Мир Азер Абдуллаев: «Я убеждён, что вдохновение приходит во время работы…» - ИНТЕРВЬЮ

Мой сегодняшний собеседник – известный азербайджанский художник, участник республиканских и международных выставок, член Союза художников АР Мир Азер Абдуллаев, творческая деятельность которого характеризуется разносторонностью, ведь он занимается не только живописью, но и дизайном, будучи креативным директором одного из ведущих рекламных агентств страны, преподает на кафедре дизайна в Университете культуры и искусств, являясь старшим педагогом, создает плакаты, участвует в международных конкурсах и продолжает свои творческие поиски. Мир Азер убежден, что для всего можно найти время, главное его правильно распределить.

Работы художника находятся в частных коллекциях в Нью-Йорке, Копенгагене, Дюссельдорфе, Париже, Мельбурне, Анкаре, Тебризе, а также в Музее современного искусства Турецкой Республики Северного Кипра.

Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет вниманию своих читателей интервью с Мир Азером Абдуллаевым.

— Среда, а точнее атмосфера, в которой растет ребенок, оказывает определенное влияние на формирование его интересов. Расскажите про начало Вашего творческого пути…

— Полностью с Вами согласен. Развитие ребенка, формирование его интересов и морально-нравственных качеств начинается именно с семьи. Хоть мои родители не были людьми искусства, но очень любили музыку, живопись, литературу. Мой отец Рафаил Абдуллаев, проработавший более трех десятилетий в Министерстве образования, очень любил читать и декламировать стихи, старался собрать дома не только образцы национальной музыки, но и симфонической. Аналогичное относилось и к литературе. Моя мама Лятифа Абдуллаева, будучи филологом азербайджанского языка и литературы, переводила с русского на родной язык детскую литературу иностранных авторов. Родители, которых сегодня, к большому сожалению нет с нами, были читающими людьми, поэтому привили эту любовь и мне.

Тяга к рисованию как у большинства детей появилась довольно рано, но, если у многих это увлечение с годами пропадает, то в моем случае искусство с каждым годом всё больше привязывало меня к себе. Конечно, когда будущий живописец растет в семье художника, ему в плане выбора профессии и нахождения своего места в жизни несколько проще, ведь он может пойти по стопам своего отца или матери, посвятив себя искусству. В моем случае было чуть сложнее, ведь родители не имели отношения к искусству, поэтому мне пришлось стать первопроходцем. В пятом классе меня отдали во Дворец пионеров и школьников имени Юрия Гагарина, годы, проведенные в котором, стали для меня самым настоящим счастьем, ведь я попал в свою среду, атмосферу творчества, развития, креативных идей, и, что очень важно, в руки прекрасного педагога Мясмы ханум Агаевой, не только Учителя от Бога, но и замечательного человека, относившейся к нам как к своим родным детям. Очень важно, чтобы на пути тебе повстречались сильные педагоги, мастера своего дела, которые многому научат и поделятся бесценным опытом.

Выходя из школы, я забегал домой, брал свой этюдник и буквально летел во Дворец пионеров. Жажда заниматься творчеством только возрастала. Помню, как мы рисовали, слушали рассказы педагогов об истории искусств и жизни знаменитых художников, постоянно что-то обсуждали, вели эмоциональные дискуссии, делились своими идеями. Обучение проходило настолько интересно, что мы не замечали, как пролетало время. Никогда не забуду встречи с нашими выдающимися художниками. Помню, как к нам во Дворец пионеров приходили такие мэтры, как Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Эльбек Рзакулиев, Микаил Абдуллаев, Надир Гасымов и многие другие. Помимо художников, к нам приходили актеры, режиссеры, операторы, мультипликаторы и многие другие.

— Когда Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с искусством?

— Будучи под впечатлением вышеописанного, я навсегда влюбился в искусство, и где-то в классе шестом понял, что хочу посвятить ему жизнь и стать художником. Поставив перед собой цель поступить в Художественное училище имени Азима Азимзаде, я начал более ответственно подходить к занятиям, больше времени уделять творчеству, и, как результат, был зачислен на факультет живописи.

