Проблемы ВПК Украины после разрыва отношений с Россией

Проблемы военно-технического сотрудничества Украины с Россией и другими странами

Военно-промышленный комплекс (ВПК) Украины переживает сильнейший технологический и финансовый кризис, ослабляя возможности военно-технического сотрудничества со странами, заинтересованными в закупке современных вооружений.

На момент провозглашения независимости Украины в состав украинского ВПК входило 3594 предприятия, на которых работало около 3 млн. человек. На военном производстве было задействовано 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений и 139 научно-производственных объединений с общей численностью занятых 1 млн. 450 тыс. человек. Украина унаследовала почти треть космической промышленности бывшего СССР. В космическую отрасль входило 140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек. Заводами Украины ежегодно изготовлялось 350 самолетов.

В 1991 году Украина получила в наследство от СССР четвертую по численности и оснащению армию в мире, по совокупной военной мощи она уступала только США, России и Китаю. Однако, новые уркаинские власти распорядились этим богатством не на благо страны. Наследство было продано за рубеж на сумму 32 млрд. долларов. Правда до государственного бюджета эти миллиарды дошли в очень урезанном виде.

Уже к 1997 г. количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, а к 2010 году, по данным Министерства промышленной политики Украины, в интересах обороны в стране работало всего 143 предприятия. В 2011 г. Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место.
Тем не менее, Россия сотрудничала с Украиной военно-технической области. Наша страна занималась обслуживанием, продлением срока службы и поставкой запасных частей для межконтинентальных баллистических ракет, в области космических запусков. Также, украинская корпорация «Мотор Сич» поставляла в Россию вертолетные, авиационные и ракетные двигатели. Они устанавливались на большинство российских транспортных вертолетов.

Без участия россиян Украина способна производить лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд старых бронетранспортёров. Осуществляя военно-техническое сотрудничество с 45 странами, Киев находится в ситуации, когда доля российского рынка для украинского экспорта составляет от 50 до 60%.
Харьковский машиностроительный завод ФЭД поставлял в Россию привод-генераторы для двигателей на транспортный самолет Ил-76. Всего при производстве базовых модификаций Ил-76 требовались изделия около 20 украинских предприятий.

И таких примеров российско украинского сотрудничества масса. Однако к марту 2014 года Украина приостановила отгрузки в Россию товаров военного назначения, а 16 июня новоизбранный президент Украины Петр Порошенко полностью запретил сотрудничество с РФ в сфере ВПК.

20 мая 2015 года на заседании правительства премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил: «Мы прекращаем действие соглашения, подписанного в 1993 году, о военно-техническом сотрудничестве с Россией». Разрыв соглашения с Россией об экспорте вооружений, безоговорочно и в одностороннем порядке принятый кабинетом министром Украины, эффекта взорвавшейся бомбы не произвел. Тем более, что военно-техническое сотрудничество уже давно пришло в упадок, и новый «финт» со стороны Киева особого ни экономического, ни политического значения уже не имеет.

Если вернуться к истории вопроса, то еще в 1995 году Россия и Украина в интересах развития двустороннего военно-технического сотрудничества подписали взаимное соглашение о поставке оружия и техники (его разработка велась еще с 1993 года). В рамках этого договора страны не могли без согласия друг друга передавать или продавать товары военного назначения физическим или юридическим лицам, либо правительствам третьих стран. Договоренности, надо полагать, были тогда искренними – еще не остыли братские отношения после распада Советского Союза, да и военно-промышленный комплекс был интегрирован под комплектующие из двух стран. Так что заинтересованность была общей.

18 августа 2018 Президент Украины Петр Порошенко подписал закон освобождающий предприятия госконцерна «Укроборонпром» от обязательств по расторгнутым договорам в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) с РФ. Отмечается, что объем задолженности предприятий ОПК страны по расторгнутым с РФ соглашениям оценивается в $145 млн.

