Несмотря на то, что на дворе уже сентябрь и время отпусков подошло к концу, мы продолжаем наши путешествия по Азербайджану, каждый раз посещая неизведанные уголки нашей страны в поисках чего-то интересного и увлекательного.
Объектом нашего сегодняшнего изучения стала величественная гора под названием «Бешбармаг», крупный скалистый массив, который видно за многие километры вокруг. Осколки и обломки каменных плит заметны вокруг горы. Издалека они кажутся крошечными, но приблизившись, ты понимаешь, насколько они огромны. Гора Бешбармаг располагается к юго-востоку от города Сиазань, добраться до которой из Сумгайыта мы смогли где-то за час десять.
Меня, как любителя путешествовать, всегда привлекают горы, причем мистическая сторона не вызывает у меня столь большой интерес, нежели покорение очередной вершины и рассматривание окрестностей, ведь с вершины всегда открывается потрясающий вид на всю округу.
В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим не только саму гору, а также коснемся ее истории, мифов и легенд, которые окружают это мистическое место, а также затронем этимологию названий этого известного в Азербайджане места паломничества.
Название горы «Бешбармаг» сегодня вызывает бурю споров и дискуссий. «Беш» в переводе означает пять, а «бармаг» — палец. Люди утверждают, что не видят сходства с пятью пальцами руки. Если смотреть на гору с проезжей части, то этого действительно не увидишь, так как гора расположилась боковой частью к трассе, и мы с вами видим лишь «большой» палец этого скалистого массива. Но если подъехать к подножию горы и внимательно присмотреться, то можно заметить, конечно, включив воображение, что горный массив напоминает силуэт руки. Возможно, раньше сходство было больше, ведь с течением времени температура, ветер, осадки и т.д. сделали свое дело. Как мы знаем, даже скалы разрушаются, и этим никого не удивишь.
Однако, горы издревле были предметом поклонения и возвеличивания, еще до возникновения Ислама. Что касается Азербайджана, то исламизация памятников и святынь началась с захвата нашей страны Арабским халифатом и закончилась с приходом к власти шаха Исмаила Хатаи. Во времена правления шаха Исмаила Хатаи гора Бешбармаг была связана с шиизмом, в частности с имамом Али, а скалистая верхушка ассоциировалась с пальцами его руки. Паломничество на гору получило широкое распространение после шаха Исмаила.
Но пока хватит истории и этимологии названий, лучше приступим к путешествию. Для начала стоит отметить, что для поднятия в гору вам необходимо съехать с основной дороги и перестроиться на грунтовку, которая уходит далеко в горы. Несмотря на то, что ежегодно на гору Бешбармаг приезжают тысячи паломников со всего Азербайджана состояние качества дороги оставляет желать лучшего. Это путешествие для внедорожника, которому не страшны проселочные дороги, так как обычному седану здесь придется туго.
Рядом с дорогой можно увидеть с десяток торговцев кебабом, рыбой, кукурузой и многим другим. Однако, эта еда для смельчаков, для тех кто не переживает за состояние своего здоровья, ведь там вряд ли кто-то задумывается о соблюдении санитарно-гигиенических норм. Мы не стали испытывать судьбу, и поехали дальше.
Однако, торговля возле дороги всегда кипит, ведь здесь останавливается, практически, каждая вторая машина. Определенную часть клиентов составляют дальнобойщики, управляющие большими фурами. Поэтому дефицита клиентов они не испытывают и не расстроятся, если вы у них ничего не купите.
На пути к горе перед нами предстал большой полноводный канал, который доставляет вкусную шолларскую воду прямиком в Баку. Вода очень чистая и переливается под солнечными лучами. Эта водная артерия была проложена специально, чтобы снабдить водой часть Баку и оказать помощь трубопроводу Шоллар, который в свое время провел известный азербайджанский нефтепромышленник и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев.
Наша дорога проходит между земляными горами с высохшей травой, поэтому все пейзажи желто-серого цвета. Деревьев здесь практически нет, изредка попадаются поодиночке то там, то тут. Деревья используются крупным рогатым скотом для укрытия от палящих солнечных лучей, ведь в горах действительно было жарко, несмотря наступившую осень.
Подъехав к подножию горы, можно увидеть небольшие палатки со столами, мангалами, самоварами и прочим, которые можно взять в аренду, если вы приехали на Бешбармаг в качестве паломника и собрались провести обряд жертвоприношения. К сожалению, расстраивает тот факт, что люди не соблюдают правила гигиены, а мусор и отходы сбрасывают в большую яму, вырытую возле дерева, вместо того, чтобы его как-то утилизировать. Все мы знаем, что нужно любить и оберегать природу, но на деле этого правила придерживаются далеко не все.