Мне по жизни везет на педагогов, и здесь моим учителем стал ныне покойный Энвер Алиев, замечательный художник и человек, которому я очень благодарен, как и всем остальным своим наставникам. Нас обучали как грамотно строить композицию и лицевой угол, как передавать форму и пропорции, объясняли особенности переднего и заднего планов, золотого сечения, разъясняли технологию живописи и многое другое. Как показывает практика, полученные знания мне очень помогают в творчестве. Например, говоря о технологии, это особенности и свойства разных видов краски, как правильно их смешивать для получения нужного цвета и многое другое. Незнание технических навыков рано или поздно дает о себе знать, и если у художника остался этот пробел, то ему придется столкнуться с определенными трудностями.

— Наряду с живописью, Вы уделяли особое внимание кино и даже мечтали поступить во ВГИК, но судьба сложилась иначе. Как так получилось?

— Действительно я очень люблю кино. С годами эта любовь переросла в желание стать художником кино. Я серьезно стал готовиться к поступлению и принялся заниматься раскадровками. Однако мое поступление совпало с довольно сложным периодом – это перестройка, распад Союза, начало карабахской войны, непонятная экономическая ситуация и др. В то неопределённое время мы не знали, что будет завтра. Поэтому я решил поступить в Азербайджанский государственный университет культуры и искусств на факультет графического дизайна.

— Вы не жалеете о своем выборе?

— Нисколько! Я очень рад, что выбрал это направление. На определенном этапе я понял, что у меня это получается и подумал, а почему бы мне не попробовать свои силы в дизайне?! К тому же, мне преподавали замечательные педагоги, среди которых хочу особенно выделить мастера плаката Гашима Эльчиева и профессора, прекрасного художника Арифа Азизова, возглавляющего кафедру дизайна Университета культуры и искусств, где я преподаю. Живопись мне преподавали Камиль Наджафзаде и Намик Мамедов. Представьте себе ситуацию – мы стоим в коридоре, по которому проходит Микаил Абдуллаев или какой-нибудь другой наш корифей. Атмосфера нас мотивировала учиться и заниматься с двойным усердием. Педагоги предоставляли нам возможность выставляться вместе с ними. Лучшей мотивации для студента просто не найти, когда ты видишь рядом с произведением учителя свою работу, замечая ее сильные и слабые стороны, и начинаешь еще больше работать над собой, не прекращая процесс самосовершенствования.

Я благодарен своим педагогам на всех стадиях обучения, которые заложили в нас необходимую академическую базу, на основе которой мы продолжаем расти и развиваться, давая волю экспериментам и творческим поискам. Академизм – это тот необходимый фундамент, своего рода азбука художника, на котором держится и формируется всё его творчество. Конечно, человек учится всю жизнь, и сегодня я продолжаю заниматься саморазвитием, ведь со временем все сферы нашей жизни изменяются и новшества не обходят стороной и искусство, где начинают применяться новые технологии. Нельзя оставаться в стороне от прогресса, нужно идти в ногу со временем, используя возможности, предоставляемые тебе новой эпохой. Поэтому я всегда стараюсь использовать инновационные методы, ведь это интересно, и в то же время позволяет тебе развиваться, а не стоять на месте.

Мое восхищение кино с годами не угасло, наоборот. Сегодня моя любовь к кинематографу проявляется в создании раскадровок или, говоря современным языком, сторибордов (storyboard), используемых при снятии рекламных видеороликов, создаваемых нашим агентством.

— Мир Азер, говоря о живописи, стоит отметить тот факт, что Ваши картины сложно спутать с полотнами других живописцев. Оставим определение Вашего стиля или направления для искусствоведов, но то, что Ваш почерк сделал Ваши картины узнаваемыми – это факт.

— Всё связано с творческими поисками, которые продолжаются на протяжении всей жизни художника. С самого рождения мы начинаем получать информацию, количество которой с годами увеличивается. Мы учимся, получаем знания, осваиваем академизм, изучаем каноны мирового и национального искусства, историю искусств, строим свою творческую базу, ходим по музеям, выставкам, а уже потом, сформировав прочный фундамент, начинаем экспериментировать и искать себя, словно корабль выбирая свой собственный курс следования в этом огромном океане искусства. Эти знания наслаиваются друг на друга, образуя прочный фундамент, позволяющий тебе уверенно стоять на ногах и заниматься творчеством, которое складывается из двух главных составляющих: идеи и профессионального обладания техническими навыками.

