Программа последнего визита украинского президента Владимира Зеленского в Турцию была довольно-таки насыщенной: в Анкаре он встретился с президентом турецкой республики Реджепом Эрдоганом, с которым провел двухчасовую встречу за закрытой дверью, принял участие в экономическом бизнес-форуме, встретился с крымскотатарской диаспорой Турции, а также посетил Стамбул и познакомился с Вселенским патриархом Варфоломеем.
О перcпективах дальнейшего сотрудничества Украины и Турции нашему изданию рассказал директор Центра ближневосточного сотрудничества Игорь Семиволос.
— Игорь Николаевич, визит Зеленского в Турцию оказался довольно-таки неожиданным. В Офисе президента интенсивно готовились к встрече с американским президентом Дональдом Трампом в сентябре, которая, как планируется, состоится уже завтра, а речь о визите в Турцию вовсе не шла, и вдруг резко с рабочей поездкой Владимир Зеленский отбывает на встречу с президентом Эрдоганом и Вселенским патриархом Варфоломеем. Чем обусловлена такая спешка и внезапность, ведь по результатам этой поездки мы так и не услышали каких- то важных заявлений?
— В Турции при участии украинского президента Зеленского прошла целая серия мероприятий, в том числе и продолжение договоренностей по ЗСТ, которые длятся уже около 10 лет, и встреча с представителями украинской и крымскотатарской общин, и участие в украино-турецком экономическом форуме. Но Вы правильно отметили, что никаких особенно важных документов подписано не было – все соглашения, подписанные между украинской Торговой палатой и представителями турецкого бизнеса никакой стратегически важной подоплеки не носили. Скорее всего, это были договоренности о намерениях к действию – каждая из сторон обменялась любезностями – ничего большего.
— Турция является очень важным экономическим партнером для Украины с точки зрения обмена инвестициями, но она также – ключевой игрок в Черноморском регионе, особенно после оккупации РФ Крыма. Очевидно, не случайно, что в этой поездке Зеленского сопровождал лидер крымскотатарского народа, вновь избранный народный депутат от оппозиционной партии «Европейская Солидарность» Мустафа Джемилев, который находится в очень дружественных отношениях с турецким президентом. Конечно, было бы глупо предполагать, что президент Турецкой республики Реджеп Эрдоган сможет убедить Путина вернуть Украине Крым, но некоторые мессиджи по поводу незаконности вторжения России в крымский полуостров и необходимости его освобождения он мог бы донести. Ведь, как говорится, «вода камень точит»…
— Важно понимать, что Эрдоган тоже имеет свои ограничения и естественно, у него очень непростой диалог с Путиным, в том числе по вопросам Сирии, это действительно первостепенная проблема для Эрдогана. Ради решения украинской проблемы он вряд ли будет усложнять отношения с Кремлем. Безусловно, официальная Турция неоднократно повторяла и будет повторять свою ключевую позицию: Крым – это украинская территория и она никогда не признает аннексию Крыма. Нам сегодня гораздо важнее, чтобы Эрдоган продолжил политику поддержки крымских татар, ведь мы каждый день наблюдаем из новостных сводок, какое давление оказывается на крымскотатарский народ оккупационной властью в Крыму, каждый день в их домах проводятся обыски, аресты, представители коренной народности продолжают исчезать… Сегодня моральная, психологическая поддержка со стороны турецких властей присутствует, но нужно четко понимать: за нас наши проблемы никто решать не будет.
— Реджеп Эрдоган в свое время приложил немало усилий для освобождения из российского плена двоих представителей крымскотатарского народа – заместителей главы Меджлиса Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова. На сегодняшний день в плену продолжают пребывать около 89 крымских татар, и их количество ежедневно возрастает. Обыски и аресты стали настолько обыденным явлением, что их уже даже перестали фиксировать. Можно ли надеяться, что при содействии Эрдогана Путин сделает еще один «подарок» и даст свободу хотя бы нескольким, да что там говорить – хотя бы одному узнику – ведь это тоже уже будет большой победой!
— На международном уровне так просто подобные подарки не делаются. Если кого-то освобождают, то кого-то освобождают взамен, а не просто отпускают. Это не торговля людьми по воле царя или султана. Так было и в случае с Ильми Умеровым, и с Ахтемом Чийгозом – их обменяли на российских террористов, которых в Турции обвиняли в шпионаже и подготовке убийств.
— Крымские татары составляют самую большую диаспору в Турции после курдов – около 2 миллионов граждан. Встречаясь с представителями крымскотатарской народности, Владимир Зеленский сделал довольно-таки странное заявление, которые СМИ трактовали по-разному: он говорил об упрощении получения разрешения официальным Киевом посещения АРК. Что, по Вашему, он имел в виду?
