На фотографии — памятник детям, убитым в чешском городке Лидице. Фашисты расстреляли чешских детей в 1942 году, азербайджанских детей фашисты расстреляли спустя 50 лет — в 1992-м.
Лидице и Ходжалы – города-побратимы с 2010 г. У них схожая судьба.
Бабий Яр, Хатынь, Лидице, Сонгми, Сребренница, Беслан – имена этих населенных пунктов вошли в историю, как символы наиболее тягчайших преступлений против человечности. Они — символы торжества самого низкого и отвратительного, что есть в человеке. Сотни убитых, ни в чем не повинных людей — детей, женщин, стариков…
Малоизвестно имя небольшого городка Ходжалы в Нагорном Карабахе, населенного азербайджанцами. 28 лет назад здесь произошла страшная по своей бессмысленности и зверству трагедия, которая стоит в ряду наиболее подлых и кровавых преступлений второй половины ХХ века. В 90-х гг. многие республики бывшего СССР были охвачены войной, совершались военные преступления, но не было ничего сопоставимого по варварству и масштабам с массовым убийством мирных жителей в Ходжалы.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. части армянской армии и вооруженные отряды карабахских армян при поддержке 366 полка российской армии окружили город. В нем оставались сотни мирных жителей. Несколько десятков азербайджанских милиционеров и ополченцев, противостоявших танкам и БТРам, погибли в первые часы штурма, прикрывая отход жителей. А потом началась охота. Но охотниками были звери, а люди стали их жертвами.
Звери в человеческом обличии безжалостно расстреливали детей, женщин, стариков, надругались над телами жертв. Многих, включая детей, добивали в упор.
Очевидцы свидетельствуют: ««Вдруг со стороны Аскерана стали раздаваться выстрелы. Шедшие впереди цепочкой люди один за другим начали падать. Среди женщин и детей я заметил жену. Начал кричать, чтобы они ложились на землю. Это было ужасное зрелище, которое я никогда не забуду: крепкие, вооруженные до зубов армянские парни стреляют в беззащитных женщин и детей, мечущихся по глубокому снегу», — рассказывал русский житель Ходжалы Сергей Бондарев.
Был истреблен целый город, совершено массовое зверское уничтожение беззащитных людей. Преступление очевидное и тягчайшее.
Очевидцами последствий этого кошмара стали многочисленные свидетели, включая журналистов, оказавшиеся на месте преступления на следующий день.
Юрий Романов, кинорепортер, снимавший в горячих точках бывшего СССР, написал книгу «Я снимаю войну» (Москва, 2001). В ней есть страницы, посвященные Ходжалы. Он был в числе первых, оказавшихся на месте трагедии:
«Я выглядываю в круглое окошко вертолета и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка…
Глаз вырывает из месива тел две фигурки — бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырех, девочка протягивает руки к убитой бабушке…»
Армяне сознательно шли на беспрецедентную жестокость. Целью было запугать гражданское население Карабаха, показать, что не будет никаких моральных преград при этнических чистках и изгнании азербайджанцев с их земли. В интервью корреспонденту ВВС Тому де Ваалу руководивший тогда армянскими отрядами экс-президент Армении С.Саркисян подтвердил это: » До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип]. Вот что произошло». Саркисян признал, что средневековое варварство, учиненное при расправе над мирным азербайджанским населением Ходжалы, носило преднамеренный и осознанный характер.
Этих маленьких детей убили только потому, что это были азербайджанские дети:
— Агаяров Рахман, 6 лет
— Агаярова Севинч, 7 лет
— Абишев Чингиз, 7 лет
— Джафаров Самир, 5 лет
— Чобанов Низакет, 8 лет
— Алиев Эльгиз, 8 лет
— Алиев Салим, 7 лет
— Алекперов Сехавет, 8 лет
— Азимов Натиг, 6 лет
— Амирова Егана, 6 лет
— Гасанов Эльгюн, 4 года
— Гасанова Айгюн, 1 год
— Гусейнов Раджаб, 8 лет
— Гусейнов Махсар, 1 год
— Гусейнов Шабнам, 6 лет
— Гусейнова Марал, 7 лет
— Халилова Лейла, 4 года
— Гулиев Шакир, 7 лет
— Ганбарова Эсмира, 7 лет
— Ганбаров Эсмин, 6 лет
— Гулиев Самир, 2 года
— Гулиева Севинч, 7 лет
— Мехтиева Гюльмира, 3 года
— Мехтиева Айсель, 5 лет
— Мурадова Айшен, 1 год
— Оруджева Хайала, 6 лет
— Оруджева Натаван, 3 года
— Сафиев Сарван, 1 год
— Валиев Агасиф, 4 года
— Зейналова Айнур, 6 лет
— Юсифова Натаван, 4 года
Это неполный список… Совсем маленьких мальчиков и девочек, еще веривших в сказки, никогда не ставших взрослыми.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. в Ходжалы было убито 613 человек, детей — 63, 106 женщин, 70 стариков, ранено — 487, пропали без вести — 150, взято в заложники — 1275.
Поставьте поминальную свечу в окне, и, если кто-нибудь несведущий спросит, расскажите о маленьких детях, замерзших или расстрелянных в ту страшную зимнюю ночь.
Да упокоит Всевышний невинные души. Да воздаст Он заслуженное наказание в этом и ином мире всем сопричастным к чудовищному преступлению. Мы ничего не забыли… Ответить придется.
Эльдар Гинесли
www.novayaepoxa.com