О ситуации вокруг Турции и проблем на Ближнем Востоке, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Орхан Джемаль.
— Как вы считаете, пойдет Эрдоган войной на курдов в Сирии?
— Дело в том, что на курдов он может пойти, но курды не одни. Пойти на курдов – это пойти на США. Главными спонсорами и покровителями курдов является США, затем Израиль, и в третью очередь – это Россия. Поэтому пойти в открытую конфронтацию против курдов – это означает пойти в открытую против России, США и Израиля. Со всеми этими странами Турции в разные времена приходилось входить в клинч, но всегда так или иначе Анкаре приходилось отступать. Известная история с российским самолетом, им потом пришлось мирится, потом они поссорились с Обамой, а при Трампе они начали налаживать отношения. Так что Турция в непростом положении, и создание независимого Курдистана – это нож в бок, но вопрос не сводится к конфликту одними курдами. У курдов очень мощное внешнее покровительство со стороны США, России и Израиля.
— Как известно, Турция поддержала Катар, и Иран поддержал Катар, как бы это не было удивительно…
— Ничего удивительного в том, что Иран поддержал Катар нет. Возможно и в Сирии, Иран и Катар были по разные стороны баррикад, но взаимоотношения Ирана и Сирии заканчиваются отношениями в Сирии. Не будем забывать об совместной эксплуатации газового месторождения «Южный парс», экономические отношения между государствами. Риторика Катара была более мягкой в отношении Ирана, чем это принято среди просаудовских государств в заливе. Затем конфликт Саудовской Аравии с Катаром еще больше сблизил отношения с Ираном. Поэтому я ничего удивительного в этом не вижу. Что касается турецкой поддержке, то тут не будем забывать некую идеологическую близость и связь братьями мусульманами, ну и соответственно, для Турции это движение Катара в блок России, Турции и Ирана по сирийскому вопросу. Поэтому тут как раз все логично и было бы странно, если бы все было бы не так.
— Значит Катар в антисаудитском блоке с Ираном и Турцией?
— Турция и Иран являются антисаудитскими государствами, но у Анкары менее жесткая позиция, чем это у Тегерана, они оказались в этой лодке благодаря России, а сама по себе Турция не является антисаудитским государством. Катар не входит в этот блок, это скорее дрейф и откол Катара от общего политического направления стран залива. Это не означает, что Катар будет воевать вместе с Турцией, Ираном и Россией вместе в Сирии, но став противником Саудовской Аравии, он становится доброжелательным для Ирана, России и Турции.
— Скоро должна состояться встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. Какие ожидания от этой встречи и что стоит ожидать?
— Я лично не уверен, что вообще это встреча состоится в указанные сроки. Об этой встречи говорят бесконечно, но реальной даты пока нет. Поэтому я не уверен о встрече президентов двух стран. Даже если состоится, то каких-то особых прорывов ожидать от нее не стоит. Возможно, сам Трамп и хотел бы каких-то прорывных договоренностей с Россией, но сейчас из-за его связей с Москвой на наго такое сильное давление, что возможности для договоров нет. С другой стороны, у него нет оснований уступать в чем-то русским. Поэтому ожидать прорывов не стоит.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com