Политолог: «Конечно, Россия не будет готова полностью соблюсти интересы Азербайджана, но…»

Согласно распространенной информации, уже не только Германия и Нидерланды, но и Австрия запретила турецкой диаспоре проводить мероприятия в поддержку принятия конституционных поправок в Турции, что вызывает негодование официальной Анкары.

Фикрет Садыхов

Ранее власти этих государств запретили выступления турецких официальных лиц перед своими соотечественниками, проживающими в этих странах.
На вопросы Novayaepoxa.Com относительно того, чем закончится обострение отношении Турции и европейских государств, и к каким последствиям может привести сложившаяся ситуация, отвечает известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов.

— Фикрет муаллим, в след за Германией и Нидерландами, уже и Австрия запретила турецкой диаспоре проводить мероприятия в поддержку принятия конституционных поправок. Как вы считаете, не может ли сложившаяся ситуация послужить причиной тому, что официальная Анкара изменит свою внешнюю политику в отношении европейских стран?

— Думаю, что подобные шаги со стороны Нидерландов, нацеленные на запрет турецкой общине проводить мероприятия в поддержку принятия конституционных поправок, уже изменили приоритеты внешней политики Турции, прежде всего обострив отношения с одной из ведущих европейских держав, такой, как Голландия, где проживает около 400 тысяч турок. Помимо этого, наверняка, в Анкаре уже давно пришли к выводу, что все попытки и старания Турции стать полноправным членом Европейского Союза являются тщетными. Эти попытки очень далеки от реальности!

По моему мнению, сложившаяся ситуация еще больше отдалит Турцию от Европейского Союза. Конечно, подобные действия европейских государств создали напряжение в отношениях Турции с ЕС. Ведь и Голландия, и Германия являются членами данного союза и обостренные взаимоотношения с данными государствами, несомненно, скажутся и на отношениях между Анкарой и ЕС. К тому же, нынешние турецко-германские отношения нельзя назвать блестящими.

— Насколько может подобная политика Европы заставить Турцию отколоться от НАТО и превратиться в стратегического военного партнера Москвы?

— Считаю, что в ближайшее время до этого дело не дойдет, потому что НАТО – это не только Голландия, а достаточно мощный военно-политический блок, где ведущую роль играют США. Думаю, членство в НАТО пока не мешает Турции проводить взвешенный независимый внешнеполитический курс, сближаясь и с другими ведущими мировыми игроками, в частности с Россией. Поэтому такая сбалансированность в ближайшей перспективе будет сохранять свою динамику, и если не произойдет каких-то еще более существенных форс-мажорных обстоятельств, то членство Турции в НАТО, конечно, сохранится.

— Насколько выгодно Азербайджану сближение Москвы и Анкары, и какую роль может сыграть российско-турецкое партнерство в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

— В любом случае сближение Турции и России лучше, чем напряжение во взаимоотношениях между этими странами, например, обострение, которое мы наблюдали в прошлом году. Конечно, турецко-российское сближение не говорит об автоматическом решении нагорно-карабахского конфликта, но тот факт, что союзник Азербайджана – Турция сближается с Россией, со страной, которая имеет свои интересы в регионе, является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и стратегическим партнером Азербайджана, конечно, можно назвать позитивным положительным фактом.

Думаю, здесь многое будет зависеть от наших наступательных дипломатических шагов. Если Азербайджан сможет вписаться в этот треугольник, а я думаю, что мы уже практически находимся в этом тройственном альянсе (Россия, Турция, Азербайджан), то, если не в ближайшее время, то в будущей перспективе данное сближение может способствовать нахождению определенных взаимно приемлемых компромиссных решений для мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы.

— Вы считаете, может создаться благоприятная ситуация для серьезного конструктивного диалога?

— Несомненно! Конструктивный диалог, попытки решить данный конфликт в рамках норм международного права, реализация определенных договоренностей, достигнутых на различных саммитах и встречах. Понятно, что Россия сохранит свои военно-политические и союзнические отношения с Арменией, потому что Армения – это очень близкий вековой союзник Москвы, которая очень обстоятельно использует Ереван в подобных вопросах. Стоит отметить, что многое также будет зависеть от изменения геополитического фона, в случае изменения которого, а он меняется уже сегодня, то возможности поиска определенного разумного компромисса будут расширяться.

— Хотите сказать, что Москва сможет помочь Азербайджану в этом вопросе?

— Конечно, Россия не будет готова полностью соблюсти интересы Азербайджана, но в любом случае, возможно, возникнет ситуация, когда будет предпринят первый шаг в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, имею в виду освобождение хотя бы оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий. Мы хотим реализации этого плана, который заложен в мадридских принципах – начало освобождение районов, а потом решения статус-кво Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Это главные цели, которые мы будем преследовать и я думаю, что с нашей подачи и Турция, страна, которая сближается с Россией, будет также поддерживать именно такую развязку событий.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1055