Рагим Гашимов: «Творчество позволяет мне отвлечься и погрузиться в мир искусства» - ИНТЕРВЬЮ

Сегодня мой собеседник – интересная разносторонняя личность. Это и врач-травматолог, с 2006-го года работающий в больнице скорой и неотложной медицинской помощи в городе Сумгайыт, и художник, радующий поклонников своего творчества живописными работами, и музыкант-любитель, музицирующий в кругу близких друзей.

Говоря о творчестве, стоит отметить, что Рагим Гашимов в основном работает в портретном жанре, вдохновляясь работами таких художников, как Амедео Модильяни, Густав Климт, Анри Матис и многих других, вернее он, как и эти легендарные живописцы, вдохновляется красотой женского тела. «Каждый художник хочет передать что-то красивое. Кто-то делает это посредством пейзажа, кто-то – натюрморта, а я, рисуя женщин. Ведь женщина – это прекрасное создание, красивое не только внешне, но и духовно», — говорит о своем творчестве художник.

Стоит отметить, что Рагим, член Союза художников Азербайджана, принимал участие во многих коллективных выставках, где его работы экспонировались вместе с полотнами известных азербайджанских живописцев. В декабре 2015-го года НПО «Arts Council Azerbaijan» при поддержке Министерства культуры провело персональную выставку Рагима Гашимова под названием «Femina», на которой он представил лучшие образцы своего творчества. В качестве куратора экспозиции выступила Нурзия Халилова.

Сегодня во время беседы с Информационно-аналитической онлайн газетой «Новая Эпоха» Рагим Гашимов рассказал, удавалось ли ему заниматься живописью во время пандемии, насколько интересными оказались его творческие поиски, как он лечил солдат во время Второй Карабахской войны, где он черпает вдохновение и почему в последние годы все чаще уделяет внимание музыке, играя на таре и старается осваивать новые музыкальные инструменты.

— Рагим, прежде всего, расскажите про Вашу деятельность во время пандемии коронавируса в 2020-ом году?

— С началом пандемии мне стало сложнее посещать мастерскую, а заниматься творчеством дома не всегда получалось. Будучи врачом травматологом, я регулярно выхожу на дежурства. Порой практически на протяжении всей ночи ты не можешь найти и свободной минуты, так как принимаешь пациентов, беседуешь с ними, выслушиваешь их проблемы. Но бывают дни, когда более менее спокойно. В такие моменты я ждал, когда город погрузится в крепкий сон, пациенты в отделении травматологии уснут, и, если не было новых поступлений, я приступал к творчеству, которым мог заниматься до утра, если вдохновение меня не покидало. Заранее скажу, что таких моментов было немного, ведь за целый год мне удалось создать чуть более 10-ти работ.

— Но здесь Вы отошли от своего привычного стиля и решили попробовать себя в графике…

— Да, сами понимаете, на рабочем месте я принимаю пациентов, вокруг много людей, поэтому не могу поставить здесь мольберт с красками, так как пациент может поступить в любую минуту дня или ночи, и я моментально должен отложить в сторону свое занятие. Поэтому решил попробовать себя в графике, которой ранее не занимался. Взяв белый лист бумаги и черный маркер, лежавший у меня на столе, принялся создавать новые сюжеты, стараясь показать то, что меня окружает в повседневной жизни и передать эту атмосферу языком искусства. Бумага и маркер позволили мне самовыражаться в больничных условиях, демонстрируя свое отношение к людям и окружающему миру. Говоря о сюжетах, то это фрагменты из моей повседневности, либо воспоминания детства, юности или более взрослого периода, мое место работы, друзья, коллеги, Абшерон, Каспий и многое другое. В своем творчестве я редко что-то фантазирую, предпочитая конкретику, и всегда стараюсь писать то, что мне близко и знакомо, ведь знание темы позволяет автору быть свободным и получать удовольствие от самого процесса. Одним словом, сюжеты всегда связаны со мной и являются отражением окружающей меня действительности прошлого или настоящего времени.

— Оказавшись в Вашим кабинете, где и состоялась наша беседа, я словно попал в другой мир, ведь очень редко на стенах кабинета травматолога можно увидеть картины и графические работы, написанные самим врачом. Я заметил у Вас картину Интигама Агаева «Сумгайыт», а всё остальное – это Ваша графика. Вы сами решили создать в своем кабинете эту оригинальную экспозицию?

— Конечно! Когда у меня набралось около десяти работ, подумал, а почему бы мне не украсить ими стены моего кабинета, где я провожу львиную долю своего времени. Думаю, мы вряд ли можем найти второй такой кабинет врача-травматолога, где имелась бы экспозиция, составленная из его же работ. Конечно, в больницах и учреждениях сегодня все чаще можно увидеть картины, но их авторы – художники, а в моем случае я сам врач, украшающий свой кабинет своим же творчеством.

