В условиях глобального перехода к низкоуглеродной экономике, Узбекистан осознает необходимость активных действий для снижения парниковых выбросов и повышения энергоэффективности.
Для Узбекистана декарбонизации экономики – это стратегически важная задача, которая охватит все ключевые секторы экономики, начиная от энергетики и промышленности до транспорта и сельского хозяйства.
Обязательства Узбекистана в рамках Парижского соглашения
Узбекистан в рамках Парижского соглашения по климату, на 26-й сессии Конференции стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (COP26), взял на себя обязательство о снижении выбросов парниковых газов на единицу ВВП на 35% до 2030 года к показателям 2010 года (ранее данное снижение планировалось на 10%). Для достижения этой цели планируется разработать Национальную стратегию низкоуглеродного развития.
Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе Саммита COP28, проходившем в декабре 2023 года: «Глобальный переход на низкоуглеродную экономику должен быть справедливым, прозрачным и инклюзивным. Переход на «зеленую» экономику и достижение углеродной нейтральности являются приоритетной стратегической задачей Нового Узбекистана».
Декарбонизация экономики Узбекистана представляет собой важный шаг на пути к устойчивому развитию и борьбе с изменением климата. Выполнение поставленных целей требует комплексного подхода.
Либерализация энергетического рынка как ключевой шаг к декарбонизации экономики Узбекистана
Основными источниками выбросов по секторам экономики в Узбекистане являются энергетический сектор (76%), сельское хозяйство (18%), промышленность (5%) и отходы (1%).
В то же время, по оценкам к 2030 году спрос на электроэнергию в стране достигнет 120 млрд кВт/ч.
В этой связи, одним из основных шагов Узбекистана по активизации процессов декарбонизации стала либерализация энергетического рынка. Инициатива по либерализации энергетического рынка связана с Указом Президента «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы», предусматривающим отмену монополии на поставку электроэнергии и внедрение рыночных механизмов.
Также поставлена задача создать единую площадку торговли электроэнергией и запустить её до конца 2024 года. К 2026 году намечено внедрить свободный оптовый рынок, который будет формироваться на основе спроса и предложения электроэнергии.
Это будет способствовать энергосбережению и создаст благоприятную среду для частного сектора, чтобы инвестировать в ВИЭ.
При этом достижение целей по доведению доли ВИЭ до 25% от общего объема генерации к 2026 году позволит сэкономить природный газ и предотвратить рост выбросов СО2 на 37,4 млн. тонн.
В целом же, Узбекистан ставит цель увеличить долю «зеленой» энергии до 40% к 2030 году.
Кроме того, реализация мер, направленных на сокращение выбросов СО2 в экономике Узбекистана, поможет достичь Целей устойчивого развития и поддержит «зеленый» рост. Это важный приоритет для правительства Узбекистана и международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ.
Перспективы декарбонизации
Как указано выше, энергетический сектор формирует основной объем парниковых выбросов. В связи с этим в этой сфере проводятся масштабные преобразования, направленные: во-первых, на модернизацию существующих тепловых станций, работающих на газе, с целью повышения их эффективности и снижения энергоемкости; во-вторых, на развитие и широкое применение систем возобновляемых источников энергии.
В ближайшие годы страна ставит перед собой ряд конкретных целей и задач, направленных на устойчивое развитие и снижение выбросов парниковых газов, в частности:
— исследуется эффективность имплементации проектов по захвату и хранению углерода (CCS) в промышленности и энергетике;
— внедряются передовые методы управления отходами и использования биогаза из сельскохозяйственных отходов;
— стратегия декарбонизации транспорта Узбекистана включает переход на электромобили, а также развитие железнодорожного транспорта и улучшение общественного транспорта;
— сформирована благоприятная нормативная база для поддержки «зеленых» проектов, включая экономические стимулы, субсидии и налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих средства в ВИЭ и низкоуглеродные технологии;
— активно развивается государственно-частное партнерство в сфере строительства и модернизации экологически устойчивой инфраструктуры;
— укрепляется система профессиональной подготовки специалистов в сфере ВИЭ, экологического мониторинга и управления проектами по декарбонизации.
Заключение
В долгосрочной перспективе Узбекистан планирует не только сохранить темпы декарбонизации, но и развить передовую систему регулирования и стимулирования низкоуглеродных проектов, включая интеграцию современных подходов и цифровых технологий для контроля выбросов.
В ближайшем будущем, региону предстоит преодолеть множество вызовов, однако благодаря комплексному подходу и четко определенным стратегическим задачам Узбекистан может стать примером для других стран Центральной Азии в области устойчивого развития и декарбонизации.
В конечном итоге успешная реализация всех запланированных мер приведет к повышению качества жизни населения, улучшению экологической ситуации и обеспечению долгосрочной экономической стабильности всего региона.
Служба по связям с общественностью Центра экономических исследований и реформ Республики Узбекистан
www.novayaepoxa.com