Возможно, на определенном этапе у нас вырабатывается характерный почерк, по которому люди начинают узнавать наши картины. Это сложный и долгий процесс. Я затрудняюсь сказать, как именно выработалась эта манера письма. Возможно, сегодня я пишу в таком стиле, который вы имеете в виду, но вполне возможно, что спустя 5-10 лет мой стиль изменится и картины будут отличаться уже другим почерком. Причин для этого уйма: открытие чего-то неизведанного, новые технологии, знакомства и прочее. Этот процесс сложно остановить или сделать какие-то точные прогнозы. Новый опыт всегда оказывает влияние как на самого человека, так и на вид его деятельности. Художник в этом плане не исключение. Он может начать использовать новый подход, что непосредственно отразится на его творчестве. Главное – всегда пропускать получаемую информацию через сито и оставлять для себя только самое нужное.

— Смотря на Ваши живописные полотна, чувствуется тепло и положительная энергетика. Наверное, я не первый, кто говорит Вам об этом?

— Да, многие это подмечают (улыбается). Конечно, творчество человека связано с его душой и внутренним миром. Возможно, столь яркая палитра моих картин является олицетворением моей экспрессивной натуры. Отличительная особенность моего творчества – это желание нести людям радость, красоту и положительные эмоции, что проявляется в сочных красках и сюжетах. Главное — никакой отрицательной энергетики.

Я никогда не забуду, как однажды мою работу приобрела одна пожилая американка. Взяв картину в руки, на лице женщины засияла улыбка, она посмотрела на работу несколько минут и потом обратилась ко мне со словами: «Знаете, благодаря Вашей картине я проживу еще лет десять. Я смотрю на полотно и мне хочется жить». А женщина на тот момент приближалась к своему восьмому десятку. Меня, честно говоря, растрогали ее слова. Этот случай настолько поднял мне настроение, что хотелось писать днем и ночью, вдохновение било ключом.

Пару лет назад достаточно известный азербайджанский невропатолог занималась арт-терапией, показывая мои картины своим пациентам, страдающим различными нервными расстройствами. По ее словам, после сеансов пациенты пошли на поправку, их состояние стало заметно улучшаться, настроение поднималось, нервозность начинала уменьшаться, и они стали обретать душевный покой. Одним словом, картины, несущие тепло, оказывали на людей положительное влияние. Мне, как автору, приятно, когда работы, в каждую из которых я вкладываю частичку своей души, оставляют положительный след у человека, соприкоснувшегося с моим искусством.

И еще одна интересная особенность, о которой мне говорят люди. Мое творчество, что бы я не делал, всегда несет в себе элемент национального азербайджанского и восточного колорита. По словам моих друзей, он прослеживается в моих работах, хотя специально я не контролирую этот процесс, всё получается автоматически. Возможно, это заложено во мне генетически.

— Важный принцип, которого Вы придерживаетесь в творчестве?

— Я самокритично подхожу к своему творчеству, поэтому всегда стараюсь приложить максимум усилий для создания грамотной работы, следуя главным канонам живописи. Особое внимание уделяю композиции, выбору цвета, сюжету картины и т.д. Но хочу отметить один важный момент — главное во время творчества, да и по жизни, оставаться честным с самим собой и, находясь перед холстом, не думать о финансовом моменте, который не должен иметь первостепенное значение, иначе искусство будет страдать. Если художник занимается творчеством исключительно ради коммерции, то он перестает создавать искусство. Главный посыл и первостепенная цель – это создать художественную работу, где помимо грамотной подачи всегда будет философия, привлекающая внимание зрителя с помощью определенных элементов. Правильно говорят, что каждый зритель на подсознательном уровне находит в картине что-то свое. Порой сам человек даже не понимает, почему ему нравится та или иная работа, но факт остается фактом. Напиши работу высокого уровня, и она обязательно найдет своего покупателя.

