Oт Буша к Трампу. Итоги американской миссии в Афганистане

Барак Обама пришел к власти под лозунгами «Я хочу перемен» и «Мы можем» в качестве первого темнокожего президента. Несмотря на то, что он делал громкие заявления, в частности, что силами военных США будет искоренен терроризм в Афганистане, к сожалению, война в Афганистане стала самой тяжелой войной для Штатов за многие десятилетия. Уровень угроз на территории Афганистана усилился, появились другие радикальные и фундаменталистские течения, появился ДАИШ.

С января 2015 года американцы и натовцы сменили тактику военного присутствия в Афганистане на новую миссию «Решительная поддержка», но не смотря на все усилия коалиционных сил, уровень угроз все еще высок. Активное вовлечение России в конфликт вызывает беспокойство у афганских политологов, Афганистан становится центром противостояния глобальных сил.

За восьмилетний период хороших отношений с демократами США и их представителем Бараком Обамой Афганистан насколько мог использовал Америку в решении вопросов безопасности.

С приходом к власти Обамы в 2009 году в действиях американского президента отмечались позитивные моменты, в определенной степени ему удалось начать диалог цивилизаций. Своей речью в египетской Аль-Асхаре он компенсировал заявления прежней власти США о войне с исламским миром. Барак Обама был успешен и во внутренних экономических реформах и реформах здравоохранения. Что касается войны в Афганистане, он уверял, что успех близок, более того, в его заявлениях звучало, что это война самих афганцев.

При Обаме Америка утратила свой устрашающий имидж, тот, который имела при прежнем правительстве. Держащая нос по ветру вооруженная оппозиция в Афганистане после 2009 года вновь начала набирать силу и дестабилизировать обстановку.

«Неожиданные заявления Обамы о скором выводе или о существенном сокращении контингента американских военных придали смелости региональным пособникам и вооруженным оппозиционерам. Это показало незрелость и ущербность политики Обамы. С другой стороны у Обамы не сложились хорошие отношения с правительством Афганистана», — комментирует Фазлулло Муджадеди, бывший губернатор провинции Лагман.

«Золотой» период во времена правительства Буша для Афганистана закончился. Не раз в заявлениях Обамы звучало, что Америка больше не будет для Афганистана «чистым чеком», и что война в Афганистане является внутренним делом самих афганцев. Внимание Америки переключилось на «арабскую весну», и Афганистан со своими проблемами ушел на периферию. Не получив позитивных результатов в «арабских» делах, пропустив период, когда Россия пришла в себя после распада СССР и начала укреплять свои позиции на Ближнем востоке, США, ради компенсации потерь и сохранения влияния, переключили внимание на южные рубежи России.

Философия нахождения американских войск в Афганистане заключалась в искоренении радикализма по границе Афганистана, того радикализма, который потряс Америку в 2001 году, и война с которым позиционировалась как обязанность американского народа. Но Барак Обама взял и отказался от этого постулата.

Проблемы Америки со странами «третьего мира» можно анализировать с точки зрения двух теорий. Первая – это теория заговора, в соответствии с которой, у американцев есть масштабная программа по захвату контроля над всеми мировыми процессами, целью которой значится управление миром, в этом случае война в Афганистане, распространение терроризма, талибы, Аль-Каида, а теперь ДАИШ, война в Йемене и весь мировой пожар – это все составляющие долгоиграющего проекта США.
Есть и другая теория, которая отрицает это. В соотвествии с которой, проблемы радикализма и фундаментализма есть порождение географии или идей, правящих в мире Ислама.

«Терроризм в форме радикализма – это реальность, которая появилась в исламском мире, но нельзя исключать, что США в ходе всего периода «холодной войны» и после него, с начала 90-х годов, остались единственной силой мире. Именно американцы ради обеспечения мировых интересов США были максимально вовлечены в создание и формирование террористических организаций, которые мы сегодня наблюдаем. Буш-старший заявлял о создании новейшего мирового режима.

США приложили руку к формированию новых основ исламского общества. Появилось движение такфиристов, они считают всех других мусульман кафирами (неверными). Из нутра этого движения вышли исчадия Ада в виде ДАИШ, «Джабхат-ат Нусра» и другие, расцвели идеи салафизма и ваххабизма. Сегодня это является основной идеологией Арабского полуострова.

С легкой руки Барака Обамы, после того как он назвал войну в Афганистане внутренним делом самого Афганистана, талибы из «террористов» превратились в «группу мятежников». Это говорит о том, что произошли изменения в умах сценаристов войны в Афганистане», — заявляет Ориф Рахмони, депутат Волеси Джирги.

Неудачи в афганской военной кампании вовсе не расцениваются США как поражение, это лишь часть «игры». Они спроектировали движение «Талибан», чтобы нанести поражение движению афганского джихада. К сожалению, лишенные мудрости лидеры джихада не смогли тогда организовать в Кабуле приемлемого исламского правительства, ради которого воевали. К приходу к власти в Афганистане талибов кроме американцев приложили руку саудиты, англичане и пакистанцы.

Талибы, которые служили американцам средством разгрома моджахедов, довольно быстро сами превратились в «проблему». После 2001 года американцы заявили, что уничтожат террористов «Аль-Каиды» и «Талибана», помогут становлению демократии в Афганистане, конечно, при условии военного присутствия в стране.

«После 2003-2004 годов, мы стали свидетелями возрождения движения талибов с легкой руки американцев. Они прекрасно знали, что Пакистан вновь делает ставку на талибов, но не препятствовали этому, исходя из своих интересов, американцы нуждались в продолжении войны, в создании такой обстановки, которая позволила бы им остаться в Афганистане. И они остались», — комментирует Ориф Рахмони.