Скажу больше, художественные работы создают в кабинете особую атмосферу, которую сразу чувствуют пациенты, переступив порог. Они понимают, что пришли в больницу и ожидают увидеть пустые стены и запах лекарства, но вместо этого их встречает врач с небольшой галереей. Я сам замечал, как люди, даже будучи взволнованными по поводу беспокоящего их недуга или травмы, становятся более спокойными, а настроение немного улучшается, ведь они не ожидают увидеть в кабинете врача нечто подобное. Такая обстановка располагает. Не случайно картины используются врачами во время арт-терапии, когда пациентам, страдающим нервными расстройствами, показывают художественные работы, оказывающие положительное влияние на нервную систему, после чего их эмоциональное состояние заметно улучшается. В нашем случае немного схожая ситуация.

— Оглянувшись я заметил, что свободного места на стенах уже практически не осталось, но Вы продолжаете творить и создавать. Где планируете размещать новые работы?

— У нас еще много других кабинетов и палат (смеется). А если честно, то мне, по возможности, со временем хотелось бы украсить своими работами всю нашу больницу, ведь творчество несет положительную энергетику и, думаю, будет позитивно воздействовать на наших пациентов. К тому же, в будущем планирую провести свою персональную выставку моих графических работ и представить их широкой общественности, чтобы мою графику смогли увидеть не только коллеги и пациенты, но и любители/ценители искусства.

К слову, многие мои коллеги благодаря моему занятию живописью впервые в жизни посетили выставки и влюбились в искусство, открыв для себя творчество разных азербайджанских художников, как своих современников, так и корифеев национальной живописи. С каждым годом число людей в нашей больнице, интересующихся искусством, становится все больше. Считаю, что это здорово!

— Рагим, расскажите про свой автопортрет, где Вы изобразили себя в медицинской маске…

— Дело в том, что я сам переболел коронавирусом, и после выздоровления решил создать на память небольшой автопортрет. Эта работа воспринимается людьми по-разному. Кто-то чувствует в ней ощущение болезненности, кто-то воспринимает ее как необходимость надевать медицинские маски, сохранять социальную дистанцию и соблюдать правила личной гигиены, чтобы сберечь свое здоровье, а для кого-то, возможно, это образ врача, готовящегося к проведению операции. Одним словом, каждый зритель видит или старается найти в картине что-то свое, начинает проводить какие-то ассоциации, копаться в своем прошлом. Не зря говорят, что два человека могут смотреть на одно и то же, но видеть совершенно разное. Аналогичное касается и искусства, в нашем случае картины или графической работы. Для меня же автопортрет – это напоминание о непростом периоде, когда я остался один на один с вирусом Covid-19, но смог его побороть.

Считаю, что пандемия повлияла не только на нашу жизнь, но и на сознание. Ранее мы не осознавали ценность обычных вещей, а теперь стали больше ценить то, чего были лишены во время строгого карантинного режима. В первую очередь – это живое общение и возможность видеться с родственниками, друзьями и знакомыми. Мы, врачи, будучи в постоянном контакте с большим числом людей и пациентами, находимся в группе риска, поэтому необходимо очень ответственно подходить к соблюдению всех мер предосторожности и беречь свое здоровье. К большому сожалению, жертвами этого смертельного вируса стали и некоторые из моих коллег, вместе с которыми мы работали долгие годы. Светлая им память!

— Как я понял, в период пандемии живописью Вы не занимались?

— К сожалению, нет, ввиду нехватки времени, о чем я говорил выше. Вообще, занятия творчеством в этот период у меня проходили урывками, только, когда возникала свободная минутка, а живопись требует больше времени и более основательного подхода. К тому же, во время Второй Карабахской войны, продлившейся 44 дня и завершившейся справедливой победой Азербайджана, после чего наша страна смогла восстановить свою территориальную целостность и изгнать оккупантов со своих исконных земель, я вместе с другими своими коллегами на протяжении двух месяцев работал в госпитале. Пока наша доблестная армия во главе с Верховным главнокомандующим освобождала один район за другим, отвоевывая каждую пядь родной земли у армянских агрессоров, мы лечили наших раненных солдат, которые, немного окрепнув, вновь рвались в бой, настолько высок был дух патриотизма у наших бесстрашных бойцов.

— Продолжая тему врачей, хочу попросить Вас рассказать про историю создания картины, на которой Вы изобразили только врачей. Почему Вам захотелось создать нечто подобное, ведь зачастую Вы пишите портреты, состоящие из одного человека?

