Кыргызский эксперт: «Назарбаев предлагал создать Центрально-азиатский Союз, а Каримов выступил против…»

Террористическая организация «Исламское государство» планирует создать халифат в Центральной Азии и активизировать уже созданные спящие ячейки — «джамааты».

Об этом на прошлой неделе сообщил руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков.

Ситуацию в Центральной Азии, угрозы, исходящие из соседних регионов, обсудили с кыргызским экспертом, профессором Токийского университета Комаба, Талатбеком Масадыковым.

Талатбек Масадыков

— Что можете сказать по этому поводу? Есть версия, что Россия специально пугает страны ЦА, чтобы держать их в зоне своего влияния. Насколько реальна в данный момент эта угроза?

— По этому поводу я и раньше говорил, в своих предыдущих интервью, что по моему личному мнению, не только Россия не только не пугает, но и не договаривает ту реальную угрозу, которая существует для стран Центральной Азии. Эта угроза не только реальная, она очень серьезная и она практически возрастает со-временем. конечно, это процесс достаточно длительный и зависит о тех сил, которые поддерживают радикальный экстремизм по всему миру. Не только «исламское государство», но и все экстремистские группировки имеют свои круги, те круги, которые их не только поддерживают финансово, но вооружением тоже. Поэтому, эта угроза реальна, и она со-временем все больше и больше возрастает для стран ЦА.

— Если есть такая угроза, тогда конкретно интересам какой державы служат ячейки ИГ в Центральной Азии?

— Я думаю вопрос некорректно поставлен потому, что не одно государство, не одна держава никогда не сказала и не скажет, что ИГ или какие-то другие группировки служат его интересам или интересам того или иного государства. Но за такими экстремистскими группировками, как и ИГ и другие, всегда стоят определенные силы. Эти силы не представляют государственные круги той или иной иностранной державы. Эти силы относятся к специальным структурам, которые делают на этом бизнес. Конечно есть разные люди в «исламском государстве», которые примкнули к этой экстремистской группировке, есть идеологи, есть люди, которые работают, получают за это заработную плату, есть люди, которые верят в эту идеологию и борются за «справедливость» своим образом, по-своему точнее. Есть те, которые примкнули туда не понимая, что они примыкают к радикальной экстремистской группировке. Некоторые оказались в рядах террористов по случаю жизни, или искали работу, или искали приключение. В рядах ИГ есть очень много людей, которые оказались там по разным причинам, даже случайно. Так, что сказать на какое государство, какой державе они служат — это очень сложно.

— Обычно Россия и все страны региона связывают ИГ и подобные ему группировки с США и Западом. По-вашему, зачем США в такой ситуации подтолкнуть страны ЦА в объятия России и укреплять её военные позиции в регионе?

— Вы совершенно правы, что американцам или Западу нет никакого смысла подталкивать страны Центральной Азии в объятия России. потому, что на сегодняшний явно видится конкуренция и борьба за этот регион между Россией, Соединенными Штатами, некоторыми западными государствами и Китаем. Поэтому каждое государство будет использовать сложившуюся ситуацию в мире, в нашем регионе, чтобы хоть каким-то образом взять Центральную Азию под свой контроль. Я не думаю, что США и Запад подталкивают Центральную Азию в объятия России. Но складывающаяся ситуация заставляет нас — страны Центральной Азии задуматься, с кем мы совместно, скоординировано будем двигаться с целью защиты наших интересов, для предотвращения угроз, которые исходят из соседних регионов и двигаются в направлении к нам, и это покажет время

— Смогут ли страны ЦА самостоятельно, без помощи России, устранить подобные угрозы? Если да, то почему до сих пор среднеазиатские страны не хотят и не могут освободиться от гегемонии Москвы, зачем входят в ОДКБ? Или РФ рассматривается странами ЦА как противовес остальным геополитическим силам, которые рвутся в регион?