ВПК Украины понес существенные потери от разрыва связей с Россией.. В связи с разрывом связей с Россией государственный концерн «Антонов» с апреля 2015 г. по середину 2017 г. не передал заказчикам ни одного серийного самолета и в итоге летом 2017 г. был упразднен как юридическое лицо. В тяжелом положении оказались предприятия «Зоря-Машпроект» (Николаев) (экспорт в Россию ранее составлял 90-95% объемов производства) и «Мотор-Сич» (Запорожье) (до 85% всего производства зависело от российского авиа- и вертолетостроения).

В то же время существенную помощь в реализации программы импортозамещения в ОПК России оказала Беларусь. У этой страны оказались интересные предложения примерно по 1500 позициям из более чем 3000. Белорусский ВПК продолжает активное военно-техническое сотрудничество с Украиной, несмотря на союзнические отношения с Россией. Белоруссия является основным поставщиком бензина, дизельного топлива и авиационного топлива для Украины, которые производятся из нефти, поставляемой Россией.

Отсутствие комплектующих в ВПК Украины, связанное с разрывом сотрудничества с Россией в области военно-технического сотрудничества, утрата технологий и специалистов, существенное сокращение числа специализированных украинских предприятий ВПК, практически разрушили имевшийся производственный потенциал ВПК Украины, что привело к катастрофическому падению качества военной продукции и срыву экспортных оборонных заказов МО Украины.

Как только Украина заявляет свое очередное ноу-хау в области танкостроения, появляются наглядные последствия технической деградации данной отрасли. Можно вспомнить ситуацию, возникшую в 1990-х на Сумском трубном заводе для танков пакистанского контракта. Уже тогда, буквально после распада СССР, сумчане никак не могли получить пушку с нужными характеристиками. Живучесть ствола была в 2-3 раза ниже советских образцов, и такое изделие не хотели принимать пакистанские заказчики. Из ситуации вышли просто. Со складов взяли нужное количество старых стволов, а туда взамен положили изделия сумских машиностроителей. Когда в 2014 году Киев решил попытаться восстановить производство хотя бы таких «пушек», оказалось, что ни специалистов, ни соответствующих технологий на производстве больше нет. Потому и не делают сумчане сегодня пушек для АТО. Уже не могут. И так на Украине сейчас везде. Нет технологий, нет и качественной военной техники.

Специалисты отмечают также, что нежелание Украины использовать современные орудия в качестве основного вооружения свидетельствует и о том, что серьезный кризис развивается в области изучения материалов, изготовлении и пристрелке новых образцов артиллерийского вооружения.

Качество украинского оружия успели оценить даже боевики «Исламского государства», которые нелегально закупали на Украине оружие и транспортировали его через одесский порт. На видеозаписи, которая опубликована в октябре 2016 года, мужчина на камеру демонстрировал переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) украинского производства и жаловался на его качество: отсутствие аккумулятора и разбитую вдребезги оптику. «Это не ПЗРК, а просто труба, из которой невозможно стрелять», — возмущался боевик и обвинял Украину в предательстве.

С прекращением военно-технического сотрудничества Украины с Россией наверняка у нее умрет крупное судостроение, поскольку заводы Николаева были заточены под российский военно-морской флот, а заказы со стороны украинцы точно не получат, хотя бы по тому, что практически все конструкторские бюро находятся в России.

Заявленные руководством Украины намерения, в рамках объявленной стратегии «Украинский щит», государственного концерна «Укроборонпрома», в который входят 95% предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины, на перевод ВПК на стандарты НАТО и оснащении ВСУ современными образцами вооружения, оказались несостоятельными. Западные партнеры не стремятся расставаться с технологическими военными секретами. Кроме того, перевод продукции на стандарты НАТО требует значительных вложений в переработку технической документации, закупку оборудования и комплектующих, включая такую, казалось бы, мелочь – метизы, делает данное заявление практически не осуществимым.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что политика руководства Украины завела отрасль собственного ВПК в финансовый и технологический тупик, следствием которого следует ожидать в ближайшие 5-6 лет кратного падения объемов его международного экспорта и дальнейшего сокращения производства военной продукции.

Отдел военного мониторинга

www.novayaepoxa.com

1790