Пентагон и иракское военное ведомство сообщают, что войскам коалиции (возглавляемой США) удалось овладеть и закрепиться в нескольких восточных кварталах Мосула.
Также прошла информация о перерыве в наступлении в середине прошлой недели из-за песчаной бури, но уже позавчера погодные условия позволили его продолжить. Впервые иракские СМИ, ссылаясь на командование иракских вооруженных сил, сообщили о том, что взятие Мосула откладывается на неопределенный срок. Чуть ранее нечто подобное уже звучало из уст западных политиков и высокопоставленных военных.
В минувшую пятницу представитель американского военного департамента капитан 1 ранга Джефф Девис и его коллега полковник Джон Дориан сообщили журналистам из Fox News, что наступающим войскам коалиции все же удалось овладеть 20% территории восточной части города.
Штурм продолжается, иракские войска и ополчение, курдские военные формирования продолжают наступать в трех основных направлениях: с юга, севера и востока. По словам представителей Пентагона, коалиции удалось охватить город с запада и тем самым завершить его оперативное окружение. Но альтернативные источники свидетельствуют, что до сих пор идут бои за населенный пункт Телль-Афар (около 60 км на запад от Мосула), который является ключевым на операционных линиях джихадистов, по которым идет ротация и снабжение их отрядов из Сирии.
Джефф Девис признал, что иракские войска и силы коалиции ведут тяжелые бои.
Он подчеркнул, имея в виду момент окончательного взятия Мосула: «Это не случится быстро».
Неудачи коалиции американец объяснил тем, что приходится вести бои в сложных городских условиях, а отряды противника состоят из религиозных фанатиков.
Штурм Мосула начался в ночь с 16 на 17 октября, прошло уже 50 дней с этой даты, время подводить итоги. Планированием этой операции занималась группа западных военных советников в Ираке, ее возглавляет генерал-лейтенант Армии США Стивен Дж. Таунсенд.
Известно, Пентагон не рассчитывал на внезапность и штурм был анонсирован заранее, что позволило командирам ИГ (запрещено в РФ) подготовить Мосул к обороне, в том числе и в инженерном отношении. Городские кварталы были превращены в опорные пункты, подготовлены подземные тоннели. Пентагон оценил силы обороняющихся в 3–5 тыс. штыков, эти данные скорее всего занижены. По информации курдской разведки, их численность перед началом штурма достигала 30 тыс. человек, что больше похоже на правду. Поскольку оборонять приходится не только город (площадью свыше 620 кв. км, окружностью свыше 50 км), но и подступы к нему на дальних, средних и ближних рубежах. Известно также, что при захвате Мосула в 2014 году исламистам достались заполненные до отказа гарнизонные склады, амуниция, техника и вооружение, предназначенные для оснащения трех пехотных иракских дивизий. Часть этого добра пропала, но того, что осталось в наличии, достаточно, чтобы вооружить практически всех жителей города, лояльных ИГ и способных носить оружие.
За два года радикалы провели тщательную чистку населения в Мосуле, избавив его от большинства нелояльных халифату жителей. По данным на конец сентября, здесь проживало от 1,5 до 2 млн человек, и большинство из них поддерживает ИГ. С началом штурма джихадисты начали формировать ополчение из местного населения (из арабов-суннитов). Этому действию способствует тот факт, что иракские войска, которые, по сути, являются шиитским ополчением, при взятии Тикрита, Эр-Рамади, Аль-Фаллуджи и других городов изгоняли из них суннитское население.
Коалицией было допущено множество других ошибок. Во-первых, иракские войска не обезопасили свои операционные линии и не уничтожили отряды ИГ, по-прежнему действующие у них в тылу в районе города Махмур. Американцы, видимо, до сих пор не осознали, что на Ближнем Востоке воюют только вдоль дорог, поэтому нет смысла говорить о том, что Мосул полностью окружен, в распоряжении джихадистов остались неприкрытые войсками коалиции бедуинские тропы через пустыню.
По разным данным, для штурма Мосула Пентагону удалось собрать от 130 до 165 тыс. штыков, в эту численность входят правительственные иракские войска, курдские воинские формирования, шиитское, суннитское (туркмены), езидское и христианское ополчение, а также военные из США, Германии, Канады, Англии, Австралии, Чехии и т.д. Генерал Стивен Дж. Таунсенд не озаботился должным образом подготовкой войск к боям в условиях города, не учел специфику противника, и с первых дней штурма коалиция понесла значительные потери.
По данным ООН, в октябре она потеряла убитыми 2885 солдат (из них 1792 иракцы, 16 – американцы), в ноябре погибло около 2 тыс. военных, и скорее всего в это число не входят потери многочисленных ополчений, поддерживающих коалицию. При этом надо учитывать, что у исламистов нет тяжелой артиллерии и авиации и коалиция здесь имеет абсолютное преимущество, несмотря на это, штурм самого города еще, по сути, не начался.
В основном бои идут на подступах к Мосулу и уже здесь наступающие испытывают значительные трудности. Коалиция до сих пор не смогла овладеть восточной частью Мосула с ее курдским населением, и штурмующих ждет настоящий ад в западной суннитской половине города, где местные жители поддерживают ИГ и боятся прихода иракских, то есть шиитских войск. Уже сейчас ООН сигнализирует о начале гуманитарной катастрофы в Мосуле, населению не хватает продовольствия и воды (несмотря на то что сейчас зима, а через город протекает достаточно полноводная река Тигр), что дает преимущество ИГ в информационной войне. Мирные жители гибнут под ракетно-бомбовыми ударами коалиции.
И вот, на фоне такой, мягко говоря, безрадостной для коалиции информации глава Пентагона Эштон Картер заявляет, что Мосул будет взят к дате инаугурации Дональда Трампа, к 20 января 2017 года, то есть на все отводится 45 суток. Судя по динамике военных действий, это нереально. Заставить иракцев и курдов сложить свои головы ради того, чтобы только попытаться реализовать столь абсурдную идею, Картеру вряд ли удастся. Американцам остается только два варианта: либо стереть ракетно-бомбовыми ударами Мосул с лица земли, либо купить его у ИГ.
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com