О российской-турецких отношениях и выхода из положения российско-американского обострения рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Виталий Журавлев.
— Сейчас многие эксперты считают, что Турция и Россия вновь расходятся. Как вы оцениваете отношения России и Турции на данном этапе и видите ли вы возможное обострение между государствами?
— Своё время в политологии появился такой термин как «турбулентность», он был заимствован из гидродинамики и аэродинамики, где означал вихревые воздушные и водяные потоки. В принципе, это редукция, то есть вульгарное упрощение, когда происходит перенос понятия из одной области знаний в другую, но в данном случае турбулентность, то есть хаотичность, достаточно адекватно характеризует сегодняшнюю систему международных отношений, в том числе отношения между Россией и Турцией.
Эти отношения имеют прекрасную перспективу в контексте евразийской экономической интеграции от восточного побережья Китая до западной Европы. Это мега-проект, глобальный геополитический и геоэкономический тренд, вопрос в том, насколько он практически реализуем в обозримой перспективе. Если он пробуксовывает, например, из-за цивилизационных различий или политической стратегий и практических действий США, которые не заинтересованы в подобных сценариях, то выходят на первый план чисто двусторонние отношения со всеми плюсами и минусами. И мы знаем, что есть большой потенциал двустороннего сотрудничества между Россией и Турцией в сфере торговли, энергетики, туризма и т.д., но есть и противоречия между хозяйственными субъектами, и противоречия геополитические, если брать Крым, Сирию, Южный Кавказ и некоторые другие точки.
На мой взгляд, Москве и Анкаре надо ориентироваться на сотрудничество, а не на конфронтацию, которая выгодна, прежде всего, третьим силам, таким как США и исламским радикальным организациям. Но если политическому руководству в России и Турции нужна политическая стабильность в регионе, нужно поступательное развитие своих стран, то необходимо проявить политическую волю к конструктивному взаимодействию. И надо учитывать обстоятельство, что в силу исторических и политических причин российско-турецкие отношения могут очень быстро скатиться к ситуации противостояния. Есть и внешние и внутренние силы в России и Турции, которые в таком развитии событий заинтересованы. Но, война России и Турции будет абсолютно катастрофична для обоих государств, то есть победителя в ней не будет, точнее победителями будут внешние игроки, которым выгодно новая русско-турецкая война.
— Как вы видите обострение в отношениях России и США, и какой выход из данной ситуации вы видите?
— Обострение отношений между Россией и США имеет концептуальный стратегический характер. США имеют внешнеполитическую доктрину, которая ориентирована на мировое лидерство. Россия в своей внешней стратегии и концепции безопасности исходит из модели многополярного мира. В этом смысле противоречия и противостояние Москвы и Вашингтона носит объективный характер. На мой взгляд, проблема России в том, что в принципе, верно оценивая мировые тренды как постепенную утрату Западом глобального доминирования, Москва стала проводить суверенную политику, что опять же по большому счёту правильно, не будучи к этому готова в экономическом, технологическом и социальном отношении.
Поэтому ситуация сложная, надо по идее менять социально-политический курс, проводить управленческие реформы, избавляться от олигархической системы, но политическая элита сама себя радикально трансформировать не готова. Правящие круги держатся за Владимира Путина, видя в нём, в принципе справедливо, гаранта стабильности, но это стабильность не развития. Были определённые надежды, иллюзии, что удастся найти общий язык с Трампом. Трамп действительно во многих отношениях альтернативный политик в американском истеблишменте, но он всё равно руководствуется геополитическими интересами США и находится в сильной зависимости от американских политических институтов.
Возможно, Трамп хотел бы использовать Россию, например, против Китая или исламского мира, но даже этого в существующем внутриполитическом контексте он сделать не может. Так что перспектив улучшения отношений с США сегодня у России нет. Можно, конечно, предположить, что если бы вместо ВВП в 2018 году пришёл другой президент, ему удалось что-то наладить. Но даже в случае прихода к власти другого политика, ему выдвинут такие условия по Крыму, по Украине, по ЮКОСу и другим темам, которые он не сможет выполнить.
Тогда, на мой взгляд, более вероятен переход к каким-то мобилизационным формам управлением государством и сползания к ситуации реально жёсткой конфронтации с Западом. Могут появиться новые геополитические конфигурации, например, Москва – Пекин – Тегеран. Но это всё негативные сценарии, которые будут сопровождаться конфронтацией, а возможно и военными конфликтами. Идеальным вариантом было бы конечно нахождение компромиссных решений в направлении глобального сотрудничества, но для этого нужно, чтобы преобладала соответствующая система ценностей у мировых элитных групп, но пока это не наблюдается и доминирует идеология жёсткой конкуренции и борьбы за ресурсы.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com