на Президента.
В это непростое время пандемии, а для нас еще и войны, нам, общественным деятелям, деятелям культуры — музыкантам, артистам, художникам пришлось особенно тяжело. Уверенна, что не только меня волновал и возмущал тот факт, что наши «соседи» любят присваивать то, что им не принадлежит. В том числе и нашу музыку, как народную, так и написанную нашими композиторами. Поэтому и пришла эта идея, организовать серию онлайн-концертов. Ввиду того, что по всему миру проживает немало наших музыкантов, по большей части мы все, к счастью, лично знакомы, я решила обратиться к друзьям с предложением сделать небольшие live-концерты, в которых они будут играть нашу музыку, рассказывать о наших композиторах и исполняемых произведениях на тех иностранных языках, которыми владеют, чтобы донести правдивую информацию как можно большему количеству людей.
Очень интересное и познавательное выступление было у моей коллеги, проживающей в Германии, Фидан Агаевой-Эдлер, с прекрасной программой выступили Зариф Керимова и Наргиз Алиева, Ляман Гусейнова. Я очень благодарна своему большому другу Сахибу Пашазаде, с которым мы сделали свой концерт. Я придумала небольшую «фишку» при составлении афиш. Фоном обязательно было что-то олицетворяющее Карабах и придумывала «говорящее» название концерта. Так, например, наш концерт с Сахибом должен был изначально состояться 7 ноября, но по уважительной причине мы его перенесли на 11 число. Примечательно, что на нашей афише я поместила фотографию ключа от города Шуша и назвала концерт «Biz gəlirik, Şuşa». А уже 8 ноября Президент объявил об освобождении нашей культурной столицы! Поэтому мы переименовали концерт на «Biz gəldik, Şuşa» и выступали с совсем другим настроением. Открыли концерт произведением для фортепиано молодого азербайджанского композитора Рамина Кулиева в память о всех шехидах.
В дальнейшем планируются концерты Руслана Агабабаева, проживающего в США, Нигяр Дадашевой, проживающей в Стокгольме, Эльвина Ходжа Ганиева, проходящего обучение в Германии, и других музыкантов.
— Сколько онлайн-концертов во время военных действий Вам удалось провести? Как они были восприняты пользователями социальных сетей?
— В связи с пандемией некоторые концерты пока ожидаются, так как у музыкантов за рубежом нет возможности попасть в зал. Аудитория с интересом приняла онлайн-концерты. Все эфиры записаны и сохранены на моей музыкальной странице в Фейсбуке по ссылке. И их можно пересмотреть. Были прекрасные комментарии, людям не хватает концертов, живой музыки.
— Насколько полезным в плане доведения правды до мирового сообщества Вы видите сотрудничество, совместные записи и выступления азербайджанских музыкантов, проживающих за границей, с их зарубежными коллегами?
— На протяжении всей своей концертной деятельности, в какой стране бы я ни выступала, в программе всегда присутствует музыка азербайджанских композиторов. Нашу музыку всегда воспринимали с восторгом, с большим интересом, часто просили ноты. Особенно мне запомнился мой концерт в Японии, хоть уже и прошло много лет и после этого было много концертов. Там я выступала с большой программой в двух отделениях. В первом отделении была классика: русская и западноевропейская. Второе состояло только из музыки азербайджанских композиторов. Показан был весь спектр — от У.Гаджибейли до В.Мустафазаде. На бис я исполнила «Гайтагы» Т.Гулиева.
Несмотря на то, что концерт был большим, выматывающим, но энергетика зала давала силы до такой степени, что я играла на бис лезгинку, представьте себе целых 5 раз. Да, да, они просили именно «Гайтагы», так как стали петь хором из зала фрагменты. Японцы очень сенситивные, но, как принято считать, эмоционально закрытые люди. Помню, как после концерта некоторые из них подходили со слезами на глазах и благодарили за нашу музыку! А если в концерте участвует иностранный музыкант, всегда стараюсь заранее переслать ноты наших произведений, чтобы исполнить на концерте. Так, например, выступая в знаменитом «Carnegie Hall» с американской певицей мы исполнили романс «Qızıl üzük», выступая в «Seoul Arts Centre» мы вместе с известной корейской скрипачкой Бомсори Ким исполнили трио М.Мирзоева. Поэтому я считаю, что внедрение нашей культуры просто необходимо.
Я также разработала очень важный, на мой взгляд, проект, который, если будет принят, поможет окончательно решить проблему с присваиванием нашей музыки. К тому же, это может решить и другие проблемы, а также восполнить пробелы. Да, работа предстоит очень большая, но это действительно поможет во многих отраслях и окончательно закроет эту больную тему! Данный проект также принесет огромную пользу для государства. Так что, очень надеюсь на то, что всё получится.
— Какую роль, на Ваш взгляд, в доведении правды до мировой общественности и популяризации нашей музыкальной культуры играют соцсети?
— Социальные сети на самом деле не так уж и бесполезны, как считают многие. Естественно, там можно и потерять много времени, но можно и использовать соцсети с огромной пользой. Они значительно упрощают донесение информации до общества (как полезной, так и бесполезной (улыбается)). Поэтому, если их использовать с умом, то можно многое почерпнуть. Но, все-таки, хочется уже скорее живого общения, возобновить детский фестиваль «Simurq», который, кстати, вызвал большой интерес в Москве, и идея была использована и там. Поэтому, конечно, ничто не заменит живого общения. Чего и желаю всем в скором времени!
— Саида ханум, спасибо Вам большое за интересную содержательную беседу. Желаю Вам удачи в реализации данного проекта.
— Благодарю!
Рустам Гасымов