Маргарита Сытник, украинская журналистка, проживающая в Польше
Работала специальным корреспондентом украинского телеканала “1+1” в России, а потом в Польше. В 2014 году после нападения России на Украину вынуждена была выехать из России из-за преследований ФСБ.
Yenicag.az представляет читателям интервью с Маргаритой Сытник.
— Уже два с половиной месяца продолжается военная агрессия России против Украины. Учитывая то, что Вы уже несколько лет находитесь в Польше, как воспринимается Вами это война?
— Украинцы переживают за свою страну независимо от того, где они находятся. Дело не в расстоянии, а в том, что это твоя Родина и все, что для тебя очень ценно. Сложно проживать такую жестокую полномасштабную войну, когда твои родители и родные в Сумах — в 40 км от границы с Россией и в Харькове. В первые дни мы жили в телефонах — мониторили новости, проверяли, как давно были все родственники и друзья онлайн в соцсетях. Это ужасно понимать, что разговор с ними может быть последним и переживать смерть своих коллег-журналистов, которые взяли оружие и пошли защищать Украину или тех, кому просто в квартиру в Киеве влетела ракета, как это было с журналисткой и продюсером “Радио Свобода” Верой Гирич, с которой мы долгое время работали на телевидении.
Для меня эта война стала цивилизационным и ценностным переломом. Я уже 7 лет живу в Польше, где у меня есть свое окружение и хорошая работа. Однако с первых дней войны начало нарастать внутреннее ощущение, что нужно возвращаться в Украину. В это время как никогда чувствуешь свои корни и связь с родной землей. Я считаю дни до отпуска в июне — решила его взять, чтобы увидеть и обнять своих родных и близких. А после победы я вернусь в Украину, хочу принимать участие в ее восстановлении и возрождении.
Сейчас мы, украинцы, живущие за границей, тоже делаем свой вклад в победу — собираем гуманитарную помощь, покупаем и отправляем бронежилеты и амуницию для армии, выходим на акции протеста, настаивая на введении санкций против России и привлечении более масштабной помощи для Украины.
— Наверное, в Ваших взглядах тоже есть кое-какие изменения относительно первых дней и последующих недель российской агрессии. Как Вы поняли, я о феноменальном сопротивлении Украины…
— C первых дней я уверена в победе Украины. Иначе не может быть! Большинство украинцев не ожидали и до последнего надеялись, что Россия не начнет полномасштабную войну в Украине. Тем более, что русские, как они себя называют “освободители” с такой жестокостью будут уничтожать украинцев, устроив геноцид нашего народа.
Мы знали, что будем защищаться и будет большое движение сопротивления. Еще на Майдане в 2014 году украинцы показали, как могут объединяться и бороться без оружия за свои ценности. Теперь весь мир увидел невероятный подъем, единение и феноменальное противостояние врагу в борьбе украинцев за свою землю. Весь мир облетели видео и фото, как украинцы голыми руками останавливают танки, как 15-летняя девочка с простреленными коленями вывозит 30 км из оккупации раненых на машине, как украинские медики не оставляют раненых под прямыми обстрелами, как украинцы спасают не только себя, но и животных, доставая их из разбомбленных домов, о том, как жители оккупированного Херсона с украинскими флагами выходят на митинги, зная, что ночью за ними могут прийти, как во времена репрессий Советского Союза в 1937 году или на Донбассе в 2014-м. И, конечно, же о том, как героически стоит Азовсталь. Этот список можно продолжать бесконечно.
Каждый делает свой вклад в победу Украины — и военные, и волонтеры, которые также вооружают украинскую армию, и фермеры, которые проводят посевную кампанию после разминирования полей, и украинцы за границей, артисты, спортсмены, которые своими выступлениями за рубежом собирают помощь для Украины, а дома поддерживают боевой дух.
Более того, такое феноменальное сопротивление украинцев кардинально поменяло позицию и риторику стран, которые в победу Украины не верили и правительства которых занимали пророссийскую позицию. Например, Германия, где некоторые чиновники заявляли о том, что Украина продержится несколько часов и обещали просто нелепую помощь в виде передачи 5000 касок в феврале и не хотели отказываться от Nord Stream 2. Теперь же власти Германии говорят о возможности поставок тяжелого оружия и готовы поддержать эмбарго на российские энергоносители. Политическая элита Германии начинает понимать, что российская власть мало чем отличается от нацистской времен Второй мировой войны.
Подобная смена вектора внешней политики происходит и в Италии — стране, которая долгие годы занимала пророссийскую позицию, а сейчас и политически поддерживает Украину, дает нам вооружение, и готова участвовать в восстановлении Украины. А после зверств у Буче и бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, считавшийся давним и преданным другом Путина, заявил, что «глубоко разочарован и расстроен» действиями российского президента, а события в Буче являются «настоящими военными преступлениями».
Даже Сербия — такая себе мини-российская империя Балканского полуострова, которую Москва считает своим стратегическим партнером на Балканах, назвала Россию “угрозой свободной Европы”, хотя пока не присоединилась к санкциям и не отказывается от российского газа.
