Госдума РФ расторгла соглашение с Казахстаном о передаче радиолокационной станции «Балхаш» в российскую систему предупреждения о ракетном нападении, а в конце июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о денонсации этого документа. Официальная причина — техническая ненадобность РЛС (отслужила «старушка» свое) и дороговизна ее содержания. Хотя в 2014 году, когда документ был подписан сторонами, РЛС «Балхаш» была более чем актуальна. И вот через каких-то шесть лет ее функцию, как считается, с гораздо большей эффективностью, будет выполнять станция «Воронеж-М» под Орском.
По разъяснению военных экспертов, она способна обнаруживать цель на расстоянии более 6000 километров, что в три раза превышает возможности РЛС в Казахстане. Модернизированная станция работает на обнаружение космических и аэродинамических целей, включая крылатые и баллистические ракеты. Это — краткая характеристика «Воронежа».
Отказ от «Балхаша» хоть и означает, что противовоздушная оборона России больше не зависит от Казахстана, однако не подразумевает отказа от сотрудничества Москвы и Нур-Султана в области обеспечения ракетной безопасности. То есть РФ будет передавать Казахстану данные системы предупреждения о ракетном нападении, утверждают военные источники в Москве.
Заметим, что в последние годы Россия форсировано совершенствует радиолокационные станции на своей территории (Орск, Армавир, Барнаул), формирует полки противовоздушной обороны мобильного резерва в различных регионах страны. Соответствующая практика охватывает и Сибирь с Дальним Востоком.
Отметим, что это не первый случай вывода из эксплуатации российской РЛС, находящейся на постсоветском пространстве: в 2012 году была прекращена работа станции «Дарьял» в азербайджанской Габале, которая по словам военных специалистов, контролировала все небо над Ближним Востоком. И у Азербайджана из-за присутствия этой РЛС возникло немало проблем с Западом как в политическом, так и экономическом плане, так как ЕС и США ввели запрет на импорт ряда продуктов из нашей страны заявляя, что они могут быть заражены радиацией. С экологической точки зрения РЛСы являются опаснее, чем АЭСы, подчеркивают экологи.
Напомним, что после закрытия Габалинской РЛС Запад отменил запрет на импорт товаров, особенно продуктов питания и сельхозпродукции из Азербайджана. И закрытие РЛС «Дарьял» ни к каким трагическим последствиям для Москвы не привело.
Кроме того, содержать военные объекты за рубежом — удовольствие дорогостоящее и может быть оправдано лишь крайней необходимостью «страны-держательницы» базы, и принимающего ее государства. «Россия — щедрая душа», и с расходами на «заграницу» не мелочится — в том случае, если политические, военные, финансовые и иные вложения вернутся ей солидными дивидендами. Теперь, наверное, и Москва стала экономить, как и Вашингтон, у которого военных баз чуть ли не больше, чем дипмиссии по всему миру. Можно привести свежий пример — решение о выводе войск США из Германии. Расчётливый Трамп экономит деньги и множество иных ресурсов, необходимых для содержания баз за рубежом. А это десятки миллиардов долларов в год. На фоне глобального экономического кризиса, который как судорога прихватил мировую экономику с помощью пандемии коронавируса, все страны, в том числе и самые сильные и богатые, решили немного сократить большие и лишние расходы. Россия отказалась содержать РЛС Балхаш в Казахстане, а Трамп решил вывести войска США из Германии, где в Европе у Пентагона самый мощный и многочисленный контингент. В Вашингтоне решили подзаработать немного, вот и пугают немцев, а Кремль в самом деле уже не в состоянии содержать не то, что военные базы за рубежом, а очень скоро не сможет содержать даже свою регулярную армию.
Ход геополитических и геоэкономических процессов показывает, что в мире установится новый порядок, бывшие сильные либо разрушатся окончательно, либо распадутся на несколько частей как в свое время кровавая советская империя. В связи с пандемией почти во всех странах мира карантинный режим продлевают, а это усиливает регресс в экономике, порализируя мировую торговлю, туристический сектор, транспорт, банковский сектор и постепенно другие сферы. Кто сумеет выжить после этой глобальной беды — большой вопрос, волнующий весь мир.
Кавказ Омаров