Москва и Тель-Авив поторопились с выводами

Непрерывно нарастающая острота интриги в сирийском сюжете никому не дает расслабиться и скучать, что подтверждает, что геополитическая игра переходит из одной стадии сложности в более изощренную. На этом фоне не вызывает удивлений стремительное переформатирование конфигурации союзничества.
Единственно предсказуемым можно назвать постоянство настроений в возглавляемой Вашингтоном коалиции, где несущие элементы военно-политического союзничества сохраняют неизменность. Хотя, если судить по действиям Турции, то и там хватает своих заморочек и сюрпризов.

Что же касается так называемой Астанинской тройки, то ее можно уже причислить к категории медленно отживающей свой век. Россия, как доминанта, фактически без боя сдает Иран, больше заботясь о безопасности своего контингента военных, которым постоянно угрожают ударами, да и бьют наповал американцы. Единственно израильтяне ревностно пекутся о том, как бы не быть вовлеченными в антироссийские операции, чтобы довести диалог с Москвой до логического завершения.

Речь о настроенности Тель-Авива руками России выжать из юго-восточной Сирии иранский контингент и их прокси-силы в лице шиитских формирований из Афганистана, Пакистана, Ливана и даже Йемена.

После визита израильского министра обороны Авигдора Либермана в Москву, где он имел переговоры с российским коллегой и рядом высокопоставленных лиц, Тель-Авив без промедления зарапортовал о большом военно-политическом прорыве, согласно которого Москва согласилась оказать на Тегеран воздействие с целью отзыва им боевых сил. В ответ на оптимистичные дипломатические реляции Тегеран сохранил многозначительное молчание, дав, прежде всего, Москве знать, что абсолютно не разочарован таким поведением партнера. Хотя союзничество двух сторон в сирийской партии с самого начла вызывало не мало вопросов.

Тактический консенсус между Москвой и Тель-Авивом означает, что при случае жесткого прессинга со стороны американцев совместно с израильтянами и курдскими формированиями в целях подавления иранских сил российские военные займут нейтральную позицию. Решение американцев не обострять обстановку путем конфронтации с силами России уже говорит о том, что про-иранские силы уже находятся на мушке у западной коалиции.

Силы Ирана в Сирии впечатляют, ибо под ружьем около 120 тысяч военных и боевиков. Из них около 25 % приходится на ливанскую «Хезболлу», которая накопила достаточный боевой опыт в арабской стране. Однако у этой колонны имеется ахиллесова пята. Речь о проблематичности снабжения. Так называемый Евфратский коридор находится под большими для иранских сил рисками.

Из двух крупных и неплохо оснащенных группировок одна находится в районе Дамаска, обеспечивая прикрытие «Хезболлы». Чтобы нормально ее поддерживать, нужно или содействие российских сил, которые контролируют средиземноморские порты, или же беспрепятственный путь вдоль Евфрата. Этот маршрут является для иранцев основным.

Ситуация медленно, но верно меняется, и в некоторых ключевых точках без российских военных иранцы легко уязвимы. Американцы в силах перекрыть снабжение на Евфрате, после чего иранская группировка по причине нехватки снабжения может не выжить. В таком развитии сюжета заинтересован Израиль, ультимативно поставивший вопрос перед Кремлем о бессмысленности страховки иранцев.

Российско-иранский союз, о котором много говорилось и писалось после начала Астанинского процесса, уже обнажил свою хрупкость, если не сказать мифическую сущность. Противоречия, которые были между Москвой и Тегераном во многих аспектах, включая взгляды и на послевоенное устройство Сирии, стали очевидной данностью.

Правда, Москва устами шефа внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова вербально поддержала Иран, назвав его одним из конструктивно действующих в сирийской дилемме сторон. Однако рациональный всплеск не возымел шансы на конвертацию в виде сообразных действий. Иран, прекрасно понимая угрозы, выдержал паузу, после чего все же обнародовал свое видение.

Главные идеологи в Тегеране, а также источники из ливанской «Хезболлы» охарактеризовали сообщения о запланированном выводе про-иранских боевиков и военных советников из южной Сирии, как не соответствующие действительности. Они, как сказано, «призваны подорвать имидж боеспособной стороны в сирийском кризисе». Из Ирана последовали прямо противоположные российско-израильским намерениям сигналы.

Уточняется, что присутствие иранских советников и военных в Сирии официально одобрено сирийским правительством, и что вопрос их ухода зависит только от соглашения между Тегераном и Дамаском, и третьи стороны не уполномочены что-либо изменить. А тут еще и стало известно о намерении Тегерана начать производство новых центрифуг в ядерном центре в Натанзе.

Все это свидетельствует о том, что Иран в региональных процессах продолжает железную ставку на собственные силы, и разговоры о стратегической близости Исламской Республики с Россией есть не более, чем вошедшая в моду дежурные фигуры речи. Может такая постановка и рискованная, но при всей своей чреватости исключает иллюзии, связанные с решающей ролью Москвы в запутанных ближневосточных проблемах.

Это еще раз подтверждает, что Тегеран в жизненно важных вопросах исключительно полагается на себя и силы мало способных, но испытанных союзников. Для запутанных военно-политических раскладов такой вариант не самый худший.

Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха

www.novayaepoxa.com

1825
virtonnews.com