Теперь весь мир увидел, что никакие мы не братья с русскими, какая между нами цивилизационная пропасть. Их и людьми назвать сложно. И что русская культура, которой так восхищался мир, должна проследовать за русским военным кораблем. Кощунство воспевать Достоевского или Пушкина после Бучи и Мариуполя. Потому что выросшие на этой “великой культуре” — террористы и мародеры, оставляющие тела своих на чужой земле, ворующие стиральные машины. Это нация солдат, которая в качестве трофеев везет женам женские трусы. А их жены в свою очередь призывают убивать и насиловать украинок и детей, отрезать им уши или вырезать свастику на теле. В то время, как украинцы рискуют жизнью и под дулами танков выходят на митинги и единственным их оружием есть украинский флаг — флаг независимой и свободной страны, которую так боится “вторая армия мира”.
— Каково Ваше мнение о подходе европейских стран в вопросе оказания военной помощи Украине? Как думаете, страны-локомотивы Евросоюза преодолели свои колебания в этом плане?
— Нам пришлось долго просить и ждать помощь. Европа отвечала на агрессию России, а не работала превентивно на опережение преступлений серийных убийц — солдат российской армии. Мы могли бы избежать таких масштабов жертв и разрушений.
В Украине невероятно благодарны поддержке Британии, Польши и стран Балтии, которые не колебались ни на миг с начала полномасштабного вторжения России и не только помогают вооружением, принимают украинских беженцев, а и выступают адвокатами и лоббистами Украины в Европе и мире.
Однако не вся Европа еще поняла, что она уже давно пассивный участник войны, которая ведется на ее территории ни один год — информационной. Российская пропагандистская машина несколько десятилетий создавала мифы об Украине как о ненадежном газовом партнере, как о стране, где правят националисты и так далее. Пропаганда навязывала свой нарратив об Украине с экранов Russia Today, активно покупала политологов, политтехнологов, ключевых политиков и партий, и инвестировала в стратегически важный для функционирования европейских государств бизнес. В результате многие страны оказались в ловушке собственной наивности и стали заложниками “российских газовых денег”, от которых сейчас так сложно отказаться.
Только такое сопротивление украинцев и давление собственного народа — жителей европейских стран — поставило их правительства в очень неудобное положение и стало переломным для их политики в отношении Украины и России. Уже сейчас понятно, что Путин не такой страшный, как хотел казаться, “вторая армия мира” на самом деле оказалась первой террористической армией насильников и мародеров и политики, которые поддерживают Россию после Бучи, Мариуполя несут высокие репутационные риски.
Украина в этом плане очень правильно, на мой взгляд, провела международную политику, апеллируя к народам стран в первую очередь, а не к их правительствам. Постепенно страны-локомотивы меняют свою риторику и позицию. Снова-таки это видно на примере Германии, Италии. Или по ситуации в Хорватии, где украинский вопрос привел к внутреннему политическому конфликту между пророссийским президентом и премьер-министром, поддерживающим Украину.
Во многих европейских странах с активным российским политическим лобби и большой долей российского бизнеса происходят маленькие сдвиги в сторону поддержки Украины. Надеюсь, что скоро они станут тектоническими и Европа полностью откажется от российского газа и нефти, тем самым перекрыв канал финансирования терроризма России и принеся мир не только в Украину, но и безопасность на континент. Наибольшие сомнения в радикальной смене риторики вызывает только Венгрия, которая рискует стать европейским изгоем.
— Как наблюдается, среди стран НАТО только Турция старается способствовать приостановлению войны и несколько раз организовала встречу делегаций двух стран. Есть ли тут шанс на дипломатическое решение?
— Какие переговоры могут быть с террористами? Россия — террорист, который хочет уничтожить украинцев и стереть Украину не только с лица земли, но и из истории. И они угрожают уже не только Украине. Самолеты России нарушают воздушное пространство других европейских стран и существует опасность российского вторжения в Молдову.
Вторая мировая война показала, что политика умиротворения агрессора не работает. Советский Союз, как оказалось, также вел себя агрессивно и вместе с Третьим Рейхом подписал пакт Молотова-Риббентропа. В Польше, где я сейчас живу, очень хорошо помнят 1 сентября 39-го, когда нацистская Германия атаковала Гданьск, а потом 17 сентября Красная Армия ударила с востока. А также о совместном параде нацистских войск и красноармейцев в Бресте. Нам об этом, ни в Украине, ни в Азербайджане, долгое время не рассказывали в учебниках истории, так как советская пропаганда создавала только миф о великой отечественной войне. Как теперь из победы Путин делает пропагандистское пабедобесие, как у нас говорят.
Как можно вести переговоры с врагом, который уничтожает будущее нации — детей и насилует женщин, который даже во время переговоров продолжает бомбить города ракетами и обстреливает гуманитарные коридоры? Россия нарушает всевозможные конвенции — стреляет в гражданское население, убивает врачей и журналистов, вывозит насильно население. Переговорный процесс — это только доказательство того, что словами с Россией ничего не достичь и грош цена их словам. Империя понимает только силу и наша армия — лучший аргумент в этой войне, чем переговоры с агрессором. Эффективнее переговоров в Турции против российской армии работают турецкие байрактары. Хотя несомненно то, что Турция предоставила площадку для переговоров, тоже свидетельствует о ее выборе.