— Это картина родилась в допандемийный период, примерно в конце 2019 и в начале 2020-го года. Помню, дело было зимой. Мы с ребятами временами встречались, общались и хорошо проводили время. К сожалению, сегодня собираться удается не так часто, ввиду лимита времени, а в период строгого карантинного режима вообще пришлось забыть про такие мероприятия. Как-то мне в голову пришла мысль, а почему бы не написать портреты своих друзей-коллег?! Но приступив к работе, меня посетила более оригинальная идея – изобразить ребят не по-отдельности, а всех вместе за одним столом, как во время одного из наших застолий в свободное от работы время. Зная характеры моих врачей-коллег и отличительные особенности каждого из них, ведь мы работаем вместе, мне не доставило труда сделать наброски и спустя какое-то время картина была готова, на которой я показал себя и шестерых своих друзей-коллег.

На фоне я специально изобразил тар, символизирующий, что застолье проходит в Азербайджане, добавляя картине элемент национального колорита. Что касается блюд, то это наша замечательная азербайджанская кухня, отличающаяся не только яркими красками, удивительными сочетаниями, но и вкусовыми особенностями, благодаря чему завоёвывает сердца настоящих гурманов по всему мире, которые получают возможность ее попробовать.

— Какова была реакция Ваших друзей на эту картину?

— Завершив работу над картиной, я решил устроить небольшую презентацию, пригласив главных героев, изображенных на этом полотне. Скажу честно, реакция некоторых ребят меня даже удивила. Работа понравилась всем, каждый узнал себя, а некоторые даже растрогались, что тронуло меня до глубины души. Знание темы позволило мне создать художественные образы моих друзей-коллег. Возможно, именно это и произвело на докторов соответствующее впечатление. Хочу отметить один важный момент. Я всегда пишу то, что мне по душе, поэтому здесь я свободен и могу полностью раствориться в творчестве, не чувствуя скованности или какого-то напряжения.

— Находясь в арт-коттедже, я получил возможность не только насладиться Вашими живописными работами, но и послушать Вашу игру на таре. Расскажите, как началось это увлечение музыкой?

— Тар – это наш национальный музыкальный инструмент, под звуки которого я вырос. Он полюбился мне с детства. Тар можно также увидеть на моих картинах. Дело в том, что мой отец Мурад Гашимов, профессиональный музыкант и учитель музыки, долгие годы обучавший своих учеников мастерству игры на таре, а в настоящее время находится на пенсии. Несмотря на то, что в нашем доме всегда звучал тар, в детстве у меня не было времени заниматься музыкой. Но несколько лет назад я твердо решил, что начну играть. С возрастом жажда не просто слушать национальную музыку, но и исполнять ее стала проявляться гораздо сильнее, что меня и мотивировало.

— Папа помог Вам освоить азы этого инструмента?

— Конечно! Без его четкого инструктажа и объяснения основ мне пришлось бы гораздо дольше осваивать инструмент, который не так прост, как может показаться на первый взгляд. Наличие музыкального слуха помогает мне разучивать новые произведения и музицировать. Сейчас главное наверстать упущенное и по возможности практиковаться как можно чаще. Когда я вижу, что у меня получается, это меня мотивирует и вдохновляет на изучение новых образцов нашей прекрасной музыки. Очень хочу научиться грамотно исполнять на таре азербайджанские мугамы. Сегодня продолжаю свои эксперименты и порой пробую музицировать на уде, который мне нравится своим спокойствием, размеренностью и гармонией, но предстоит еще много работать, чтобы хорошо его освоить.

— Рагим, и напоследок, почему Вы занимаетесь творчеством?

— Понимаете, я не сторонник пассивного отдыха. Даже приходя домой после ночного дежурства, когда я не спал всю ночь, мне не хочется просто лежать на диване, смотреть телевизор или весь свой день тратить на сон. Я могу поспать несколько часов, но потом обязательно встать и заняться любимым делом. Мне хочется активного отдыха, проводить время с пользой и видеть его результаты. Одним словом, люблю заняться чем-то полезным и в то же время приносящим удовольствие. Творчество позволяет мне на время отвлечься от действительности и погрузиться в мир искусства, расслабиться, обрести столь важное внутреннее душевное спокойствие и получить заряд положительной энергии. Это может быть занятия живописью или музыкой, позволяющие мне переключаться и разбавлять свой вид деятельности (дом — работа, работа — дом). Возможно, именно поэтому во время пандемии я стал играть на таре гораздо чаще. В такие периоды музыка спасает и дает надежду на светлое будущее. Искусство – это глоток свежего воздуха.

Я всегда играю для друзей, когда мы собираемся, получая удовольствие от исполнения, а они от процесса прослушивания. Всегда стараюсь сыграть им новое разученное произведение. Для меня это великое удовольствие и вдохновение!

— Рагим, спасибо Вам большое за интересную беседу. Желаю Вам творческих успехов и жду Вашу персональную выставку.

— Благодарю за интерес к моему творчеству.

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1876
virtonnews.com