Российский экономист: «ЕАЭС находится в тяжелейшем кризисе, он едва ли работает»

Об экономическом положении в России, ЕАЭС, а также и в мире рассказал Novayaepoxa.Com российский экономист Василий Колташев.

Василий Колташев

— Как вы на данном этапе оцениваете экономическое положение в России и насколько оптимистичны показатели ее в последнее время?

— В России экономический кризис. Несмотря на заявление премьер-министра, никакого окончания кризиса нет. Этот кризис не много стабилизирован не много повышением цен на нефть, однако эти повышения цен на нефть не отменил кризис в стране. Уровень жизни населения падает, цены растут, и тарифы на ЖКХ повышается и это еще не предел. Другими словами есть все предпосылки для того падения потребительского спроса.

Единственными, кому эта стабилизация сыграла на руку – это средний класс, который может отдохнуть за границей, купить итальянскую мебель, хорошую электронику. Естественно от этого выигрывают элиты, которые держали свои деньги в крепкой валюте, тем не менее, стабилизации российской экономики очень похоже на депрессию.

После двух годов экономического спада, этот год был относительной стабильности, но общество не довольно и это недовольство основано на том, что люди убеждены в том, что кризис будет развиваться дальше и так оно и будет. Для Азербайджана – это означает, только то, что российский рынок будет сжиматься, здесь будет предприниматься шаги в борьбе с разными товарами, которые Азербайджан поставляет на российский рынок и собственные товары и реэкспортные. Поставщикам придется уменьшать свои поставки, что будет ударять и по их карману.

— Какие тенденции ждут цены на нефть?

— С ценами на нефть, легко ошибиться. Но мне кажется, что повышение цен на нефть себя исчерпала и настигла своего предела на данный момент. Сейчас момент общего мирового падения спроса, с проблемой реализации продуктов, перепроизводства, перенакопление промышленного товара особенно в китайской экономике, где просто не имеет смысла строить новые экономики, потому что не имеет спроса.

Это состояние кризиса пока замаскировано, но если промышленный кризис выйдет из под контроля и начнется сокращение производства, закрытие предприятий, то это тоже ударит по ценам на нефть. Это тот фактор, который должен войти в игру через некоторое время, который должен ударить по рынку нефти.

С другой стороны существует еще и игра международных спекулянтов на нефть. Ведь именно они тогда погнали нефть наверх. В какой-то момент они опять снизят цены на нефть, и это будет означать падение рубля, если власти в России не сами ослабят. Сейчас в России социально-политический кризис. Социальный кризис перерастает уже в политический, а может даже и перешел в политическую форму, что то происходит когда чиновники на экономические проблемы не реагируют.

Чиновники отчитались в Думе о том, что они вот хорошо работают, а в реальности они вообще не интересуются проблемами. Правительство просто выжидает, что кризис сам как-то закончится, что придут какие-то мифические инвесторы, и они будут вкладывать деньги в экономику, начнется экономический рост. Волшебным образом нищие потребители откуда-то найдут деньги и начнут покупать, или будут еще больше занимать, когда они не могут покрыть текущие долги, притом, что кредит в России очень дорогой и 15-20% по не большим суммам.

— А как тогда можно оценить в таких условиях ЕАЭС? Работает ли он вообще?

— ЕАЭС находится в тяжелейшем кризисе, он едва ли работает. Сейчас он в основном работает для членов ЕАЭС, как средства доступа к российскому рынку и как средство облегчить контрабанды в Россию санкционных товаров. Вообще никакой единый рынок не строится, и этот процесс носит чисто декоративный характер. Однако сейчас в таком же положении находится и ЕС. То есть два конкурирующих между собой союза находятся в кризисе, причем если в случае ЕАЭС в него входят новые государства, то в случае ЕС начинается распад, причем уходят самые важные государства. Британцы ушли, если Ле Пен победит, то и Франция уйдет. В Европе начнется антигерманская истерия.

Все интеграционные процессы на Евразийском пространстве в кризисе. Единственный кто реально удачно реализует свои планы, то это Китай, который реализует свой проект «Шелкового пути», который также использует регион ЦА как сырьевой периферии, но развития им никакого не даст.

— Вы в своем интервью ранее, вы отмечали, что в скором «китайский пузырь» лопнет. На каком уровне сейчас находится китайская экономика?

— Китайская экономика на грани уже несколько лет стоит, притом, что китайские власти постепенно хотят стабилизировать ситуацию ослабляя юань. Это им не обходимо, чтобы снизить себестоимость китайских товаров, чтобы они не были дорогими.

Дело в том, что после девальваций в ряде стран, китайские товары стали значительно дорогими и поэтому они будут ослаблять юань в течение всего 2017 года. Это мягкий способ адаптации китайских товаров к рынкам. А это не выгодно нефтяным государствам, так как падение юаня приведет к уменьшению импорта сырья. Этот процесс пока удается растягивать, но о выходе из кризиса говорить не приходится, просто пока самые негативные события, пока отложены.

— Сегодня, несмотря на то, что цены на нефть не растут, национальные валюты Азербайджан и России укрепляются. Как это можно понять, и с чем это связано?

— Это укрепление на самом деле очень странное. Оно не связанно с улучшением ситуации в реальном секторе, с повышением внутреннего спроса или повышением экспорта. Дело в том, что Россия активно выпускает облигации рублевые и Китай такое делает. Страны с периферийным типом экономики или полупериферийным типом экономики этим занимаются.

Сейчас идет поток валюты на российский рынок, со стороны спекулянтов. Они покупают на облигации в рублях, которые в высоких процентах государство платит им обратно. То есть эта стабилизации носит искусственный характер и довольно дорого обходится.

Тоже самое можно сказать и об Азербайджане. Грубо говоря, мы все платим за эту стабилизацию курса. Правительство продает государственные облигации в валюте, которые идут на закрытие дефицита бюджета и другие расходы, но, по долгам надо платить по высоким процентным ставкам. Это означает, что правительство будет сокращать социальные расходы, и это будет усиливать экономический кризис. Внутри страны пока будет стабильный курс, спекулянты, будут оставаться на рынке. Я думаю, существует некий не гласный консенсус политики наращивания национального долга, как средство стабилизации кратковременных целей и Азербайджан и Россия действуют в этих рамках. Обычно такие вещи обговариваются в рамках большой двадцатки министров финансов. Это не антикризисное средство, это будет иметь большое последствие и это будет новое падение национальных валют тогда, когда долг возрастет достаточно сильно, но пока это дает некую стабилизацию.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1125