— Интересно узнать Ваше мнение о поведении постсоветских стран в отношении к Украине.
— Оно было ожидаемым. Мы знали, что нас поддержат Польша и страны Балтии, которые понимают, что они могут быть следующими жертвами нападения России. Масштабы поддержки Польши поражают. Это страна, которая приняла наибольшее число украинских беженцев — более 3 млн, поделилась жильем и всеми благами, которыми пользуются граждане Польши. Благодаря Польше украинцы теперь точно знают, что такое добрососедские отношения и кто наш настоящий друг. Они не только помогают, они сопереживают нашу боль.
Также предсказуемой была солидарность грузинского народа, всегда дружественного для украинцев и который помнит нападение России в 2008 году. Однако такой же солидарности хотелось бы и от грузинской власти, которая малодушничает и разочаровала.
Мы понимаем, в какой ситуации оказался Азербайджан. С одной стороны, отношение официального Баку созвучно позиции Киева по Крыму и Донбассу. С другой — в Карабахе стоят российские солдаты. Насколько мне известно, многие азербайджанцы поддерживают Украину, проводят акции солидарности, отправляют гуманитарную помощь, а правительство отправило в Украину медикаменты и горючее. Конечно, мы хотим большего — поддержки резолюций в ООН, например. Как сказал Зеленский “это одна из немногих стран, по которой мы понимаем баланс нейтральности, потому что у них может разгореться война. Но ждем большего и долго понимать не сможем, потому что нам будет сложно».
Беларусь — это боль. Пособник Путина Лукашенко также должен ответить, как военный преступник за то, что с территории Беларуси российская армия напала и продолжает наносить мощные удары по Украине. России бы не удалось так масштабно атаковать, если бы Лукашенко не сделал Беларусь плацдармом для отправки российских войск.
Однако то, что белорусские военные не участвуют в войне свидетельствует о внутреннем бойкоте нелегитимного президента и нелегитимности нападения. Ну и мы знаем, что белорусские партизаны устраивают диверсии, нарушая планы российской армии.
— США и Великобритания продолжают поставку оружия Украине. Байден уже подписал ленд-лиз для Украины. И все это означает, что война закончится не скоро. Украина и ее народ готовы к проведению долговременной войны?
— Для нас война уже длится долго — мы воюем уже 8 лет и наконец-то мир это понял. Мы понимаем, что это может еще затянуться. Мы осознаем, что если сейчас не выбить врага с земли, то Россия не оставит своих попыток отвоевывать и нападать, кто бы ни был при власти. Умрет Путин — придет другой. Для нас не осталось хороших русских и либеральных российских политиков. Тот же Навальный заявил, что лучше нам не Джавелины покупать, а рекламу в соцсетях для донесения русским правды о войне. Как реклама в Фейсбуке спасет от русских ракет моих родителей в Сумах или людей на Азовстали? Мы устали вести диалог с русскими. Это бессмысленно.
Единственный наш выход — это бороться и уничтожить врага. То, что журналисты, которые никогда ранее не брали оружие в руки, идут на фронт и погибают там, педагоги университетов, юристы, врачи — украинская элита, говорит о том, что мы готовы и не видим другого выхода. То, что в Украину приезжают добровольцами бороться иностранцы и они готовы умереть в нашей стране говорит о том, что речь идет не только о свободе Украины.
Это не только безопасность европейских стран, это еще и серьезный удар по мировой экономике. И от того, как долго будет длиться война в Украине, будет зависеть мощность последствий — насколько экономический кризис будет продолжительным. Усмирение и уничтожение террористки-России — это возможность сохранить безопасность, избежать затяжного экономического кризиса и гуманитарной катастрофы с беженцами, а также возможность заработать на восстановлении Украины.
Режиму, который атаковал нас полномасштабной войной, более 100 лет. Более 100 лет сначала уничтожали наш язык, культуру и цвет нации. И не только наш, а и Беларуси, Грузии, Азербайджана. Это прочувствовали на себе все бывшие советские республики. 5 поколений россиян нас уничтожает, не один Путин.
Поэтому наконец-то Россия должна понести ответственность — за все военные преступления и каждый русский должен прочувствовать последствия своих преступлений и молчания, что эквивалентно одобрению режима и военных преступлений. Они украли у нас очень многое. Поэтому должны отстроить города, заплатить репарации и десятилетиями работать на процветание нашей страны. И нельзя снимать санкции после победы Украины, а такие голоса и нарратив российской пропаганды уже сейчас звучат. Никаких поблажек после победы быть не может. Бойкот всему российскому! Нельзя допускать, чтобы даже культурное эмбарго было снято. Пришел час расплаты.
Беседовал: А.Зейналов
www.novayaepoxa.com