Здесь же можно покататься на лошади и сфотографироваться с ней, а также набрать воды в местном колодце, чем на тот момент занимались мальчишки.
Что касается паломников, то их всегда в избытке. Люди верят в магическую силу этой горы. Сотни животных приносятся в жертву, люди загадывают желания и просят Всевышнего исцелить их от самых разных болезней. Порой можно услышать даже такие удивительные вещи, что парализованный человек начал ходить, женщина, которой сказали, что она бесплодна, однако, после паломничества, вдруг забеременела и родила сразу тройню. К сожалению, проверить это невозможно. Может быть, это всего лишь выдумки, чтобы привлечь большее число паломников. Однако, такие истории рассказываются повсеместно, особенно людьми, которые превратили гору Бешбармаг в настоящий источник дохода, но об этом мы расскажем чуть позже.
СПРАВКА. Впервые в письменном источнике гора Бешбармаг упоминается в работах албанского историка Мусы Галакендли (Каланкатуйского), где говорится, что оборонительные стены, окружающие гору, были построены в V в.н.э. в эпоху Сасанидской империи. Информация о скалистом массиве также широко представлена в работах арабского историка Аль-Базури и мусульманского географа иранского происхождения Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбеха. Оба автора рассказывают о горе Бешбармаг, используя именно этот топоним. Голландский ремесленник и путешественник Ян Стрейс Янсон (1630-1694) в своей книге «Три путешествия» упоминает гору Бешбармаг, а также караван-сарай и местные поселения, находившиеся в прошлом на этой территории. В 30-е годы XVIII века немецкий врач, естествоиспытатель и путешественник Иоганн Якоб Бер в своем дневнике рассказывает об Азербайджане, упоминая о горе Бешбармаг.
Немного об истории. Как я отмечал ранее, Бешбармаг хранит много тайн, секретов, мифов и легенд. По словам некоторых ученых, название горы «Бешбармаг» не связано с пальцами руки, а имеет совершенно другую этимологию. Дело в том, что вплоть до XVIII века здесь располагался Бармакский магал, который был одним из семи магалов, входящих в состав Губинского ханства.
Однако, эту гору называют не только Бешбармаг, но и Хызыр-Зиндя. Согласно другой легенде, пророк по имени Хызыр, искавший эликсир жизни, набрел на источник живой воды именно в этом месте, испив из которого стал бессмертным. В связи с этим гора получила название «Хызыр-Зиндя», что означает «Бессмертный Хызыр». Стоит также отметить, что в некоторых источниках используется имя «Хызыр» как «Хыдыр», но это, в принципе, вариация одного слова с заменой буквы.
По другому преданию, у пророка Хызыра было трое сыновей. Однажды, он хотел совершить намаз, но у него не было воды для омовения. Поэтому Хызыр послал своих сыновей одного за другим на поиски воды, но они по истечению нескольких дней так и не вернулись. Время молитвы прошло и Хызыр не смог выполнить свой долг перед Всевышним. Разгневанный отец проклял их и попросил Творца превратить детей в камни. Так сыновья стали островами посреди Каспийского моря, которые можно увидеть с горы. По словам местных жителей, если внимательно приглядеться к скалистому массиву, то в очертаниях самой горы можно разглядеть силуэт Хызыра, смотрящего в небо, умершего от горя. Сколько я не старался его разглядеть, но у меня не получилось. Возможно, для этого необходима сильная вера…
У подножия скал можно увидеть остатки оборонительных стен. По словам историков, защитные стены были сконструированы по обеим сторонам скалистого массива в период Сасанидской империи, когда она захватила данную территорию. Стены (шириной 2,5 м и высотой около 3 м) были сооружены в IV-VII века из средневекового кирпича и речных камней для защиты от воинственных кочевых племен, таких, как массагеты, хазары, гунны, аланы, нападавших на территорию Азербайджана со стороны Каспийского моря. Здесь стоит отметить, что подобные оборонительные сооружения, укрепления, а также крепости, ворота и стены, можно встретить на северо-западных территориях страны, начиная от Дербента. Например, крепость Гильгильчай, расположенная в Хачмазе, или знаменитая Чираг-гала, находящаяся близ селения Гала-алты на вершине горы и т.д. Побывав в этих исторических местах, я соглашусь с историком, ведь оборонительные сооружения имеют много общего в плане материала, который использовался при строительстве, а также они объединены единой целью воздвижения.
