14 мая в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета публике была представлена опера итальянского композитора Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», которая входит в число лучших классических произведений, сообщает «Новая Эпоха».
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной драме Давида Беласко «Гейша», написанной по мотивам новеллы американского писателя Джона Лютера Лонга.
В этот вечер оркестром управлял народный артист Азербайджана, профессор Ялчын Адыгезалов.
Режиссёр-постановщик – заслуженный артист Азербайджана, профессор Гусейн Алиев; художник-постановщик – Ибрагим Аминов; хормейстер – заслуженный деятель искусств Севиль Гаджиева; концертмейстер – Джейран Исаева.
Для участия в спектакле руководством театра на роль Чио-Чио-сан была приглашена ведущая солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, заслуженная артистка Татарстана, лауреат международных конкурсов вокалистов Гульнора Гатина.
Роль лейтенанта американского флота Пинкертона исполнил заслуженный артист Азербайджана, выпускник миланской Академии Ла Скала Азер Рзазаде.
В спектакле приняли участие заслуженные артисты Азербайджана: Сабина Вахабзаде (партия служанки Сузуки), Турал Агасиев (партия Ямадори) и Алиахмед Ибрагимов (партия Горо), а также солисты — Махир Тагизаде (партия Шарплеса – первое исполнение), Талят Гусейнов (партия Бонзы), Нина Макарова (партия Кэт Пинкертон) и Рза Хосровзаде (партия Комиссара – первое исполнение).
В «Мадам Баттерфляй» лирическая итальянская драма помещена в экзотическую оправу в японском стиле. В центре внимания композитора – образ пятнадцатилетней Чио-Чио-сан, которая проходит путь от наивной девочки до пережившей душевную драму женщины. «Мадам Баттерфляй» – первая опера Дж.Пуччини, в которой он попытался воплотить «экзотический» восточный колорит. Интонации подлинных японских мелодий, японские колокола и тамтамы в оркестре – все это создает неповторимую ауру одной из самых исполняемых опер Пуччини.
Немного о сюжете. Опера, рассказывающая о любви японской девушки Чио-Чио-сан к американскому лейтенанту Пинкертону. Действие происходит в Нагасаки. Опера глубоко трагична, необыкновенно трогательна и печальна, показывая наивную и преданную историю любви. В ней раскрывается трагическая судьба совсем еще юной и наивной японской гейши Чио-Чио-сан, по прозвищу Баттерфляй. Молодой и обаятельный офицер женится на очаровательной девушке, которая безумно влюблена в него, но помыслы его оказываются далеко не чистыми. Лейтенант заведомо пошел на этот союз, зная, что в родной стране он будет признан недействительным, и о чувствах своей жены он конечно совершенно не заботился. А между тем, Чио-Чио-сан многим пожертвовала, согласившись на этот брак, она даже приняла решение отказаться от своей религии и принять веру мужа.
Спустя год после женитьбы морской офицер возвращается в Америку, оставив жену и недавно родившегося сынишку одних. Там он забывает о своей покинутой возлюбленной и снова женится. А что же Чио-Чио-сан? Она преданно ждет его, отвергая ухаживания достаточно высокопоставленного человека. Через три года лейтенант вновь пребывает в Японию уже с новой женой, чтобы просить забрать своего сына, о чем, конечно же, узнает Баттерфляй. Ей не остается ничего другого, как пойти на отчаянный поступок и совершить самоубийство.
Пуччини мастерски наращивал напряжение на всем протяжении спектакля. В первом действии всё кажется нежным, легким и беззаботным – даже сам цинизм, с которым устраивается брак Баттерфляй и Пинкертона. Второе действие – мучительный контраст непоколебимой надежды Баттерфляй и здравого смысла. В третьем действии самообман героини рассеивается, и развязка наступает медленно и неотвратимо. Монолог Баттерфляй перед тем, как она покончит с собой, – один из самых сильных оперных финалов в истории.
Яркое и эмоциональное выступление артистов было очень тепло встречено столичной публикой. После окончания спектакля, когда действующие лица вышли на поклон под восторженные крики «Браво!», зрители встречали их продолжительными аплодисментами и еще долго не отпускали со сцены, благодаря артистов за доставленное эстетическое удовольствие.
Показ оперы «Мадам Баттерфляй» стал ярким событием не только в творческой деятельности театра, но и в культурной жизни республики.
Рустам Гасымов