Низар Мамедов: «В настоящее время я создаю серию, посвящённую Карабаху» — ИНТЕРВЬЮ

Сегодня мой собеседник — талантливый азербайджанский художник, почётный член Объединения художников ЮНЕСКО Низар Мамедов. Наша встреча с произошла в святая святых живописца – его мастерской, где всё пропитано творчеством. В комнате чувствуется запах свежей краски, повсюду полотна, мольберты и, конечно, кисти, которыми он выплёскивает на холст свои идеи.

Именно в такой созидательной обстановке и состоялась наша беседа. Низар рассказал, чем он занимался во время самоизоляции и режима строгого карантина, как на него повлияла пандемия коронавируса, насколько искусство полезно для человека в такие сложные периоды истории и чем он занимается сегодня.

— Текущий год стал настоящим испытанием для всего мира, который столкнулся с невидимым врагом – коронавирусной инфекцией, и погрузился в продолжительный карантин для предотвращения распространения болезни. Для многих самоизоляция стала настоящей проверкой на прочность, когда пришлось собрать волю в кулак и настраиваться на позитивную волну. Каждый мотивировал себя как мог. Если говорить о Вас, чем Вы занимались в период строгого карантина? Удавалось ли работать в прежнем режиме?

— Вы правы, текущий год оказался полон событиями. Одно из них – это пандемия коронавируса, охватившая мир и погрузившая его в карантин. Дело в том, что художник является частью общества и не может оставаться вдали от процессов, происходящих как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому происходящее в мире и в Азербайджане, конечно, воздействует и на меня. Очень печально, что этот смертоносный вирус унёс столько жизней во всём мире, включая Азербайджан. Это невидимый враг, с которым непросто бороться. С другой стороны, считаю позитивным моментом тот факт, что люди стали гораздо лучше, я бы даже сказал, более регулярно соблюдать правила личной гигиены, понимая, что от этого зависит не только их жизнь, но и здоровье их близких, друзей и товарищей. Это и мытьё рук, и использование дезинфицирующих средств, и ношение масок в местах массового скопления людей. Наша жизнь меняется, и вышеописанные процедуры постепенно становятся устоявшимися нормами поведения.

С другой стороны, если говорить о моём ритме жизни, я бы не сказал, что он претерпел кардинальные изменения. Как вы знаете, мы, художники, большую часть своего времени проводим в своей мастерской, занимаемся творчеством, забывая обо всём. Бывает, что процесс настолько меня увлекает, что я целиком и полностью погружаюсь в творчество, забываю о времени, а когда заканчиваю работу, отхожу от холста, то часы показывают пять или шесть утра. Это тоже своего рода самоизоляция по собственному желанию, когда ты остаёшься наедине с самим собой и общаешься только с холстом. Поэтому социальная самоизоляция для художников не является чем-то депрессионным. В моём случае, наоборот, карантин даже пошёл мне на пользу, ведь все эти месяцы я работал не переставая, создав несколько десятков картин. В период строгого карантинного режима максимально сократились отвлекающие факторы, к примеру, если раньше я мог с друзьями вечером посидеть в кафе, сходить в кино или сыграть в бильярд, то во время социальной самоизоляции, будучи лишённым такой возможности, я целиком и полностью посвящал это время творчеству. Конечно, в период карантина были отменены все массовые мероприятия, включая художественные выставки, но мы знаем, что это для нашего блага, ведь коронавирус – это серьёзный вирус, с которым нельзя шутить. И если необходимо время, чтобы переждать данный опасный период (пандемию), то нужно отнестись к этому с пониманием и соблюдать установленные требования, ведь нет ничего дороже человеческой жизни.

— Как Вам удавалось себя мотивировать? В этот период многие художники писали на полотнах происходящее в мире. Вы были один их них?

