В Бакинском центре искусств «Yeni Gallery» проходит персональная выставка «Фантасмагория грез» известной азербайджанской художницы, проживающей в Париже, Нигяр Нариманбековой, сообщает «Новая Эпоха».
Организатор и куратор выставки — Лейла Агамалова.
Творчество Нигяр Нариманбековой, дочери Народного художника Азербайджана Видади Нариманбекова, уже покорило Европу, где успешно проходили выставки художницы. Ее картины получили признание европейских критиков и искусствоведов. Нигяр Нариманбекова — обладательница престижной награды TOILE D’OR («Золотое полотно»), ее имя включено в реестр лучших художников Франции, она неоднократно становилась лауреатом престижных международных премий и наград. Если французская публика неоднократно получала возможность увидеть работы Нигяр ханум, то бакинский зритель знакомится с ее творчеством впервые, так как данный вернисаж – это первая персональная выставка Н.Нариманбековой в столице Азербайджана.
В беседе с Информационно-аналитической онлайн газетой «Новая Эпоха» Нигяр ханум отметила, что в экспозицию вошли 22 картины, часть которых она смогла привести из Парижа еще до начала пандемии. На выставке представлены работы из различных серий автора: «Сны детства», «Театр и балет», «Игрушки любви», «Я люблю тебя, Париж», серия, посвященная теме женщины в изобразительном искусстве, в современном обществе/в мире, и т.д. Здесь можно увидеть такие полотна, как «Неизвестная любовь», «Парижанка», «Благословение», «Марионетка», титулованная «Клоун и балерина/Адажио», «Птица счастья», «Механическая любовь», «Девочка-ночь», «Рождение ангела», «Карнавал» и многие другие.
Однако центральное место в экспозиции уделено двум новым работам, посвященным теме Карабаха: «Карабахская мадонна» и «Шушинская красавица. Хары бюльбюль». Это картины новой серии Нигяр Нариманбековой под названием «Женщины Карабаха или Карабахские красавицы», к созданию которой художница приступила с первых дней Второй Карабахской войны. В настоящее время работа над серией продолжается, ведь автор готовит 25 новых картин, посвященных карабахским женщинам и, после Баку повезет выставку в Париж. По словам Нигяр ханум, эскизы полностью готовы и сейчас необходимо перенести их на холст.
«Я была рада находиться в Азербайджане в этот исторический период в эти победоносные дни, когда наша страна в результате Победы во Второй Карабахской войне восстановила свою территориальную целостность и изгнала оккупантов с наших исконных земель, находившихся под оккупацией почти три десятилетия. Учитывая наши Шушинские корни, эта Победа имела для меня особое значение!», — подчеркивает Нигяр Нариманбекова.
Говоря о своей новой серии, Нигяр Нариманбекова отмечает, что она решила воспеть красоту женщин Карабаха. «Это образы женщин — поэтесс, музыкантов, художниц… Карабах – это родина талантов, а Шуша – культурная столица. Это сильная духом женщина, которую я сравниваю с амазонкой, стоящей за спиной мужчины, совершающего подвиг. Она обеспечивает ему надежный тыл и готова встать на защиту своей Родины, своего народа, своей родной земли наравне с мужчиной, когда надвигается опасность. Мне хочется рассказать всему миру о смелых азербайджанских женщинах, заботливых матерях, воспитывающих мужественных сыновей. Именно этим свободолюбивым героиням я посвящаю серию «Карабахские красавицы». Современная азербайджанская женщина занимает особое место в обществе, любит свою Родину и трудится на ее благо, занимается благотворительностью, принимает важные решения и параллельно является хранительницей домашнего очага, прекрасной женой, мамой, бабушкой. Наша женщина красива не только внешне и душой, но и сильна духом», — отмечает Нигяр ханум.
Характерной особенностью данной экспозиции стало то, что практически в каждой работе автора присутствует женский образ, который занимает особое место в творчестве Нигяр Нариманбековой, стремящейся показать внутренний мир женщины с ее переживаниями, радостями, печалями, с надеждами на будущее, влюбленную или одинокую, женщину с крыльями, сложенными за спиной, и многое другое. В каждой работе присутствует маленький ключик – своего рода небольшая деталь, призванная находить путь к сердцу зрителя. «Я нашла этот путь к сердцу парижского зрителя. Теперь надеюсь, что этот путь будет найден и к бакинскому зрителю, ведь каждая работа – это кусочек моей души», — говорит Нигяр ханум, подчеркивая, что каждый образ женщины, рождаемой в ее воображении и изображаемой на холсте, прекрасен по-своему.
На многих картинах художник изображает арлекинов и женщин с масками в руках. Тема масок проходит красной нитью через все картины мастера и отражает философию, которую она в них вкладывает. «Маска помогает женщине скрыть ее переживания от внешнего мира и показать их только, находясь наедине с собой. А Арлекины символизируют темные стороны человеческой души: ложь, коварство, предательство и т.д. Именно поэтому во многих моих картинах я символически показываю темную и светлую стороны, демонстрируя тем самым извечную борьбу добра со злом, ведь счастье, как и печаль не могут длиться вечно – о чем я призываю задуматься зрителя, знакомящегося с моим творчеством. Поэтому радостные эмоции на моих полотнах всегда сосуществуют с минорными нотками. Наряду с этим, в каждой моей картине присутствует маленький ангел-хранитель как символ надежды на то, что завтра будет новый рассвет, и добро всегда победит зло. Ведь мои героини, несмотря на любые трудности, верят в светлое будущее. И никакая злость или коварство не сможет их сломить. Женщина — это прародительница всего доброго и светлого на Земле, поэтому моя выставка и новая серия работ посвящены вселенской красоте женщин», — объясняет Нигяр ханум.
В связи с действующими в стране карантинными мерами число посетителей, которые могут одновременно находиться в галерее, лимитировано и составляет не более 10 человек.
Выставка продлится до 30 марта.
Для желающих не только посмотреть картины, но и лично пообщаться с их автором, Нигяр Нариманбекова будет присутствовать в галерее с 16:00 до 19:00.
Отметим, что все работы, вошедшие в экспозицию, Нигяр ханум впервые выставила на продажу.
Рустам Гасымов