— Уже долгие годы Вы являетесь креативным директором рекламного агентства. Расскажите вкратце про особенности деятельности дизайнера в сравнении с живописцем.

— Если живопись позволяет тебе добиваться собственного самовыражения, то дизайн – это непосредственно работа с заказчиком, под требования которого необходимо подстраиваться. В случае с дизайном ты вгоняешь свой талант, свою визуалистику в определенные маркетинговые рамки с обязательным условием продажи полученного продукта (товара). Перед тобой стоит задача – сделать так, чтобы твой талант был выгодным с точки зрения маркетинга. Этот вид деятельности отличается от работы в мастерской, когда твоя картина может кому-то понравиться, а кому-то нет и тебя это не особо заботит. В случае с рекламой (дизайном) сказать хорошо должны все или абсолютное большинство. Например, создать логотип, постер, баннер, который понравится максимальному количеству людей. Но успех продукта зависит не только от дизайнера, но и от производителя той или иной продукции – от заказчика. Например, если я создам красивую обёртку для шоколадки, но ее вкусовые качества будут оставлять желать лучшего, то второй раз ее уже никто не купит. Поэтому требуется качественное выполнение работы с обеих сторон.

— Занятие дизайном изменило Ваше отношение к творчеству?

— Да, очень! Когда ты работаешь с конкретными компаниями и заказчиками, которые тебе доверяют, это вырабатывает у тебя определенную ответственность, что также отражается на твоем стиле жизни в целом. Одним словом, ты становишься более дисциплинированным, понимая, что заказы имеют дедлайн, который нельзя нарушать, нужно всё делать вовремя. Ты не ищешь какие-то отговорки, чтобы не начинать работать или ждать вдохновение, а правильно распределяешь свой день. В этом случае тебе хватает времени на все виды деятельности, которыми ты занимаешься. Планирование своего дня и выработка определенного режима работы помогает оставаться в тонусе. Конечно, бывает настолько сильная загрузка, что начинаешь не успевать, но правильный распорядок помогает систематизировать свою работу.

Возможно, именно грамотная планировка дел позволяет мне работать в рекламном агентстве, преподавать в университете, заниматься живописью, создавать видеоролики и т.д. Но здесь стоит отметить один очень важный момент – я люблю каждую из перечисленных деятельностей, и если человек действительно любит то, чем он занимается, то у него всё будет получаться.

— Насколько важны для художника путешествия и участие в международных симпозиумах?

— Человеку, по возможности, нужно путешествовать, посещать неизведанные страны, встречаться с интересными людьми, знакомиться с новыми цивилизациями, обычаями, традициями и культурой других народов, обогащаясь духовно. Для творческого же человека такие поездки по миру жизненно необходимы. Они заряжают его энергией, позволяют открыть для себя что-то новое. В этом плане особенную роль играют международные симпозиумы, на которые приезжают художники из самых разных стран мира. Во время подобных мероприятий ты обмениваешься опытом со своими зарубежными коллегами, получаешь ценные знания, которые впоследствии применяешь в своей творческой практике. Это называется процессом развития художника, открытием новых горизонтов. Работа на симпозиумах вместе с иностранными живописцами позволяет почувствовать эту уникальную атмосферу творчества, а здоровая конкуренция подталкивает тебя приложить максимум усилий, ведь ты представляешь свою страну, что очень почетно и ответственно одновременно, и по твоим работам, которые впоследствии войдут в итоговую экспозицию, будут судить об уровне азербайджанского изобразительного искусства, поэтому необходимо выложиться и уверенно заявить о себе. К тому же, ты получаешь возможность поближе познакомиться с культурой, историческими памятниками и достопримечательностями той страны, где проходит симпозиум. Сейчас из-за пандемии, к большому сожалению, мы лишены такой возможности, но, думаю, когда вернемся к прежней жизни, то обязательно продолжим путешествовать.

— Мир Азер, на протяжении многих лет Вы занимаетесь созданием плакатов, затрагивая самые разные темы, включая глобальные проблемы человечества. С чего всё началось и расскажите о патриотических плакатах, созданных Вами во время Второй Карабахской войны, продлившейся 44 дня и завершившейся победой Азербайджана, после чего наша страна смогла восстановить свою территориальную целостность и изгнать оккупантов со своих исконных земель?

