О кризисе современного либерализма, о том в какую сторону она будет трансформироваться и что ждет левые силы, рассказал Novayaepoxa.Com российский эксперт, член «Зиновьевского клуба» Павел Родькин.
— В последнее время все чаще говорят о кризисе либерализма. Как вы оцениваете в чем именно проблема неолиберализма, что сегодня крайне правые силы все больше популизируются на Западе?
— Сегодня достаточно много говорится о кризисе либерализма, или если быть более точным — неолиберализма. Часто по кризисом понимается принципиальный слом и разрушение этой системы. «Кризис» неолиберализма являются процессом трансформации, не столько ломающим систему, сколько вполне эволюционно переводящий ее на новый уровень. Неолиберализм усиливается, элиты исповедующие эту идеологию и проводящую соответствующую политику, чувствуют себя очень уверенно, во всем мире происходит тотальное наступление на права трудящихся, схлопывание среднего класса, демонтаж общества всеобщего благосостояния и социального государства. Наиболее в жесткой форме это осуществляется на периферии глобального капитализма, например на всем постсоветском пространстве.
Левая идеология является естественным препятствием на пути этого протеста, поэтому всячески дискредитируется (причем значительная вина здесь лежит и на самих левых), в качестве, простой и понятной альтернативы ей предлагается правая и консервативная идеология. Фактически политическое и идеологическое противостояние в обществе играет на руку «третьему», реальному субъекту — неолиберальному глобализм-капитализму, который сегодня так безответственно легко списывается со счетов.
— Как вы считаете, в перспективе. во что может трансформироваться неолиберализм? или же все-таки Европу ждут крайне правые силы?
— Неолиберальный глобализм-капитализм переходит в стадию, которую условно можно назвать посткапитализмом. Содержанием посткапитализма является imperium-фетишизм (фетишизм абсолютной и чистой власти), который становится возможным и возникает на базе новых технологий и постгуманизма, расширяющих биологический горизонт власти.
Это означает и изменение сложившейся социальной формы власти, правые являются в данном случае всего лишь разрушительным инструментом окончательного слома традиционного общества, которое в рамках право-консервативной риторики происходит под лозунгом его восстановления. Иными словами происходит трансформация привычной системы власти-собственности и капитала, что на практике означает полный отказ от демократических и социальных завоеваний ХХ века во всем мире.
— Насколько сегодня сильны в мире левые силы?
— Сегодня все больше, например в России, говорится о «левом повороте» или «красном проекте», которые возникнут на месте неолиберализма. Но пресловутый «красный проект» сегодня есть не что иное, как типичный АНГСОЦ Оруэлла из «1984», т.е. системы, при которой форма полностью и сознательно не соответствует и прямо противоречит содержанию. Так что никакого оптимизма от подобной риторики ждать не следует. Никаких предпосылок к эволюционному «полевению» системы — нет. Напротив, неолиберальная социальная политика и последовательный отказ от социального государства будет только усиливаться на всем постсоветском пространстве. И формой этой политики будут как раз «правый поворот». Общество ждет наступление достаточно темного периода в истории, из которого оно выйдет в крайне изуродованном и деформированном виде. В этих условиях задачей левых сил и идеологии социальной справедливости является ее элементарное сохранение.
Анар Гусейнов