— Однозначно, я думаю, что даже сообща страны Центральной Азии не смогут предотвратить ту угрозу, перед которой находится наш регион. Даже если пять наших центрально-азиатских государств совместно, сообща начнут решать вопросы безопасности все равно этого будет недостаточно. Поэтому я думаю, что на сегодня единственная сила, которая способна оказать поддержку всем странам нашего региона в обеспечении безопасности — это Россия. Нравится это нам, или не нравится, но пока реальная страна, которая готова и способна помочь всем странам Центральной Азии предотвратить эту серьезную угрозу, это — Россия. С одной стороны, это помощь, чего требуют наши стратегические отношения с Москвой, которые сложились исторически. А с другой стороны конечно, это и в интересах самой Москвы потому, что если дестабилизируется наш регион, то следующий удар уже получит сама Россия. А когда вы говорите о создании противовеса в лице России, я думаю да. Потому, что страны ЦА будут работать не только с Россией, но и с другими государствами. Мы все знаем, что некоторые региональные государства не примыкали не к какой организации и военному блоку, проводят свою самостоятельную политику позитивного нейтралитета, и есть государства, которые являются членами ОДКБ. Но не все члены ОДКБ являются участниками Евразийского Экономического Союза. Поэтому тут есть плюсы, так и минусы для некоторых стран. В частности, Кыргызстан, который является членом ОДКБ и это плюс для республики на сегодняшний день потому, что других вариантов решать вопросы региональной безопасности, пока нет.

— Почему страны Центральной Азии не могут между собой найти общий язык и создать единый союз, объединить экономические и военные усилия для противостояния внешним вызовам и угрозам, которые исходят как с юга, так и с севера?

— На счет вашего последнего вопроса… знаете, я этим вопросом задаюсь уже давным-давно. Еще давно звучало предложение со стороны президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по поводу создания Центрально-азиатского союза. Но на это предложение некоторые государства отнеслись достаточно негативно. Я имею в виду Узбекистан. В то время президентом был Ислам Каримов. Я думаю идея Назарбаева — единственное решение проблем наших государств. Если мы — страны Центральной Азии, в первую очередь, не ожидая, или не надеясь только на помощь со стороны России, Китая или Соединенных Штатов, не начнем решать свои проблемы сами, то никто за нас эти вопросы решать не будет. Поэтому единственный путь для народов наших стран — это искать пути объединения между собой, экономическое или какое-либо другое объединение, какими-то другими способами, при этом оставаясь независимыми. В противном случае, нашей разобщенностью будут воспользоваться внешние силы и будут использовать нас в своих геополитических целях. Надо открыто обсудить разные вопросы, решить все спорные пограничные проблемы и решить все другие экономические вопросы. Это надо было сделать давным-давно, мы даже опоздали в этом вопросе. Поэтому нужно срочно садиться и продвигаться в этом направлении. Вопрос почему эти страны не могут найти общий язык между собой, то думаю, что это вовсе не проблема наших народов, а проблема наших политиков. Мне лично кажется, что все зависит от руководителей наших стран. Если у руководителей были бы политическая воля, здравый подход и мудрость, то они нашли бы этот общий язык давным-давно. Не все наши руководители подходят к этому вопросу с этой точки зрения. Вполне возможно, что есть некоторые сомнения во взаимоотношениях, сомнения в искренности тех или иных партнеров, в конкретных региональных вопросах, но все это надо преодолевать. Сесть за стол переговоров, откровенно обсуждать проблемы, которые беспокоят страны Центральной Азии и находить приемлемые пути для их решения. В нашем регионе мы можем все потому, что это один народ, одна религия, одна история, одна культура. Если посмотреть недалеко в историю, то мы увидим, что этот регион жил вместе. Были боли, проблемы, взлеты, падения, прогресс — все это было вместе. Поэтому я думаю, что тут делить нечего, нам нужно просто садиться и решить свои проблемы. Все в руках наших руководителей. Государственный строй наших стран таковы, что все решает один человек, которого поддерживают его народы. Поэтому, если будет политическая воля у наших лидеров, то я думаю этот вопрос решить очень легко.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.novayaepoxa.com

6521
virtonnews.com