— Тема политических плакатов у нас в стране стала актуализироваться во время начала национального движения в конце 80-х годов прошлого столетия, перестройки и борьбы нашей страны за восстановление ее суверенитета. Тогда я понял, что у меня есть задатки дизайнера и выбрал это направление при поступлении в университет, о чем мы говорили выше. Это было сложное время, но в начале 90-х годов прошлого века плакатное искусство стал актуализировать Бакинский центр искусств под руководством его директора Рафаэля Гюльмамедли и при спонсорстве известной американской нефтяной компании «Unocal 76», ежегодно организовывая итоговые выставки по результатам проведенных конкурсов. И мы студентами начинаем к этому приобщаться, участвовать в конкурсах плаката, занимать места, получать премии и выставляться вместе с известными художниками. Сначала у меня было третье, потом второе, а затем я был удостоен первого места, что стало потрясающей мотивацией, подталкивающей меня и других ребят больше работать над собой. Мы начинали себя пробовать и участвовать в разных выставках, посвященных социальным, экологическим проблемам и многому другому. Наша активная деятельность в тот период стала для нас настоящей школой, позволившей выйти на качественно новый уровень и досконально понять искусство плаката.

А далее появляется такой инструмент как компьютерная графика, и ты понимаешь, что с ее помощью можешь делать постеры намного интереснее, креативнее и на новом уровне. Так получилось, что меня заметили и пригласили в рекламное агентство, где мы работаем над большими интересными проектами, создавая целые концепции.

Параллельно с работой в агентстве я все эти годы продолжаю заниматься плакатом. Тема Карабаха, находившегося под армянской оккупацией почти три десятилетия, близка всем нам и художники/дизайнеры в этом плане не исключение. Ведь мы в первую очередь граждане этой страны. Естественно, когда 27 сентября началась Отечественная война, во время которой наша доблестная армия во главе с Верховным главнокомандующим начала освобождать азербайджанские земли, наши мысли на протяжении этих полтора месяца были целиком и полностью о военных действиях в Карабахе. Мы внимали каждой весточке с фронта, читали новости, смотрели видео Минобороны и радовались освобождению каждой пяди родной земли.

Естественно, каждый из нас старался внести свою лепту в общее дело, и помимо информационной войны, в которой мы все принимали активное участие, мы, будучи творческими людьми, решили с помощью искусства попытаться довести правду об оккупации наших земель всему миру, и восстановить справедливость по отношению к Азербайджану. В этой связи я обратился к актуальному плакатному жанру, носящему информативный характер, способный привлечь внимание общественности к жизненно важным темам и проблемам. Отличительная особенность плаката в том, что он должен быть своевременным и понятным абсолютно всем без объяснений. Грамотно созданный плакат, раскрывающий тему, учитывая его информативность и документалистику, способен преподнести истинную информацию и привлечь внимание мировой общественности, одурманенной армянской ложью. В этой связи мне хочется выделить художника Вугара Али, который также создал целую серию патриотических плакатов высокого уровня, посвящённых карабахской теме. Жанр плаката имеет много нюансов. Создавая постер, дизайнер в первую очередь должен принимать во внимание аудиторию, для которой он будет предназначаться – локальный или глобальный уровень. Мы ставили задачу сделать наши плакаты с помощью определенных символов и знаков понятными для всего мира независимо от страны, в которой их демонстрировали.

— Почему Вам нравится создавать плакаты и участвовать в международных конкурсах?

