Примут ли Украину в НАТО: мифы и реальности

На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает украинский эксперт, специалист по Турции Григорий Мавров:

— В Лондоне состоялся очередной саммит глав государств НАТО. Члены альянса расценили Россию как главную угрозу безопасности членов и партнеров блока. Как это повлияет на военно-политическую ситуацию в мире?

— Альянс с 2014 года рассматривает Россию в качестве возможного противника, поэтому последние решения это скорее закрепление на бумаге, того, о чем уже все давно договорились. Еще на Варшавском саммите в 2016 году, страны НАТО приняли решение укреплять восточные границы Альянса, то есть усиливать оборону в Польше, Литве, Латвии и Эстонии, поэтому многонациональные батальоны там размещались и ранее. В последние годы, происходило усиление военной группировки НАТО в странах Балтии, и саммит лишь стадия в долгом процессе повышения боеготовности стран Альянса. Нужно отметить, что Россия вообще рассматривалась на саммите в двух разных форматах. С одной стороны, как страна, которую признали угрозой для Альянса, а с другой стороны как потенциальный союзник Китая, который, также считается угрозой, но повыше калибром. Поэтому для Альянса особенно важно, какую траекторию выберет Москва в ее отношениях с Китаем. Союзнические отношения с последним, однозначно поставят Альянс перед необходимостью переходить к более решительной политике, в том числе в вопросе принятия в Альянс Грузии и Украины.

— Члены НАТО приняли решение об усилении безопасности стран Балтии, в том числе и Польши, устанавливая на территории этих стран новейшие системы ПРО. Как Россия ответит на этот шаг альянса?

— У стран Балтии вместе со всеми натовскими частями нет паритета с российской группировкой, которая там сконцентрирована. То есть преимущество на стороне России. Из членов Альянса разве что польская армия выглядит наиболее подготовленной и более того, Польша планирует довести военные расходы примерно до 2.5% ВВП к 2030 году, а это, огромная цифра, учитывая, что польская экономика развивается довольно быстрыми темпами. Что касается России, то, как отмечают многие эксперты, после экономической интеграции с Беларусью, Россия приступит к военно-политической, получив сплошную границу с северо-восточными странами НАТО и одну из самых крепких региональных армий восточной Европы. Поэтому сам саммит ничего особо не меняет, так как и Россия и НАТО придерживаются стратегий выработанных ранее.

— На саммите лидеры стран НАТО обсудили проблемы Украины? Йенс Столтенберг подчеркнул, что перспектива для Тбилиси и Киева войти в альянс сохраняется. Что можете сказать по этому поводу?

— Вероятно, НАТО еще не решило, как действовать в сложившейся ситуации. Отказать Украине и Грузии они не могут, потому что позиции сторонников интеграции этих стран в Альянс тоже сильны, но и с принятием есть рад трудностей, поэтому пока ничего революционного не происходит. Перспектива, конечно, будет сохраняться, но многое зависит от действий самой России. То есть нужно смотреть, что будет происходить в китайско-российских отношениях.

— Если завтра НАТО примет Украину в свои ряды, то альянс обязан помочь своему новому члену восстановить свою территориальную целостность?

— Во-первых, 10 статья Североатлантического договора от 1948 года обязывает получение одобрения от каждого государства, входящего в НАТО. То есть, чтобы держать Украину или Грузию в вечно подвешенном состоянии достаточно, если всего одна страна НАТО не согласится поставить свою подпись под решением о принятии этих государств в НАТО. Другой момент, это то, что среди членов НАТО нет ни одной страны, территория которой либо находится под прямой оккупацией третьей страны, либо находится под контролем сепаратистских сил. Действительно страны НАТО в свое время согласились принять Грецию и Турцию, у которых были довольно сложные отношения, не разрешившиеся до настоящего времени. Однако обе страны контролируют свои территории и пока не вступали в вооруженный конфликт. Во-вторых, статья 5 Договора, предполагает коллективный ответ на внешнюю агрессию в отношении государства-члена Альянса. То есть агрессия задним числом не будет учитываться. Если некая страна нападет на Украину, после того как Украина войдет в НАТО, тогда, безусловно, 5 статья должна будет действовать и по идее все страны НАТО должны встать на защиту Украины. Самое важное в вопросе о вступлении Украины в НАТО это даже не помощь Альянса в случае возможной войны, а помощь Альянса в модернизации ВСУ. Украина сама способна себя защитить, однако с момента независимости, армии не уделяли должного внимания и более того усиленно разоружали. Поэтому многие аналитики считают, что вступление в Альянс будет способствовать трансформации ВСУ в армию нового типа.

Беседовал: Кавказ Омаров