Политолог: «Поздравление Трампа в адрес своего турецкого коллеги шокировало европейских политиков»

В мае нынешнего года ожидается встреча, которая пройдет в Вашингтоне, между Президентом США Дональдом Трампом и Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Всем известно, что отношения между Анкарой и Вашингтоном далеки от идеальных. Ситуация усугубилась еще и тем, что Вашингтон отказывается экстрадировать в Турцию религиозного проповедника Ф.Гюлена, которого официальная Анкара обвинила в организации государственного переворота 15 июля прошлого года, который провалился.

Фикрет Садыхов

Какие вопросы будут обсуждать лидеры двух стран, получат ли новый импульс американо-турецкие отношения после этой встречи, нам помог разобраться известный
азербайджанский политолог Фикрет Садыхов, который ответил на вопросы Novayaepoxa.Com.

— Фикрет муаллим, что можно ожидать от этой встречи, которая пройдет на высшем уровне в Вашингтоне между лидерами двух стран?

— Отношения между Турцией и Америкой были резко подорваны после событий 15 июля прошлого года, когда президент Эрдоган обвинил США в причастности к неудавшейся попытке государственного переворота и поддержке тех, кто хотел свергнуть власть в стране. Это было связано и с Гюленом, и с его сторонниками в самой Турции. Таким образом, ситуация накалилась до предела, когда между странами произошел фактически геополитический конфликт. Однако, стоит отметить, что эти события произошли при бывшем президенте Обаме. Нынешний президент США Дональд Трамп, конечно, несколько иная фигура и, наверняка, Эрдоган хочет воспользоваться новой ситуацией и ролью нового президента США для того, чтобы в какой-то степени наладить взаимоотношения между двумя странами. В этой связи нельзя забывать тот факт, что после референдума Трамп позвонил и поздравил Эрдогана, что было несколько неожиданно, но, во всяком случае, это реальность. На фоне критических замечаний и заявлений из Европы само поздравление американского лидера в адрес своего турецкого коллеги – прозвучало резонансом для некоторых политиков. В любом случае, я считаю, что визит Эрдогана в США будет способствовать сближению позиций в отношениях между странами и уточнению (решению) ряда проблем, которые по сей день разделяют Анкару и Вашингтон.

— Какое будущее Турции в НАТО?

— Я считаю, что это как раз тот вопрос, который вряд ли будет кардинально меняться. Дело в том, что Турция достаточно серьезный и влиятельный член военно-политического блока НАТО и западный мир считается с ее ролью в этом Альянсе, рассчитывая на его содействие и помощь в вопросах борьбы с терроризмом, сохранения стабильности в регионе и отражения любых возникающих вызовов, которые могут угрожать НАТО. Поэтому я считаю, что Турция сохранит свое присутствие в этом военно-политическом блоке, а после встречи с Трампом, по моему мнению, это присутствие, наверняка, приобретет новые формы и очертания.

— Если проблемы между Анкарой и Вашингтоном, которые привели чуть ли не к разрыву отношений, найдут свое решение, например, если США выдадут Гюлена и перестанут поддерживать курдских террористов в Сирии, как это повлияет на отношения Турции с Россией?

— Во-первых, я не уверен, что данный визит Эрдогана в США решит проблему с курдскими террористами и повстанцами. Это многолетняя борьба. Для Вашингтона курдский фактор представляет собой удобный плацдарм, через который он влияет и оказывает давление на Турцию. Во-вторых, я не думаю, что США так скоро передадут Турции проповедника Гюлена. Это тоже очень большой вопрос, который на протяжении многих лет не может найти своего решения. Конечно, смягчение позиций между странами по ряду вопросов, думаю, состоится. Помимо этого, степень взаимопонимания между двумя государствами увеличится и расширится. Возможно, будут найдены какие-то другие точки соприкосновения, контакты и компромиссы.

Понятно, что такое сближение Анкары и Вашингтона не может радовать Москву, у которой свое отношение к связям Турции с западным миром. В любом случае, Кремль должен был быть готов, что Анкара никогда не отказывалась и не будет отказываться от своего членства в НАТО, от ценностей, характерных для турецкого общества, от двусторонних взаимоотношений с Соединенными Штатами Америки. Просто эти взаимоотношения всегда развивались волнообразно в зависимости от сложившейся в регионе ситуации, от степени поддержки Америкой тех или иных повстанцев и террористов, от участия в поддержке каких-то антиправительственных сил. Поэтому для России в этом вопросе нет ничего нового. Я считаю, что данное сближение может вызвать в Москве определенное недовольство, ведь для России это нежелательный фактор. Кремль хотел бы видеть Турцию фарватером евразийской политики в контексте тех усилий и шагов, которые в настоящее время прилагает Москва на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, то есть, стремится к тесному сотрудничеству с Анкарой для реализации своих внешнеполитических интересов. Однако, согласно реалиям мировой политики, ничего не может сохраняться вечно. Всегда имеются определенные интересы, которые должны реализовываться.

— Как, по-вашему, какова роль США в турецко-европейских отношениях? Смягчат ли европейские державы свою жесткую позицию в отношении Анкары, если Эрдоган и Трамп найдут общий язык и договорятся? Ведь мы знаем, что после попытки неудавшегося переворота и референдума, который на днях прошел в Турции, отношении Турции с европейскими странами значительно ухудшились.

— Я не думаю, что турецко-американское сближение резко поменяет позицию европейских стран по отношению к Турции. Дело в том, у самих европейцев отношения с руководством Белого дома несколько натянуты. Это стало известно еще во время предвыборной кампании Трампа и более четко сформировалось после избрания Трампа на пост президента страны. Поэтому в этом плане особых изменений не будет. У Европы и ЕС свое отношение к событиям, происходящим в Турции, в регионе в целом, а также роли Анкары в сохранении стабильности в этом регионе.

Я думаю, что со временем после того, как уляжется пыль после прошедшего референдума в Турции, взаимоотношения Анкары с Европой в какой-то степени наладятся. Однако, это может произойти лишь в том случае, если только Европа вновь не будет заниматься диктовкой и читать Турции какие-то нравоучения по поводу того, как руководство страны должно вести себя по отношению к оппозиции, к политическим силам, не разделяющим мнение официальной Анкары, вмешиваться вол внутренние дела Турции и т.д. Только в этом случае отношения Турции с ЕС будут сохранены на уровне стабильного партнерства, но в любом случае, если говорить о более удаленной перспективе, то вопрос членства Турции в ЕС уже решен. Турция вряд ли сможет стать членом этого Союза.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

980