— Меня очень увлекает плакатный жанр. Несколько лет назад я принял участие в конкурсе, который проводила НПО «Poster for Tomorrow» («Постер для будущего»), занимающаяся организацией подобных мероприятий и выставок по Европе. Согласно условиям, работа должна была отображать проблему нехватки медикаментов. Тема достаточно сложная, но в процессе работы я решил раскрыть ее следующим образом, изобразив худощавого ребенка, держащего под мышкой термометр, сделанный из дерева. Плакат сопровождала надпись: «Вам нравится мой термометр?» Из 5000 работ, присланных на конкурс со всего мира, мой плакат оказался в шорт-листе, куда вошли 100 лучших постеров. Работа получилась действительно трогательной, возможно, поэтому и привлекла внимание жюри. Затем вышел каталог, работы были распечатаны и экспонировались в разных странах и городах Европы. Поэтому по возможности я стараюсь участвовать в подобных конкурсах, представлять свою страну на международной арене и получать удовольствие от любимого дела, принося пользу обществу, затрагивая глобальные проблемы. Для дизайнера важно пробовать свои силы в таких мероприятиях и заявлять о себе в условиях высочайшей конкуренции. Это необходимо для выхода на мировой уровень, что касается не только дизайна, а искусства в целом.

В 1998 году моя другая работа получила первое место на международном конкурсе, посвященном борьбе с наркоманией. На том плакате я изобразил младенца со шприцом в руках и сопроводил работу надписью: «İkimizdən birini seç». Тогда впервые в Азербайджане социальный плакат распечатали и разместили в самых оживленных публичных местах города, где традиционно скапливается молодежь. Участие и победа в конкурсе дали мне понять, что моя деятельность может приносить людям пользу. Конечно, не в моих силах спасти всех людей, страдающих этой зависимостью, но, если мой плакат заставит определенное число людей, даже нескольких человек, одуматься и свернуть с неверного пути, значит, мой труд оказался не напрасным.

Будучи по своей природе глобалистом, с помощью плакатов я пытаюсь затронуть глобальные проблемы человечества: это и болезни, и экологические катастрофы, и загрязнение природы — трагические события, с которыми сталкивается не одна конкретная страна, а весь земной шар. У меня, как художника, нет возможности разрешить эти многочисленные проблемы, но я могу отразить их языком искусства и представить общественности, тем самым привлекая внимание людей и призывая их задуматься.

— Мир Азер, какой смысл Вы вкладываете в понятие «художник»?

— Слово «художник» имеет более емкое понятие, совмещающее в себе разные виды деятельности творческого человека. Слово «artist» в английском языке как нельзя лучше передает эти особенности. Многие думают, что художник – это человек в берете, сидящий в своей мастерской, водящий кистью по холсту. Однако, это не совсем так. На самом деле, художник – это такой же член общества, как и другие люди, поэтому он не может быть оторванным от жизни. Художник – это прогрессивная разносторонняя личность, с которой интересно беседовать, вести дискуссии и слушать. История насчитывает немало случаев, когда художники даже смогли опередить время, в котором они жили. Конечно, всё знать невозможно, но следует стремиться знать, как можно больше, изучать иностранные языки, причем быть подкованным в самых разных областях, пользоваться плодами научно-технического прогресса и не оставаться в стороне от информационных технологий, необходимо много читать. Чем шире границы твоего мировоззрения, объемнее твой багаж знаний и глубже осведомленность в разных сферах, тем богаче твой внутренний мир, тем больше у тебя идей, которые хочется показать зрителю.

Я неоднократно отмечал, что главное – это наличие идеи, рождающейся в голове, а уже потом идет процесс реализации – претворение ее в жизнь с использованием разных технологий в живописи, скульптуре, графике, инсталляции, компьютерной анимации и т.д. Зачастую, опираясь на свой опыт, художник изначально выбирает верную технологию, но бывают случаи, когда в процессе работы он понимает, что для правильной реализации своей задумки необходимо сменить инструмент. В такие моменты он может отложить кисть в сторону, включить компьютер и понять, что раскрыть замысел идеи без использования музыки и анимации просто невозможно. Это побуждает его использовать уже совершенно другую технологию и попасть в цель. Порой бывает совершенно наоборот, когда цифровую технологию автор заменяет холстом и красками.

— Какую роль в Вашей жизни занимает преподавание?