— Вы правы в том, что такое заявление довольно-таки странное. Если он имел в виду посещения Крыма гражданами Украины, то на самом деле в украинцев никаких ограничений для таких поездок нет, разве что моральные. Если же он имел в виду упрощение поездок в Крым для иностранных граждан, в частности крымских татар — граждан Турции, то это прямое нарушение всех законов и постановлений, принятых Украиной в отношении оккупированного Крыма! Еще раз повторяю: такими своими не обдуманными заявлениями он никоим образом не приближает освобождение украинской территории. И наши проблемы в первую очередь должны решать мы сами, ни Америка, ни ЕС, ни Турция. Давайте хотя бы вспомним тот факт, что Турция не присоединилась к международному бойкоту и санкциям. Наоборот, сам факт санкций она использовала для усиления товарооборота с РФ.
— Турция с одной стороны утверждает, что она никогда не признает аннексии Крыма, с другой – усиливает отношения с РФ, и не только экономические. Нельзя не вспомнить, что турецкая делегация полным составом проголосовала за возвращение в ПАСЕ российской делегации, плюс реализуемый в настоящее время международный проект газопровода Турецкий поток, который проходит в обход Украины, плюс не отказывается от покупки российских ЗРК С-400. И это все понято, Турция в первую очередь действует в своих интересах…
— Конечно, Турция не откажется от своих приоритетных задач и не будет действовать в ущерб себе ради Украины. Нам важно это понять и не быть наивными. Но важно то, что экономические украино-турецкие отношения динамично развиваются, что между президентами Эрдоганом и Зеленским установились достаточно хорошие деловые отношения, что даст возможность в будущем увеличивать товарооборот. А чем больше турецких предприятий будет завязано на Украине и наоборот, тем адекватней наша политическая позиция будет рассматриваться в Анкаре.
— Если говорить об экономических отношениях, то на сегодняшний день товарооборот между нашими странами составляет около 4 миллиардов долларов. Эта же цифра озвучивалась и в прошлом году, когда Эрдоган пребывал с официальным визитом в Киеве и встречался со своим украинским коллегой тогда еще президентом Петром Порошенко. Но в тот раз они договорились, что товарооборот можно и нужно увеличить до 10 млрд. Во время же встречи и Эрдоган, и Зеленский заявили, что сейчас прорабатывается возможность подписания Соглашение о свободной торговле, которое позволит ускорить приток турецких инвестиций в Украину. В каких отраслях украинской экономики сегодня наиболее заинтересованы турки?
— Турки давно и успешно работают и на украинском аграрном рынке, имеют большие сельхозпредприятия, и в инфраструктуре, строительстве дорог. На самом деле в Украине помнили и времена, когда товарооборот между двумя странами составлял гораздо больше, чем 4 млрд. А 10 млрд – это своеобразная магическая цифра, к которой нужно стремиться.
— По крайней мере, Зеленский во время Экономического форума в Стамбуле убеждал турецких потенциальных инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику, а взамен обещал защищать их бизнес, создавать прозрачные условия работы.
— На форуме он также говорил и о возможности открытия рынка земли, хотя эта перспектива находится под большим вопросом, связанная с тем, будут ли иностранцы иметь право на покупку земли. Он также рассказал о грядущей большой приватизации, в результате которой инвесторы получат сотни интересных привлекательных объектов, и о возможности узаконить казино в пятизвездочных отелях, что так же было бы интересно турецкому бизнесу. Сигналы, которые прозвучали в Турции, я бы охарактеризовал как очень правильные и своевременные, но как это все будет реализовано и будет ли осуществлено вообще – это еще большой вопрос.
— Во второй день своего визита в Турцию Зеленский также встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем в Стамбуле. Нужно отметить, что Зеленский никогда открыто не озвучивал свою позицию по поводу религиозных дел. Чем для патриарха Варфоломея была интересна такая встреча?
— Понятно, что Варфоломей имеет свои интересы в Украине и естественно, что ему было интересно посмотреть и оценить самостоятельно нового президента – чем он дышит и каким образом с ним вести дела дальше. В этой ситуации меня больше настораживает то, что Офис Зеленского отказался от подписания совместного заявления, как это планировалось накануне. Мы до сих пор не знаем, что это за документ планировался и почему он так и не был подписан. Это, как мне кажется, свидетельствует о том, что ребята хотят усидеть на всех стульях и продолжают политику «окармливания» разных электоратов – и прихожан УПЦ Московского Патриархата, и вновь созданной Православной Церкви Украины. Пока что ясно одно: Зеленский еще плохо артикулирует свою позицию и естественно, что каждая сторона пытается выдавить из него максимальную для себя пользу. Зеленский лавирует, пытаясь всем понравится, и не дать никому конкретных ответов и обещаний. Но насколько долго и результативно может продолжаться такая стратегия – как говорится, будем смотреть дальше.
Ярина Лазько, специально для «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха»
www.novayaepoxa.com