— В своих интервью я неоднократно подчёркивал, что всегда стараюсь нести людям красоту и положительные эмоции, показывая красивые стороны нашей реальности, обходя темы, связанные с болью и утратой. Конечно, каждый живописец сам выбирает сюжеты для своих полотен. За период пандемии многие художники не раз обращались к этой теме и создавали, на мой взгляд, очень интересные работы. Это их выбор, который я уважаю. Однако я стараюсь своим творчеством не показывать болезнь и страдания. Я дарю людям прекрасные эмоции, лучики надежды, чтобы страдающие от каких-то недугов, смотря на мои картины, могли зарядиться позитивом, получить моральную поддержку и как можно скорее пойти на поправку.

Если говорить о мотивации, то она никогда меня не покидает. Мне удаётся самому мотивировать себя, просто подойдя к холсту. Мозг художника, как и любого творческого человека, никогда не отдыхает, в нём постоянно «крутятся» идеи, которые по мере «созревания» требуют их перенесения на холст. Конечно, период пандемии – это моральное испытание для всех и приспособление к новым реалиям жизни, но я стараюсь на этом не зацикливаться и продолжаю заниматься живописью – любимым делом, которое я считаю своим призванием на земле.

— На Ваш взгляд, насколько искусство полезно человеку в такие сложные периоды истории, ведь во время пандемии многие всемирно известные музеи стали предлагать онлайн-выставки и виртуальные туры, чтобы люди могли насладиться искусством, не покидая свои дома? К тому же, было множество онлайн-концертов, чтобы люди не теряли связь с искусством…

— Искусство способно поднять моральный дух человека и стать для него некой отдушиной. Это не просто слова, а проверенная практика. Порой именно искусство вдохновляет людей жить дальше, помогает переживать глубокие эмоции и на время абстрагироваться от происходящего вокруг. Общение с прекрасным способно поднять настроение и вселить надежду/уверенность в завтрашний день.

На счёт виртуальных туров, отмечу, что это прекрасная инициатива. Не у каждого человека есть возможность посетить Эрмитаж, Лувр, галерею Tate Britain или музеи Ватикана, но если предоставляется такой шанс в виде виртуального гида, то почему не воспользоваться им, особенно во время режима социальной изоляции и карантина, когда границы между странами оказались закрыты. Конечно, никто не заменит живого знакомства с искусством, когда ты в реальности пересекаешь порог выставочных залов, но в период пандемии именно виртуальные туры стали выходом из положения. Поэтому считаю, что нам просто необходимо общение с искусством, ведь порой именно положительный настрой человека и сила духа помогают ему бороться с недугами.

— В августе текущего года Вы написали портрет всемирно известного ирландского бойца смешанных боевых искусств, бывшего чемпиона UFC в лёгком и полулёгком весе Конора Макгрегора. Расскажите об истории написания этой картины, и как на неё отреагировал сам портретируемый?

— Я придерживаюсь мнения, что художник должен уметь писать всё – обращаться к самым разным жанрам и тематикам. Например, это могут быть сельские и городские пейзажи, натюрморты, батальные сцены, портреты людей и многое другое. Портретный жанр занимает особое место в моём творчестве, ведь передать харизму, эмоции и внутреннее состояние человека – это достаточно сложный, ответственный и в то же время невероятно интересный процесс. Создание образа человека требует особого подхода, поэтому предпочитаю писать с натуры, но в отсутствии таковой возможности использую фотографию.

Что касается портрета Конора, то ко мне обратилась знакомая из итальянского посольства в Азербайджане, попросив написать портрет ирландского бойца смешанных боевых искусств, предоставив фотографию ирландца, после чего я приступил к работе. Женщина осталась довольна портретом. Затем я выставил фотографию картины в Инстаграм. Макгрегор узнал о данном портрете от своего менеджера. Бойцу очень понравилась моя работа и он решил сделать мне заказ, но с одним пожеланием…

— Каким?

— Дело в том, что я писал портрет Макгрегора с фотографии, сделанной в день поединка, который он проиграл. Любой чемпион очень болезненно воспринимает поражение, ведь он считает себя лучшим из лучших. Смотря на картину, он сразу вспомнил тот снимок, поэтому портрет ассоциируется у него именно с тем днём, когда удача была на стороне противника. В созданном образе бойца мне удалось передать его эмоции и внутреннее состояние, поэтому Макгрегор решил заказать мне новый портрет со снимка, сделанного в день, ставшего для него победоносным. На нём совершенно другие эмоции – победа, триумф, уверенность в себе и своих силах. Всё это читается в глазах бойца.