— Мне действительно нравится общаться с молодежью и преподавать, хоть это сложный и ответственный процесс, ведь от нас требуется не только научить, но и правильно направить ребят, показать им верный путь, по которому они впоследствии пойдут самостоятельно. Наша задача вооружить их всем необходимым. Конечно, многое зависит от их способностей и желания, и мне приятно, когда я вижу отдачу, огонь в глазах своих студентов. Думаю, каждый человек приходит в этот мир не случайно и желает оставить свой след. С одной стороны – это мое собственное творчество, которым я говорю свое слово, а с другой – это мои ученики, с которыми я делюсь своими знаниями. И если кто-то из них в будущем станет известным художником, дизайнером и скажет свое слово в искусстве, мне будет приятно.

Вообще, люблю не просто поговорить со студентами, а устроить дискуссию – своего рода мозговой штурм, когда идет бурное обсуждение определённой темы и начинают рождаться интересные идеи. Это взаимообратный процесс, когда ты сам чему-то учишься, развиваешься, открываешь для себя другие стороны привычных вещей. Это новая волна, которая и тебя подстегивает не стоять на месте, работать, идти вперед. Очень важно общаться с молодежью, ведь у нас много умных, креативных, талантливых и перспективных ребят. Они наше будущее.

— Говоря о вдохновении и мотивирующих факторах, расскажите о роли музыки в Вашей жизни и творчестве. Насколько они взаимосвязаны? Ведь в свободное время Вы не только слушаете музыку, но и любите помузицировать.

— Музыка занимает не последнее место в моей жизни и творчестве. Будучи ребёнком, я на протяжении года занимался с педагогом, но в силу определенных причин оставил это дело, хотя любовь к музыке во мне живет до сих пор. Музыкальность мне всегда помогает, когда необходимо подобрать мелодию к видео, озвучить текст, работать с композиторами и певцами, участвовать с ними в совместных проектах. Сегодня, когда у меня появляется возможность, стараюсь музицировать.

— Ваш источник вдохновения?

— Вдохновение для меня сама жизнь во всех ее проявлениях и ситуациях. В свободное время люблю съездить на море, пройтись по берегу, послушать шум волн, крики чаек, почувствовать этот непередаваемый горько-соленый запах родного Каспия, что позволяет расслабиться, на время отвлечься от повседневной жизни, снять стресс, получить заряд положительной энергии и почерпнуть вдохновение.

Меня очень вдохновляет море и морские пейзажи. Находясь на берегу, наедине со своими мыслями, обстановка словно сама предлагает тебе пофилософствовать, задуматься о жизни, о вечном. Люблю понаблюдать за рыбаками особенно за взрослыми, чьи загорелые на солнце руки и лица покрыты глубокими морщинами, способные о многом рассказать. Для художника очень важно общаться с людьми, обращать внимание на их поведение, наблюдать, искать необычное в обычном и пропускать увиденное через призму своего восприятия.

Вообще я часто путешествую по нашим живописным районам, имею в виду допандемийный период, где перед твоими глазами предстают самые разные цветовые вариации. Мы, художники Абшерона, не избалованы таким разнообразием, и, возможно, это даже к лучшему. Наши глаза привыкли к традиционному пейзажу – это небольшое корявое инжировое дерево, склонившееся к земле под воздействием ветра и палящего солнца, чья жизнь олицетворяет наглядную борьбу за существование, золотые пески Абшерона, прогретые жаркими солнечными лучами в летний зной и ярко синяя полоска любимого Каспия. Именно это подталкивает нас самих искать и находить цвета, нужные нам оттенки, которыми мы обогащаем нашу палитру. Наверное, сочная яркая гамма наших картин – это и есть те самые поиски цвета, о котором мы говорим.

К тому же, говоря о вдохновении, я убежден, что оно приходит во время работы. Не стоит сидеть и ждать, когда тебя посетит муза, необходимо взять карандаш или кисточку, положить перед собой лист бумаги или встать перед холстом и начать работать. Творческий процесс уникален. Он способен вызвать вдохновение и необходимую мотивацию уже во время работы. Главное начать, сделать первый шаг, и вы сами не заметите, как уверенно движетесь в правильном направлении.

— Мир Азер, большое Вам спасибо за интересную беседу, столь подробный рассказ о своем творчестве и видах деятельности. Желаю Вам удачи, персональных выставок в лучших музеях мира и нескончаемого вдохновения.

— Большое спасибо за интерес к моему творчеству!

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1954
virtonnews.com