О ситуации в Афганистане и Центральной Азии рассказал Novayaepoxa.Com кыргызский аналитик Сергей Масаулов.
— Как известно, США завезло на полтора триллиона долларов оружия в Афганистан. Понятно, что они это сделали для будущей войны. Как вы оцениваете ситуацию в Афганистане, и пойдут боевики на постсоветские центральноазиатские государства?
— Ситуация в Афганистане чревата нестабильностью по той простой причине, что американские войска прежде всего находятся на базах Баграм, Шиндар, Кандагар, Мазари-Шариф и не выходят на тропу войны. Затем, подготовленная афганская армия и полиция, а это большая армия, состоящая из 230 тысяч военных, но небоеспособная. Афганскую армию собирали из всех регионов и этнических группировок, но афганские командиры понимают, что дать приказ выходцу их Кундуза в северном Афганистане будет невозможно, потому что кругом одни родственники и все свои, а вот в Кандагаре, возможно, а вот командовать пуштуном на севере, возможно. Но и тут проблемы не заканчиваются, потому что никто не хочет наживать себе врагов. Поэтому афганская армия просто не выходит на военные действия и отсюда вся её небоеспособность.
Вот недавно в Мазари-Шарифе было нападение боевиков, и армия никак не смогла просто среагировать на это, и поэтому погибло очень много солдат. Это ещё раз показало бесперспективность такой армии.
Что касается самих талибов, то они находятся в очень интересном положении. Сейчас Талибан единственная кто берет на себя территориальную целостность Афганистана, и они постоянно это объявляют и говорят, что они прежде всего афганцы. Но пока официальной переквалификации из террористической организации в политическую не было, но с точки зрения реальной политики, с Талибаном сегодня все считаются, налаживают с ним контакты, потому что талибы контролируют большое количество территорий на юге.
— А может они возьмут на себя функцию афганской армии?
— Это вопрос дальнейшего развития ситуации. Потому что вновь возродились моджахеддины, Хикматияр сново появился в Афганистане. Хотя понятно, что брат Ахмад Шаха Масуда немного другого типа человек, но все ровно. Самое важно то, что все афганцы пытаются сохранить целостность афганского государства – это самое важно. Афганистан – это то место, где находится вся стабильность центральной Азии. Поэтому если Афганистан взорвут, то вся конфигурация в Центральной Азии рассыпется. И пока страна оккупирована, идет подпитка на противостояние друг с другом.
— Как таджики и узбеки Афганистана смотрят на свои государства в Центральной Азии?
— Таджики Афганистана ставят себя высоко, потому что они верующие и у них действительный Ислам, а таджики Таджикистана — для них еретики, и те кто не смогли сохранить свою подлинность. Что же касается Рахмона, то он обещал бороться за стабильность и он худо, бедно это обещание выполняет. Но есть масса других проблем с трудовой миграцией населения, экономикой и транзитом власти. Да, он практически обеспечил власть для своего сына, но Рустаму еще надо овладеть этой властью. В Таджикистане нет оппозиции, но есть глухая социальная оппозиция населения. То есть они не верят власти, не принимают ее, рассказывают анекдоты. Проблема в том, что власти в Таджикистане, пытаясь смягчить гайки в стране, пытаются сохранить базовую власть действующего руководства, таким образом, они пытаются найти некий баланс для дальнейшего управления государством.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com