Бытует мнение, что Америка может всех оппозиционеров, талибов и боевиков, террористов разных мастей выгнать за пределы границ Афганистане в течение полутора месяцев. Экипированной и сытой 130 тысячной американской армии вполне по силам может уничтожить 30 тыс. талибов, которые разрозненно воюют по всему Афганистану, но этого было не сделано и за 15 лет. Запад с одной стороны заявляет о поддержке прав и свобод женщин, много говорит о демократии, а с другой стороны поддерживает фундаментализм на плаву, создавая видимость противостояния, чтобы обеспечить свои интересы.

«После разрушительных мировых войн ХIХ и особенно ХХ века колонизаторы-оккупанты перешли к «холодной войне», после распада Советского Союза и подписания Варшавского договора, американцы и их союзники предпочитают вести опосредованные войны. Под предлогом того, что талибы не выдали им Усаму Бен Ладена, они прибыли с 130 тысячной армией в Афганистан, чтобы показать свою мощь всему миру и удовлетворить чаяния американского народа, отомстив за разрушенные в Нью-Йорке высотки.
Новая глобальная война, которую ведут американцы по всему миру, позволяет им экономить средства и нести гораздо меньшие потери.

Я думаю, что Афганистан сегодня находится в наихудшем историческом положении чем когда бы то ни было, и с точки зрения политики и безопасности.

В свое время Чингиз Хан лишь прошел через Афганистан, уничтожив города на пути своего следования. Англичане произвели некоторые разрушения. Русские базы стояли лишь в нескольких стратегических пунктах, обычная жизнь людей в стране продолжалась.

Но сегодня в ходе опосредованной войны, организованной американцами, на сцену вышли боевики ДАИШ — «пешмарга» (передовой отряд) третьей мировой войны.

Под предлогом защиты своих интересов, мировые державы могут перейти к открытым военным действиям на территории Афганистана. Это произойдет, если политики Афганистана не будут соблюдать трезвость, как это было в начале первой мировой войны в 1914 году, когда Хабибулла на собрании Лойя Джирги объявил о нейтралитете Афганистана. Также и во вторую мировую, Лойя Джирге удалось сохранить нейтралитет страны», — высказывает свои опасения Фазлулло Муджадеди.
«Можно бесконечно жаловаться на то, что Афганистан является геополитической игрушкой сильных мира сего, но нынешние политические руководители Афганистана — афганцы. Они не прибыли сюда из Танзании, Уганды или Бурунди. Они родились здесь, некоторые уехали за рубеж, стали мигрантами, но потом вернулись.

Мы должны признать, что сегодня не являемся былой нацией, из которой вышли Санои, Ибн Сина, Фахри Рази и Абурайхан Бируни, десятки влиятельных ученых мира науки, философии, культуры.
Сейчас наша нация состоит из абсолютного большинства безграмотных, вовлеченных в племенные дрязги, в региональные, языковые проблемы. Это реальность. Общество, которое на 99% считает себя мусульманами, не ведает многих исламских основ.

Мы должны признать, что наши руководители являются выходцами из этого общества, мы должны признать, что общество ущербно, и наши политики тоже таковы. Мы должны признать, что Ашраф Гани, который преподавал в Университете Джона Хопкинса, учился в Бейруте, он все еще остается одним из ханов племени Ахмадзай. Я сам остаюсь хазарейцем, и мы до сих пор не вышли из этой парадигмы. Как можно ожидать, что мы сможем противостоять современному миру, странами региона, политике, которая нам навязывается!» — посетовал Ориф Рахмони.

В свою очередь Фазлулло Муджадеди комментирует позицию коллеги следующим образом: «Афганцам необходимо осознать свою ответственность за свою судьбу, никакой «добрый дядя» не придет в Афганистан, чтобы для Афганистана добывать ископаемые, производить электроэнергию, строить большие плотины, а затем просто уйти.

Я уверен, что в руководстве Афганистана есть люди, способные это осознать и способствовать созданию национального единства ради будущей судьбы Афганистана. Мы понимаем, что для этого должна быть изменена политика и механизмы, создан национальный проект, который будет одобрен международным сообществом.

Еще год назад русские политики и дипломаты заявляли, что американцы не должны покидать Афганистан, поскольку это дестабилизирует приграничные к южным рубежам России территории, что обеспечение безопасности в регионе — дело и ответственность американцев и натовцев. Но сейчас мнение русских изменилось, появились проблемы на Среднем Востоке, появился ДАИШ, русские приняли решение вмешаться в сирийские процессы.

В прошлом русские называли север Афганистана сферой влияния, а юг Гиндукуша – периферией. Теперь русские называют Среднюю Азию сферой влияния, а север Афганистана периферией. Сейчас очень активны два направления, которы активно осваивает ДАИШ. Первое: Забуль – Урузган – Муса-Кала – Гор, и, в конце концов, они на границе с Туркменистаном, в Фарьябе и Сари-Пуль.

Второе направление: Нангархар, Ачин – Шинвар — Кунар — Нуристан- Бадахшан и граница с Таджикистаном.

Русские прекрасно осознают угрозы и им пришлось «выйти на сцену», не смотря на заявления нового американского президента Дональда Трампа о том, что он является сторонником решения проблем отношений с Россией, и что детище администрации Обамы — ДАИШ — будет уничтожено. Россия слышит и другие заявления Трампа о создании Великой Америки. Это все еще актуально, американцы хотят, чтобы их господство сохранилось в мире. Кроме того, есть Конгресс, есть ЦРУ.

Государственные мужи Афганистана должны, прежде всего, думать своей головой, как обезопасить народ Афганистана и контролировать ситуацию. И правительство не в состоянии сделать этого в одиночку, нужно как никогда национальное единство».

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1020