Подняться наверх не так сложно, благодаря лестницам и перилам, которые установили местные жители. В противном случае взбираться было бы крайне сложно, ведь камни действительно огромные, а порой подъем становится вертикальным. Наш путь проходил не только сквозь скалы, но и через небольшую пещеру, стены которой стали гладкими, ведь за них при подъеме держатся тысячи людей. Одним словом, большое удовольствие для любителей экстрима и острых ощущений.
Самый красивый вид открывается с вершины скалистого массива, ведь гора располагается на высоте 546 метров над уровнем моря и в 2,5 км от Каспия. Находясь на такой высоте, поражаешься тишине и покою, которые царят на горе Бешбармаг. Здесь можно насладиться не только интересными видами, но и посидеть в тишине, забравшись подальше от паломников. Вид действительно захватывающий. Интересно, что даже в ясный день море обрамляет небольшая дымка…
Вообще – то, больший интерес вызывают сами камни, многие из которых причудливой формы, некоторые потрескались под влиянием погодных условий, другие раскрошились, третьи получили выемки от дождей и водных потоков. Рассматривая скалы, я заметил каменную глыбу, словно разрубленную мечом на две части. На большом камне рядом имелось небольшое, но длинное углубление. По словам женщины, сидевшей рядом, в этом месте течет (только по пятницам) святая сладкая вода, которой слезы пророка Хызыра передали целебную силу. В связи с тем, что это была суббота, воды там не было. Естественно, все это похоже на выдумку, а вода может собираться в процессе конденсации или дождей, а потом просачиваться сквозь трещины и расщелины в каменных глыбах.
Главный отрицательный элемент Бешбармага — это облюбовавшие гору попрошайки. Их настолько много, что если подавать каждому, то действительно можно стать нищим. Путь восхождения превратился в место их дислокации. Они ожидают паломников буквально на каждом шагу. Эти пожилые женщины приходят сюда, как на работу.
Попрошайки пользуются тем, что большинство людей, совершающих паломничество, приходят сюда, чтобы излечиться от болезней и различных недугов, потому что думают, что если они подадут подаяние, то навсегда избавятся от своих проблем. Однако, здравомыслящий человек просто не верит в это. Просто видно, как одни люди делают деньги на несчастье других.
Здесь также можно увидеть муллу, читающего молитву и ждущего вознаграждение от паломников. Одним словом, каждый не упускает шанс заработать.
С другой стороны парень установил небольшой латок, где продаются вещицы, пользующиеся большим спросом у паломников. Наряду с этим, здесь же можно купить маленькие камешки, которые женщины собрали неподалеку, но представляют их, как нечто святое и обладающее магической силой. Конечно, верить или не верить в силу камней дело каждого.
Стоит также отметить множество ящиков для пожертвований, расположенных по периметру Бешбармага.
У подножия скал мое внимание привлекли небольшие пирамидки, собранные из четырех или более камней, которые, по словам местных «смотрителей», воздвигаются для того, чтобы молодые парни и девушки могли найти себе спутников жизни, либо обзавелись своим жильем, если вынуждены жить на квартире. Помимо этого, желающие продолжить род и обзавестись детьми за дополнительную плату могут пролезть под большим камнем. Не знаю, насколько это помогает, но вера у людей сильна, ведь из желающих порой выстраиваются длинные очереди.
Завершая свой репортаж, хочу отметить, что лично мне нравится этот объект, как исторический и археологический памятник, с которого можно насладиться удивительным по красоте пейзажем. Невооруженным глазом видно, что вокруг Бешбармага находится множество необычных по форме камней и развалин. По словам ученых, благодаря раскопкам, проводимым вокруг горы, были обнаружены остатки древних поселений, образцов посуды и предметов быта, что подтверждает факт заселения людьми данной территории на протяжении длительного времени. Этот факт также подтверждают развалины караван-сарая, крепостных стен и местного кладбища, а также остатки древних поселений.
Возвращаясь обратно, на вершинах соседних гор меньшего размера я заметил небольшие скалистые массивы, схожие с горой Бешбармаг. Это говорит о том, что подобные скалистые массивы характерны для данной местности, но гора Бешбармаг является самой большой и величественной из них, поэтому и наделяется людьми сверхъестественной силой, магическими свойствами и чем-то нереальным. Возможно, присутствующая здесь энергетика, заставляет людей верить в чудесные свойства данной горы.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com