Принуждение к браку – разъясняет гештальт-терапевт

Проблема принудительных браков особо актуальна сегодня и относится к числу наиболее острых социальных проблем современности. Именно об этом мы поговорим с гештальт-терапевтом Валерией Абдуллаевой.

«Одна из частых тем, фигурирующих на моих сессиях, это принуждение к браку. В Азербайджане брачный возраст установлен законодательством на уровне 18 лет. Если принуждается лицо, не достигшее брачного возраста, то виновные понесут ответственность в виде штрафа или же лишения свободы. В целом, средний возраст вступления в брак вырос за последние десятилетия. Для мужчин это плюс-минус 29 лет, а для женщин – 25. И это именно те рубежи, после которых родители и родственники начинают бить тревогу.

Сегодня речь пойдет не о прямолинейном насилии, а о психологическом и косвенно физическом. В 21 веке многие молодые люди ориентированы на то, чтобы встать на свои ноги, стремятся к финансовой независимости. Некоторые не желают спешить вступать в брак и заводить детей, желают путешествовать, наслаждаться свободой подольше.

Большинство, однако, не против создания семьи, но предпочитают встретить подходящего человека. Они осознают свои предпочтения, потребности, ценности, они понимают, что с этим человеком им жить, вести быт, вступать в половой контакт. Близкие же всеми мыслимыми и немыслимыми способами препятствуют естественному процессу. Они пилят своих взрослых детей каждый день, находятся в постоянном поиске женихов и невест, подстраивают знакомства, заставляют ходить на свидания с неприятными людьми.

В ход идут всякого рода манипуляции, запугивания, аргументы: «Ты никому не будешь нужен»; «Я из-за тебя болею»; «Ты желаешь моей смерти»; «Ты не сможешь выносить и родить ребенка»; «У этого семья хорошая, мы их знаем»; «Этот обеспечен»; «Мы внуков хотим» и т.д.

Контраргументы, такие, как: «Это мне придется с ним жить, а не вам»; «Ты, мама, вышла замуж по воле родителей и несчастна», «Тебя твой муж бил (изменял) всю жизнь», «Он мне не нравится» — не работают. Родители отказываются слышать и принимать отказ. Для них худой брак лучше никакого, а социальные рамки и клише важнее счастья и безопасности собственного ребенка. А ребенку, тем временем, 27,30,33. Когда тот говорит: «Я буду с ним несчастна», в ответ слышит «Ну и что, многие живут без любви, зато у тебя дети будут, будешь их любить».

Кто-то из вас может задаться вопросом, почему эти взрослые люди не съезжают и не живут отдельно, ради чего терпят все это?

В общем, это все та же история про психологическое взросление, невозможность сепарироваться здоровым способом. А в частности, истории и причины разные, вот некоторые из них:

Что делать, если вы или ваши близкие находитесь в подобной ситуации?

Следует выбираться из позиции жертвы, взрослеть, находить опоры внешние и внутренние, поддержку (часто она есть, но человек, в силу обстоятельств ее не замечает), учиться выстраивать и защищать свои психологические и телесные границы, при возможности обратиться за помощью к психотерапевту, за советом к юристу, искать легальную поддержку, узнавать о свои правах и утверждаться в них», — рассказала Валерия Абдуллаева.

И в заключение, помните, что никто не имеет права принуждать вас к чему-либо. Психологическое насилие — это нарушение прав человека.

Джамиля Чеботарёва