— Когда и где пройдет презентация этого портрета?

— Если всё пойдет по плану, то наша встреча ожидается в этом месяце в Монако. Думаю, в ближайшем будущем вы обязательно об этом узнаете, когда я поделюсь фотографиями с Конором в социальных сетях (улыбается).

— Обычно художники и скульпторы при возможности стараются найти людей с характерной внешностью, чтобы создать колоритный неординарный образ. Что Вы об этом думаете?

— Конечно, намного интереснее работать, когда перед тобой колоритная персона, нежели человек с заурядной внешностью, где не за что зацепиться. Здесь речь идёт не о красоте, ведь это понятие растяжимое и у каждого человека свои идеалы красоты. Здесь речь идёт о харизме. Когда человек обладает какой-то изюминкой и выделяется из толпы, писать его портрет очень интересно. В этом случае появляется возможность создать яркий колоритный образ.

Например, не так давно я написал портрет известной американской модели Таши Родригес в свойственном себе стиле, пропустив сквозь призму своего восприятия её образ. Эта девушка обладает особенной внешностью, возможно, поэтому её одухотворённый образ и привлёк моё внимание. Стоило мне только поместить фотографию картины в Инстаграм, как тут же последовал отзыв от Таши Родригес. Ей очень понравилась моя работа. Она оставила мне свои контакты, чтобы в случае моего приезда в Лос-Анджелес мы смогли познакомиться в реальности и побеседовать за чашечкой кофе. Скажу больше, портрет Таши понравился многим людям из её окружения, которые писали мне в Инстаграм, желая познакомиться и попросить написать их портреты.

— Не хотелось ли Вам создать серию, посвящённую выдающимся личностям Азербайджана, например, художникам, писателям, композиторам, учёным, военным?

— Конечно, я уже давно думаю о создании такой серии, но, к огромному сожалению, у меня не хватает времени её начать. Азербайджанскому народу есть кем гордиться. Это яркие выдающиеся личности, прославившие нашу страну. Нам действительно повезло, что Всевышний одарил наш народ такими талантами, о которых будут помнить последующие поколения. Мне бы хотелось написать портреты Узеира Гаджибейли, Фикрета Амирова, Фуада Поладова, Насибы Зейналовой, Яшара Нури, Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева, генерал-майора Полада Гашимова и многих других. Этот список можно продолжать очень долго (улыбается).

— Над чем Вы работаете сегодня?

— В настоящее время я создаю серию, посвящённую Карабаху. Продвижение вперёд победоносной Армии Азербайджана и освобождение от оккупантов наших районов, посёлков, деревень и стратегических высот очень вдохновляет и поднимает патриотический дух нашего общества. Мне, как творческому человеку, захотелось внести свою лепту в нашу общую победу, поэтому я решил обратиться к теме патриотизма и посвятить свои работы красотам Карабаха и семи прилегающих к нему районов, некоторые из которых уже освобождены от оккупантов. Думаю, когда мы полностью освободим все захваченные армянами территории, в каждой деревне будут развиваться наши национальные флаги, вынужденные переселенцы смогут вернуться на свои родные земли, я тоже отправлюсь в эти замечательные края, чтобы вживую увидеть красоты этих удивительных мест и перенести их на холст, продолжив свою карабахскую серию. Думаю, этот проект, посвящённый Родине, понравится любителям и ценителям изобразительного искусства.

— Низар, спасибо Вам большое за интересную и содержательную беседу. Желаю, чтобы Азербайджан как можно скорее победоносно завершил контроперацию по полному освобождению наших земель, и Вы смогли бы отправиться в Карабах, чтобы продолжить свою серию на патриотическую тему.

— Благодарю, всё взаимно!

Рустам Гасымов